Профилактика подросткового табакокурения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Проблема исследования заключается в выявлении причин курения подростков.
Объект исследования: учащиеся средней школы.
Предмет исследования: табакокурения подростков и его профилактика.
Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме.
2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Гипотеза исследования:
Если выявить причины вредных привычек у подростков, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.
Методы исследования:
- изучение литературы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, опыта образовательных учреждений;
- наблюдение, беседы, анкетирование;
База исследования: МОУ "СОШ №2" г.Коряжмы Архангельской области.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ КУРЕНИЕ2.docx

— 117.39 Кб (Скачать файл)

     Метод анализа литературных источников. При написании работы автором было проанализировано 28 литературных источника, выпущенных с 1986 по 2010 гг. При анализе литературы внимание уделялось вопросам влияния вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе.

     Метод изучения документов. В процессе написания работы были изучены показатели здоровья учащихся, проанализированы пропуски учащимися занятий в школе, показатели сдачи нормативов на уроках физкультуры, проведён их сравнительный анализ.

     Педагогическое  тестирование. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, среди учащихся среднего звена было проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых, в анонимной форме.

     Первый  тест ставил перед собой следующие  цели:

     - выявить количество курящих учащихся;

     - выявить причины начала курения;

     - выявить отношение к курению в семьях.

     Также мы ставили целью узнать, кто проводит или проводил с учащимися беседы о вреде курения. Всего учащихся приняло участие в ответах на вопросы - 118. Это ученики 7 - 8 классов. Анкета приведена в приложении 1.

     В результате анкетирования были получены следующие данные.

     Вопрос 1. Куришь ли ты? Ответы анкетирования  оформлены в таблицу 1.

Таблица 1- Количество курящих учащихся

Не  курю Курю от случая к случаю  Курю регулярно
87 21 10
 

     Таким образом, не курят - 87 человек из опрошенных, курят от случая к случаю - 21, регулярно - 10.

     Данные  показатели являются достаточно большими для школы.

     Вопрос 2. Пробовал ли курить? Ответы анкетирования оформлены в

таблицу 2.

Таблица 2 - Количество учащихся, пробовавших курить

Нет Пробовал и  не стал продолжать Пробовал и  стал продолжать
57 30 31
 

     Пробовали и не стали продолжать курить 30 учащихся, пробовали и стали продолжать курить 31 учащийся.

     Вопрос 3. Почему ты начал курить? Ответы анкетирования оформлены в

таблицу 3.

Таблица 3 - Причины курения учащихся

Подражание  взрослым Хотел стать  своим в компании Сигареты часто  рекламируют Это модно Из интереса Предложили  друзья
2 4 1 13 9 3
 

     Таким образом, учащиеся, среди которых  проводилось тестирование, курят, в  большинстве своём, так как считают, что это модно и из интереса.

     Ответы  учащихся подтверждают выводы учёных о том, что в более старшем  возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого  уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего  это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание  казаться взрослым, независимым, желание  “быть как все" в курящей  компании. Как видим, среди исследуемой  группы учащихся ответы: подражание взрослым и хотел стать своим в кампании - не встретились.

     Причиной  курения подростков стали следующие: это модно; из интереса; предложили друзья. Как видим, учащимся трудно противостоять убеждениям друзей, трудно сказать "Нет". Важно учащимся быть, как им кажется, такими, как все, поэтому они и начинают курить. Эти результаты совпадают с исследованиями Ягодинского В.Н., считающего, что большинство учащихся начинают курить, подражая другим, из-за желания казаться взрослыми, узнать неизвестное.

     Также весомый вклад в то, что подростки  начинают курить, в целом по стране вносит реклама табачных изделий  в средствах массовой информации. В исследуемой группе учащихся такого ответа не встретилось. Но, мы считаем, что чрезвычайно важно исключить  табакокурение из реклам и действий героев кино - и телефильмов и  театральных пьес.

     Вопрос 4. Курят ли в твоей семье? - данный вопрос был задан не случайно, так как мы знаем, что в семьях, где родители курят, факт, что и дети

будут курить велик. Ответы анкетирования оформлены в таблицу 4.

Таблица 4.- Ответы на вопрос: курят ли в твоей  семье?

Да Нет Иногда
53 47 18
 

     В 53 случаях в семьях опрошенных курят постоянно, в 18 - иногда. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят.

     Таким образом, мы выявили количество курящих  учащихся, определили причины начала курения, отношение к курению в семьях.

     Анкетирование показало, что впервые знакомятся с сигаретой учащиеся в первом - втором классах, но, поняв, что курение оставляет неприятные ощущения, большинство оставляют сигареты, а возвращаются к данной пагубной привычке в среднем школьном возрасте. Причинами курения подростков чаще становится подражание взрослым, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими, желание казаться взрослыми, желание быть как все в курящей компании. Раннее обращение к курению вызвано интересами учащихся попробовать неизведанное, то, что делают многие взрослые.

     На  вопросы второго теста (приложение  2) отвечали ученики, которые курят. Он ставил перед собой следующие  цели:

     - выявить отношение к курению в семьях;

     - желание учащихся бросить курить.

     Вопрос 1. Знают ли родители, что вы курите? Результаты анкетирования

оформлены в таблицу 5.

Таблица 5- Ответы на вопрос: знают ли родители, что вы курите?

Да Нет Догадываются
7 13 11
 

     Вопрос  2. Как родители реагируют на курение? Результаты

анкетирования оформлены в таблицу 6.

Таблица 6- Ответы на вопрос: как родители реагируют на курение?

Ругают Убеждают бросить  курить Родителям безразлично
12 16 3
 

     Как видим, 50%) родителей убеждают детей  бросить курить, но настораживает, что  есть такие семьи, которые к этой вредной привычке относятся безразлично.

     Вопрос 3. Пробовали ли вы бросить курить? Результаты анкетирования

оформлены в таблицу 6.

Таблица 6- Ответы на вопрос: пробовали ли вы бросить курить?

Да Нет
24 7
 

     Как видим, большинство учащихся пробовали  бросить курить. К сожалению, у них это не получилось.

     Вопрос 4. Хотели бы вы бросить курить? Результаты анкетирования оформлены в таблицу 7. 
 

Таблица 7- Ответы на вопрос: хотели бы вы бросить курить?

Да Нет
27 4
 

     Как видим, у большинства учащихся  есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит только им в этом помочь.

     Раннее  курение не может не сказаться  на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах.

     С целью показа вреда, который наносит  курение на организм подростка, автором было проведено несколько классных часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков курения.

     Например, в 7 классе учащимся был показан на примерах вред, наносимый курением на здоровье ребёнка (приложение 3).

     После данной беседы учащимся было предложено высказать своё отношение к курению. В беседе они показали, что впервые  слышат приведённые примеры, тот, кто  курит, отметили в своих выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали желание отказаться от этой пагубной привычки.

     В 7 классе была проведена индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос, что мешает им бросить курить (приложение 4).

     По  результатам теста получилось, что  один ученик относится к первой группе, он легко может отказаться от курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик после  бесед действительно попробовал не курить.

       Таким образом, в целях профилактики курения были проведёны:

     1. Классный час для учащихся 7 класса «О вреде курения табака». (приложение 3);

     2. Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса «Что мешает мне бросить курить?» (приложение 4).

     3. Классный час для учащихся 8 класса «Быть здоровым – это здорово», с проведением:

     - сюжетно-ролевой игры «Умей сказать: Нет!»

     - конкурса пословиц с демонстрацией детских рисунков (приложение 5).

     4. Классный час для учащихся 8 класса «Здоровье не купишь – его разум дарит» с проведением:

     - игры «Крестики-нолики» (приложение 6).

     В конце профилактической работы был  проведен итоговый тест. Его результаты приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Результаты профилактической работы

Не  курю Курю от случая к случаю  Курю регулярно
92 19 7
 

     Результаты  показали, что 5 учащихся бросили курить.

     Профилактические  беседы способствовали у ребят формированию желания бросить курить.

     С результатами анкетирования учащихся школы педагогический коллектив  был ознакомлен на семинаре. Надеемся, что результаты анкетирования помогут  спланировать профилактическую работу в данном учебном заведении. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление  вредными привычками, проанализирован  вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных  привычек в России и развитых странах  мира. Важно на современном этапе  развития общества формировать у  учащихся здоровый образ жизни.

Информация о работе Профилактика подросткового табакокурения