Профилактика подросткового табакокурения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования заключается в выявлении причин курения подростков.
Объект исследования: учащиеся средней школы.
Предмет исследования: табакокурения подростков и его профилактика.
Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме.
2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Гипотеза исследования:
Если выявить причины вредных привычек у подростков, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.
Методы исследования:
- изучение литературы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, опыта образовательных учреждений;
- наблюдение, беседы, анкетирование;
База исследования: МОУ "СОШ №2" г.Коряжмы Архангельской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КУРЕНИЕ2.docx

— 117.39 Кб (Скачать файл)

     К положительным последствиям курения учащиеся могут отнести, например, то, что оно помогает выглядеть «как надо», и другие «мифы о пользе курения».

     В отличие от алкоголя и наркотика  табак не вызывает сильных изменений  в поведении человека. Однако в  этом и таится его опасность. Курящие  люди наносят вред окружающим. В  табачном дыме содержится много вредных  веществ, которые, попадая в организм, накапливаются и оказывают разрушающее  действие. При этом они опасны не только для самого курильщика, но и  для людей, находящихся рядом  в момент курения.

     Длительное  курение приводит к тому, что человек  часто болеет, у него снижаются  работоспособность, внимание и физическая выносливость. У курящих людей  повышается риск возникновения раковых  заболеваний, которые ведут к  преждевременной смерти или инвалидности. У них часто возникают конфликты  с теми, кто не курит. 

     Курящие люди не способны достичь высоких  результатов в спорте и некоторых  других видах деятельности, таких, например, как пение. Курение плохо влияет на голосовые связки, голос становится сиплым. У курящих меняется внешность, такие люди со временем становятся малопривлекательными. А это немаловажно, особенно для девушек, которые хотят  стать актрисами, моделями или просто быть красивыми.

     Таким образом, если составить портрет  курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим  образом. Цвет кожи приобретает землистый  оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается  аппетит. Часто возникают различные  заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек  не способен в полной мере реализовать  свои планы. Он становится зависимым  от процесса курения, так как его  организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки. По сравнению со взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен.

     Таким образом, подводя итог первой главе, можно сказать, что социальная и  медицинская проблема табакокурения  в подростковой среде стоит достаточно остро. Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном  влиянии курения на здоровье, однако они устойчиво видят положительные  моменты курения.

     Длительное  курение приводит к тому, что человек  часто болеет, у него снижается  работоспособность, внимание и физическая выносливость. У них часто возникают  конфликты с теми, кто не курит. Число неуспевающих возрастает в  тех классах, где больше курящих. Курение замедляет как физическое, так и психическое развитие детей  и подростков. Хотелось бы заметить тот факт, что навыки, привычки, усвоенные  в детском и подростковом возрасте самые прочные. Чем раньше подростки  начинают курить, тем быстрее привыкнут  к курению, и, в дальнейшем, отказаться от курения будет очень трудно.

     Помимо  нарушений психического развития курение  медленно разрушает здоровье, особенно это опасно для девушек, собирающихся в будущем стать матерями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЫ В ВЫЯВЛЕНИИ И

ПРОФИЛАКТИКЕ  ТАБАКОКУРЕНИЯ

     3.1 Организация профилактической работы  в школе

     Для начала профилактики важно знать, почему подростки начинают злоупотреблять вредными привычками. Учёные выделяют следующие причины, которые связаны  с психологией подростка:

  1. Кризис взросления. Ребёнок начинает чувствовать себя взрослым.
  2. Кризис идентичности. Он проявляется в чувстве неполноценности и тоскливом настроении.
  3. Кризис авторитетов. Проявляется он в стремлении понять и принять мир взрослых, а не слепо подчиняться ему. Данный кризис проявляется в протесте против семьи и школы.

     Для того чтобы проводить профилактическую работу в школе, нужно знать основные направления профилактической работы в стране и в мире.

     Профилактика  в широком смысле имеет отношение  к избежанию или облегчению проблем, связанных с употреблением вещества. Благодаря этому нестрогому определению  попытки профилактики могут иметь  различные цели. Например, цель усилий, направленных на предотвращение использования  нелегальных наркотиков, - остановить случаи их употребления. Так или  иначе, дополнительной целью такой  деятельности может быть сведение к  минимуму эффектов использования незаконных наркотиков, которое имеет место. Раз так, то подходы, выбранные для  осуществления намеченных целей, могут  быть различны, поэтому, говоря о профилактике использования наркотиков, важно  уточнить, что именно предотвращается: начало употребления, повторяющееся  употребление, отрицательное влияние  на общество, проблемы со здоровьем, или  что-то еще.

     Профилактика  злоупотребления веществом традиционно  разделяется на три этапа.

     Первый - первичная профилактика, которой  свойственно избежание злоупотребления наркотиками до того, как у злоупотребления вообще появится шанс иметь место. Например, одной из целей такой профилактики будет препятствование начальному употреблению вещества. Никогда не начиная употребление наркотика, вы не будете иметь с ним никаких проблем. В основе этого подхода лежит принцип "Просто скажи: "Нет!", когда, предлагается наркотик.

     Вторичная профилактика имеет дело с уже  начавшимся злоупотреблением. Этот тип  профилактики аналогичен раннему лечению, когда проблемы с наркотиками  только всплыли на поверхность. Вторичная  профилактика часто используется законной системой, ответственной за неправильное употребление веществ. В некоторых  частях США так поступают с  малолетними правонарушителями, задержанными за хранение наркотиков. В обоих  случаях делается акцент на уничтожение  проблемы в зародыше. Главным в  таких усилиях является раннее выявление  подобных проблем.

     Третья  форма профилактики, которая называется третичной, заключается в лечении  людей, уже в полной мере употребляющих  наркотики и уже полностью  зависимых от них. Ее цель заключается  в прекращении употребления наркотиков и избежанию дальнейших ухудшений в организме человека. Третичная профилактика и лечение наркомании совпадают, но о профилактике обычно говорят, когда инцидент случается впервые, а о лечении, когда случаются рецидивы.

     В результате множества дебатов и  некоторых научных исследований сформировалось несколько основных моделей профилактики. В основе каждой лежит своя философия, определяющая применение подхода, рекомендованного для предотвращения проблемы злоупотребления  различными веществами.

     Школа является идеальным местом, где длительное время можно давать необходимые  знания и вырабатывать навыки здорового  образа жизни. Школа должна помочь обучающимся  в противостоянии вредным привычкам.

     В профилактике табакокурения подросткам отводится роль активно действующих  лиц, а не пассивных объектов. Участие  в конкурсных мероприятиях (социальные акции, конкурс социальной рекламы и др.) позволяет им получить актуальный социальный опыт. Важно помочь им в самоорганизации. Преодоление возникающих трудностей дает возможность чему-то научиться, разбирая допущенные ошибки. Такие качества, как активность и  инициативность, нужны всем: и классному руководителю (куратору), и социальному педагогу, и родителям, и самим учащимся. О профилактике табакокурения не следует забывать и в процессе преподавания различных учебных предметов.

     Курение молодого человека можно считать  частью его образа жизни, и одна из его главных причин – стремление «быть как все». По мнению подростков, курить модно, это поднимает их престиж  среди сверстников. По данным опроса среди учащихся  VI-XI классах курят единицы, а в IX-XI классах – значительное число учащихся. Нашим исследованием также установлено, что курение среди девушек приобретает все большую популярность и распространенность. Наиболее целесообразно проведение массовой профилактической работы именно среди учащихся VI-VII  классов, так как в этом возрасте по причине сильного социального давления у подростков наблюдается «взрыв» интереса к курению.

     На  предложение закурить подросток  отвечает согласием под воздействием различных факторов. Он не принимает  разумное решение, поскольку сиюминутная  выгода для него может иметь значительно  больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний  опыт подростка, полученный в подобных ситуациях. Если он сам осознает причины  и последствия курения (как сиюминутные, так и отдаленные), то найдет альтернативу в своих действиях. К сожалению, часто этого не происходит.

     Работа  по созданию некурящей школы по плечу  лишь сплоченному педагогическому  коллективу во главе с администрацией, на деле отстаивающим ценности здорового  образа жизни. Участвовать в ней  должны не только педагоги и учащиеся, но и родители, а ее эффективность  зависит от поддержки муниципального округа, администрации района, общественных организаций, действующих на территории района и округа.

     Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительны программы, пропагандирующие здоровый образ жизни и предполагающие применение  социально-психологического  тренинга.

     Основные  виды профилактической работы

  1. Работа с родителями:

     - повышение компетенции родителей в области воспитания детей и подростков: организация и проведение тематических семинаров («Психологические особенности подросткового возраста», «Мой «колючий» подросток: как стать увереннее», «Здоровье ребенка сегодня: как его сохранить?» и т.п.).

     - формирование нетерпимого отношения родителей к табакокурению;

     - организация активного семейного досуга с пользой для здоровья «День здоровья в нашей семье», участие семьи в спортивных мероприятиях школы, округа, города;

     - консультирование родителей по вопросам личностного развития детей и подростков, целесообразности участия их детей в тренинговых занятиях и программах по раскрытию личностного творческого потенциала.

     2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками:

     - внедрение предлагаемого программой содержательного блока: тренинговых занятий, спортивных мероприятий, лекций, классных часов и др., ориентированных на формирование ценностей здорового образа жизни;

     - разработка, модификация и внедрение общешкольных антитабачных мероприятий: тематические «круглые столы», дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия табакокурению;

     - формирование волонтерских групп из подростков с лидерскими способностями для оказания поддержки сверстникам с проблемами зависимости от табакокурения, а также младшим подросткам – участникам профилактической программы.

     3. Организационно-методическая работа  по предупреждению табакокурения в образовательном учреждении:

     - методическое обеспечение просветительской работы по предупреждению табакокурения в образовательном учреждении, консультирование родителей по вопросам (проблемам) зависимости;

     - организация внутришкольных и межшкольных обучающих семинаров, внедрение обучающих тренингов для специалистов образовательных учреждений по методам и средствам предупреждения табакокурения в детско-подростковой среде;

     - организация взаимодействия между образовательным учреждением, группами родительского актива и службами социальной защиты населения в целях создания микросреды (на уровне дома, двора, школьного микрорайона), благополучной в отношении воспитания и личностного становления подростка;

     - организация условий для регулярного проведения мониторингов по распространенности употребления табачных изделий учащимися и систематического анализа табакокурения в школе с целью принятия упреждающих мер.

         

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.2 Организация экспериментально-практической  работы и ее результат

     В процессе написания работы для решения  поставленных задач автор использовал следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов,  тестирование.

Информация о работе Профилактика подросткового табакокурения