Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 19:50, дипломная работа
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом 53 процента молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы профессионального самоопределения старшеклассников
Основные подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение»
Особенности профессионального самоопределения на разных этапах развития личности
Роль социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Выявление у старшеклассников особенностей профессионального самоопределения
Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Анализ эффективности комплекса профориентационных занятий
Выводы по второй главе
Обобщенные результаты соответствия/несоответствия выбранного старшеклассниками профессионально личностного типа и типа профессий представлены в таблице 3.
Таблица 3
Соответствие профессионально личностного типа и типов профессий
у старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе
|
Экспериментальная группа |
Контрольная группа | ||
Количество детей |
Процентное соотношение |
Количество детей |
Процентное соотношение | |
Не соответствие |
13 |
54 |
9 |
38 |
Соответствие |
11 |
46 |
15 |
62 |
Для наглядности на основе данных таблицы 3 составлена гистограмма. (Рисунок 2)
Рис. 2. Гистограмма соответствия профессионально личностного типа и типов профессий старшеклассников экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе (в %).
Результаты, полученные в ходе диагностики свидетельствует о необходимости проведения комплекса занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий.
2.2. Работа, направленная на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
Цель: разработка и проведение комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников.
Задачи:
На основании анализа проблемы и результатов диагностики констатирующего этапа исследования был разработан комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников, то есть на приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий. Комплекс состоит из 13 занятий, которые проходили в три этапа: вводный, основной и заключительный. Занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность: 1 – 1,5 ч
Цель: оптимизация профессионального самоопределения старшеклассников, то есть приведение в соответствие профессионально личностного типа и выбранного типа профессий.
Включение в тот или иной вид деятельности будет способствовать оптимизации профессионального самоопределения старшеклассников при реализации ряда условий:
Тематический план комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников представлен в таблице 5. Конспекты занятий представлены в приложении 4.
Таблица 4
Тематический план комплекса профориентационных занятий, направленного на оптимизацию профессионального самоопределения старшеклассников
№ и тема занятия |
Структура занятия |
Направления и структура деятельности |
Вводный этап | ||
Занятие 1. Знакомство. Интересы и склонности в выборе профессии. |
Познакомиться, узнать интересы и склонности в выборе профессии. |
|
Продолжение таблицы 4
№ и тема занятия |
Структура занятия |
Направления и структура деятельности |
Занятие 2. Формирование профессионального плана. |
Формирование профессионального плана у старшеклассников |
|
Основной этап | ||
Занятие 3. Самооценка и уровень притязаний |
Выявление уровня самооценки и притязаний |
|
Занятие 4 Темперамент и профессия |
Познакомить группу с понятиями темперамент, и его влиянием на выбор профессии |
|
Продолжение таблицы 4
№ и тема занятия |
Структура занятия |
Направления и структура деятельности |
Занятие 5 Профессия и здоровье |
Рассказать, как выбранная профессия влияет на здоровье. |
|
Занятие 6 Интересы и склонности в выборе профессии |
Выявление интересов в выборе профессии |
|
Занятие 7 Формула профессии |
Выявить истинное отношение школьников к разным профессиям |
|
Занятие 8 Стратегия выбора профессии |
Познакомить школьников с тем как правильно выбрать профессию |
|
Занятие 9 Способности и профессиональная пригодность |
Познакомить группу с понятием «способности» и выявить тип мышления |
|
Занятие 10 Ошибки в выборе профессии |
Познакомить старшеклассников с проблемами не правильного выбора профессии и последствиями такого выбора |
|
Продолжение таблицы 4
№ и тема занятия |
Структура занятия |
Направления и структура деятельности |
Заключительный этап | ||
Занятие 11 Современный рынок труда |
Знакомство старшеклассников с современным рынком труда |
|
Занятие 12 Пути получения профессии |
Знакомство с профессиональным выбором каждого, беседа на тему «Куда пойти учиться». |
|
Занятие 13 Навыки самопрезентации |
1. Научить старшеклассников самостоятельно качественно представить себя. 2. Подведение итогов проведенного комплекса занятий по профориентации |
|
Во время профориентационных занятий старшеклассники:
• изучили свои личностные особенности, интересы и склонности;
• получили подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
• получили информацию о правилах выбора профессии;
• определились в выборе будущей профессиональной деятельности
Старшеклассники научились:
• адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии;
• ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями;
• составлять личный профессиональный план и аргументировать свой выбор.
Методы работы: занятия включали в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы,
Вводный этап состоял из двух занятий. Их цель – знакомство участников группы, введение в проблему профессионального и жизненного самоопределения, установление доверительных взаимоотношений, оценка ситуации, наблюдение за поведением и взаимодействием членов группы, изучение склонностей каждого из них, отношение их к данной проблеме.
Вначале занятия «Знакомство. Интересы и склонности в выборе профессии» для знакомства членов группы и установления эмоционального контакта в группе было проведено упражнение «Имя и качество», «Поздоровайся так…».
После приветствия старшеклассники были ознакомлены с программой, по которой мы будем работать. Все внимательно слушали, после чего задавали различные вопросы. После обсуждения заданных вопросов группе было предложено составить правила, по которым будет проходить работа. Вся группа принимала участие в обсуждении и принятии правил, они были первоначально записаны на доске, после чего девочки Даша, Аня и Света написали их на ватмане и прикрепили к стене.
Затем группе было предложено ответить на вопросы анкеты для того что бы было легче узнать каждого в группе, интересы и склонности в выборе профессии.
После анкетирования была проведена беседа, в ходе которой затрагивались следующие проблемы: актуальности современных профессий, востребованости специалистов, необходимости профориентационных занятий в школе. В основном все принимали участие в беседе.
Затем были подведены итоги занятия. Высказались абсолютно все, но приходилось часто обращать внимание группы на принятые ими правила, так как они часто перебивали друг друга. Первое занятие вызвало не очень много эмоций у членов группы, так как оно было только вводным.
На втором занятии продолжилось знакомство с группой. На основе беседы о проектировании будущего, о возможных путях получения профессии. После чего была проведена игра «Ветеран – бездельник», в которой и отразилась суть проведенной беседы. Активное участие на этом занятии проявили Сережа и Руслан. В подведении итогов занятия все высказали свое мнение, многим ребятам понравилась проведенная игра.
Основной этап состоял из восьми занятий. Основные задачи этапа:
Информация о работе Профессиональное самоопределение старшеклассников