Профилактика подросткового табакокурения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования заключается в выявлении причин курения подростков.
Объект исследования: учащиеся средней школы.
Предмет исследования: табакокурения подростков и его профилактика.
Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме.
2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Гипотеза исследования:
Если выявить причины вредных привычек у подростков, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.
Методы исследования:
- изучение литературы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, опыта образовательных учреждений;
- наблюдение, беседы, анкетирование;
База исследования: МОУ "СОШ №2" г.Коряжмы Архангельской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КУРЕНИЕ2.docx

— 117.39 Кб (Скачать файл)

     Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано и с физическими  изменениями его организма. Подростки  копируют поведение взрослых, которые  пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, причёски, украшения, косметика, лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых образцами для подражания могут быть и старшие сверстники.

     Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который  ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью  в дружбе. У девочек развивается  тенденция подражать тем, кто  выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. Многие мальчики - подростки  внимательно начинают относиться к  занятиям физическими упражнениями, направленных на развитие выносливости, у девочек же преобладает подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приём кокетства.

     Таким образом происходит формирование и  развитие самосознания ребёнка. Желательный  образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни  часто у подростков возникают  ложные представления о том, каким  должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение вредными привычками, начинают слепо им следовать.

     Многие  подростки стремятся заниматься самовоспитанием. Это особенно характерно для мальчиков. Главным идеалом  для них становится идеал мужественности. Подростки начинают подражать героям фильмов и прочитанных книг. Но в настоящее время для многих опять же героями становятся отнюдь не идеальные люди. Телевидение способствует формированию у подростков вредных  авторитетов: сильный красивый человек  красиво употребляет алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти подростка.

     Многие  мальчики начинают заниматься саморазвитием  у себя необходимых волевых качеств  личности. Они увлекаются играми, где  нужна сила и мужество: бокс, борьба, тяжёлая атлетика, хоккей. Став привычными, занятия физической культурой и  спортом в зрелом возрасте превращаются в эффективное средство поддержания  работоспособности и здоровья, а  полезные волевые качества личности, первоначально сформировавшиеся и  закрепившиеся в ходе этих занятий, затем переходят на другие виды деятельности.

     Таким образом, важно способствовать стремлению у подростков увлечению здоровым образом жизни, это поможет противостоять  вредным привычкам. Раз у подростков есть стремление выработать у себя полезные качества, важно им помочь в этом.

     Также для подростков характерна познавательная и творческая активность. Они стремятся  узнать что-то новое, чему-либо научиться. Подростки стремятся заниматься самообразованием. Они выбирают для  себя предметы, которые особенно им интересны. Нередко отношение к  тому или иному предмету определяется отношением к учителю. Поэтому именно учителю принадлежит одна из главенствующих ролей в формировании здорового  образа жизни у подростков. Учитель  должен быть образцом поведения для  них.

     В подростковом возрасте появляются новые  мотивы учения, связанные с расширением  знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным  творческим трудом. Учение дополняется  самообразованием. Это стремление у  учащихся также необходимо поддерживать.

     Также в подростковом возрасте происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность  отношения к людям, оценки этих людей  и самооценку. У старших подростков появляются профессионально ориентированные  мечты.

     Задача  окружающих подростка взрослых людей  заключается в том, чтобы помочь обучающемуся разобраться в истинных ценностях.

     В этом возрасте также создаются неплохие условия для формирования организаторских  способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных личностных качеств, связанных с взаимоотношениями  людей. Подростки с удовольствием  участвуют в различных совместных школьных делах. Важно, чтобы во всех этих случаях детям предоставлялся максимум самостоятельности, чтобы  взрослыми замечались и поддерживались любые проявления детской инициативы, деловитости, предприимчивости, практической сметки. Наряду с учением и трудом игра в этом возрасте по - прежнему несёт  в себе богатые возможности для  личностного развития детей. Речь идёт об играх, построенных по образцу  тех, на которых учатся искусству  управления взрослые люди. Такие игры нужно включать в учебно - воспитательный процесс.

     В связи с этим большая роль отводится  системе воспитательной работы в  школе, в классном коллективе.

     В подростковом возрасте, по мнению Р.С. Немова, высокого уровня достигают  все без исключения познавательные процессы: механическая память, речь, которая  становится высокоразвитой, мышление представляется во всех видах: наглядно - действенном, наглядно - образном, словесно - логическом. Становится возможным научение подростка самым различным видам практической и умственной деятельности.

     Подростничество имеет множество характерных  для этого возраста противоречий и конфликтов. Так, например, важно, относясь к подростку по - серьёзному, то есть по - взрослому, вместе с тем  обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается  в помощи и поддержке, но внешне при  этом такого "детского" обращения  не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения  со взрослыми людьми помогают подростку  избежать

увлечения вредными привычками.

     2.2 Влияние вредных привычек на  развитие подростков

     Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые поглотители так и не достигают  желаемой цели, а наиболее часто  употребляемые фильтры, изготовленные  из специально обработанных сортов бумаги, задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Всасываясь, через  слизистые оболочки, в кровь и  разносясь по всему организму, эти  вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время  вновь начинает курить.

     Разрушительное  воздействие на организм первым оказывает  тепло. Чтобы ввести дым из полости  рта и носоглотки в легкие, курильщик  автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо  рта и носоглотки попадает в легкие. Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения  отражаются на состоянии зубной эмали. В результате этого зубы у курящих  начинают разрушаться раньше, чем  у некурящих.

     Нарушения зубной эмали способствуют отложению  на поверхности зубов табачного  дегтя, вследствие чего эмаль приобретает  желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками.

     Температура оказывает влияние на слизистые  оболочки рта и носоглотки. Капилляры  их расширяются, слизистая оболочка (щек, нёба, десен) подвергается раздражению, воспаляется. Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное  выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны  они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.), переходя в слюну, действует на слизистую  оболочку желудка, что не остается бесследным (потеря аппетита, боли в области  желудка, чередование запора и поноса, гастрит, язва желудка и др.).

     Органы  дыхания. Табачный дым поступает  в организм курильщика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в  табачном дыме, раздражают слизистую  оболочку дыхательных путей, вызывая      ее воспаление. Появляется мучительный  кашель. Голосовые связки,     расположенные в дыхательных  путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем     сиплым. В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани  легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие  легких, значительно ослабевает дыхание. Курение оказывает особенно неблагоприятное  влияние на органы дыхания молодых  людей, так как легкие их полностью  еще не сформированы. Отмечено, что  у курящих подростков объем грудной  клетки и развитие легких примерно на 25% отстают от этих показателей  у некурящих. Чаще страдают они простудными  заболеваниями, органов дыхания, а  также и в общем состоянии. Средняя масса тела у курящих  по сравнению с некурящими оказалась  на 1 кг меньше, вентиляция легких на 10% ниже, усвоение кислорода было меньше нормы на 10-12%, за одно сокращение сердца к тканям поступало примерно на 20% кислорода меньше.

     Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.

     Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое  время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.

     Кроме того, углекислый газ, соединяясь с  гемоглобином, лишает его возможности  усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание  головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых  ошибок. Курящие школьники, а также  студенты отстают в физическом и  умственном развитии, более рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11-18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ  более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности  для организма девочки, будущей  матери.

       Этому способствует и само  поведение курящих: нередко желание  курить появляется уже во время  урока, и ученик отвлекается  от занятий, думая лишь о  том, как со звонком опрометью  броситься в туалет и сделает  там первую затяжку табачным  дымом. Здесь они проводят свой  «отдых» между уроками. Ясно, что  ничего, кроме головной боли, раздражительности,  сниженной работоспособности, это  вызвать не может.

     Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается  пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению  тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому  у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.

     При курении никотин способствует повышению  частоты сердечных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать интенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угарный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу.

     Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, сужая сосуды и учащая сердечный ритм. Человек, выкуривающий пачку сигарет в день, подвергает себя вдвое большему риску сердечного приступа по сравнению с некурящим.

     Органы  пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.

     Кратковременные отрицательные последствия курения (проявляющиеся через несколько минут после первой затяжки): учащенное сердцебиение; рост артериального давления; раздражение слизистой оболочки горла; проникновение в кровь угарного газа; попадание в легкие канцерогенных веществ; отравление воздуха; иногда раздражение слизистой оболочки глаз; снижение температуры кожных покровов.

     Возможные другие отрицательные последствия  курения: повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, горла, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преждевременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; нарушение нормального дыхания и снижение выносливости; снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.

     Отрицательное воздействие длительного курения  на организм может вызвать следующие заболевания: рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной железы и мочевого пузыря; инфаркт миокарда; язвы желудка, двенадцатиперстной кишки; заболевания системы кровообращения, инсульты; эмфизему; хронический бронхит.

Информация о работе Профилактика подросткового табакокурения