Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:04, курсовая работа
Проблема исследования заключается в выявлении причин курения подростков.
Объект исследования: учащиеся средней школы.
Предмет исследования: табакокурения подростков и его профилактика.
Цель исследования: определение влияния табакокурения на организм подростка и организация его профилактики в школе.
Задачи исследования:
1) Изучение и анализ литературы по затронутой проблеме.
2) Выявить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3) Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Гипотеза исследования:
Если выявить причины вредных привычек у подростков, то можно будет эффективно организовать профилактическую работу в школе.
Методы исследования:
- изучение литературы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, опыта образовательных учреждений;
- наблюдение, беседы, анкетирование;
База исследования: МОУ "СОШ №2" г.Коряжмы Архангельской области.
Метод анализа литературных источников. При написании работы автором было проанализировано 28 литературных источника, выпущенных с 1986 по 2010 гг. При анализе литературы внимание уделялось вопросам влияния вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе.
Метод изучения документов. В процессе написания работы были изучены показатели здоровья учащихся, проанализированы пропуски учащимися занятий в школе, показатели сдачи нормативов на уроках физкультуры, проведён их сравнительный анализ.
Педагогическое тестирование. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, среди учащихся среднего звена было проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых, в анонимной форме.
Первый тест ставил перед собой следующие цели:
- выявить количество курящих учащихся;
- выявить причины начала курения;
- выявить отношение к курению в семьях.
Также мы ставили целью узнать, кто проводит или проводил с учащимися беседы о вреде курения. Всего учащихся приняло участие в ответах на вопросы - 118. Это ученики 7 - 8 классов. Анкета приведена в приложении 1.
В результате анкетирования были получены следующие данные.
Вопрос 1. Куришь ли ты? Ответы анкетирования оформлены в таблицу 1.
Таблица 1- Количество курящих учащихся
Не курю | Курю от случая к случаю | Курю регулярно |
87 | 21 | 10 |
Таким образом, не курят - 87 человек из опрошенных, курят от случая к случаю - 21, регулярно - 10.
Данные показатели являются достаточно большими для школы.
Вопрос 2. Пробовал ли курить? Ответы анкетирования оформлены в
таблицу 2.
Таблица 2 - Количество учащихся, пробовавших курить
Нет | Пробовал и не стал продолжать | Пробовал и стал продолжать |
57 | 30 | 31 |
Пробовали и не стали продолжать курить 30 учащихся, пробовали и стали продолжать курить 31 учащийся.
Вопрос 3. Почему ты начал курить? Ответы анкетирования оформлены в
таблицу 3.
Таблица 3 - Причины курения учащихся
Подражание взрослым | Хотел стать своим в компании | Сигареты часто рекламируют | Это модно | Из интереса | Предложили друзья |
2 | 4 | 1 | 13 | 9 | 3 |
Таким образом, учащиеся, среди которых проводилось тестирование, курят, в большинстве своём, так как считают, что это модно и из интереса.
Ответы учащихся подтверждают выводы учёных о том, что в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в курящей компании. Как видим, среди исследуемой группы учащихся ответы: подражание взрослым и хотел стать своим в кампании - не встретились.
Причиной курения подростков стали следующие: это модно; из интереса; предложили друзья. Как видим, учащимся трудно противостоять убеждениям друзей, трудно сказать "Нет". Важно учащимся быть, как им кажется, такими, как все, поэтому они и начинают курить. Эти результаты совпадают с исследованиями Ягодинского В.Н., считающего, что большинство учащихся начинают курить, подражая другим, из-за желания казаться взрослыми, узнать неизвестное.
Также
весомый вклад в то, что подростки
начинают курить, в целом по стране
вносит реклама табачных изделий
в средствах массовой информации.
В исследуемой группе учащихся такого
ответа не встретилось. Но, мы считаем,
что чрезвычайно важно
Вопрос 4. Курят ли в твоей семье? - данный вопрос был задан не случайно, так как мы знаем, что в семьях, где родители курят, факт, что и дети
будут курить велик. Ответы анкетирования оформлены в таблицу 4.
Таблица 4.- Ответы на вопрос: курят ли в твоей семье?
Да | Нет | Иногда |
53 | 47 | 18 |
В 53 случаях в семьях опрошенных курят постоянно, в 18 - иногда. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят.
Таким образом, мы выявили количество курящих учащихся, определили причины начала курения, отношение к курению в семьях.
Анкетирование показало, что впервые знакомятся с сигаретой учащиеся в первом - втором классах, но, поняв, что курение оставляет неприятные ощущения, большинство оставляют сигареты, а возвращаются к данной пагубной привычке в среднем школьном возрасте. Причинами курения подростков чаще становится подражание взрослым, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими, желание казаться взрослыми, желание быть как все в курящей компании. Раннее обращение к курению вызвано интересами учащихся попробовать неизведанное, то, что делают многие взрослые.
На вопросы второго теста (приложение 2) отвечали ученики, которые курят. Он ставил перед собой следующие цели:
- выявить отношение к курению в семьях;
- желание учащихся бросить курить.
Вопрос 1. Знают ли родители, что вы курите? Результаты анкетирования
оформлены в таблицу 5.
Таблица 5- Ответы на вопрос: знают ли родители, что вы курите?
Да | Нет | Догадываются |
7 | 13 | 11 |
Вопрос 2. Как родители реагируют на курение? Результаты
анкетирования оформлены в таблицу 6.
Таблица 6- Ответы на вопрос: как родители реагируют на курение?
Ругают | Убеждают бросить курить | Родителям безразлично |
12 | 16 | 3 |
Как видим, 50%) родителей убеждают детей бросить курить, но настораживает, что есть такие семьи, которые к этой вредной привычке относятся безразлично.
Вопрос 3. Пробовали ли вы бросить курить? Результаты анкетирования
оформлены в таблицу 6.
Таблица 6- Ответы на вопрос: пробовали ли вы бросить курить?
Да | Нет |
24 | 7 |
Как видим, большинство учащихся пробовали бросить курить. К сожалению, у них это не получилось.
Вопрос
4. Хотели бы вы бросить курить? Результаты
анкетирования оформлены в таблицу 7.
Таблица 7- Ответы на вопрос: хотели бы вы бросить курить?
Да | Нет |
27 | 4 |
Как видим, у большинства учащихся есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит только им в этом помочь.
Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах.
С целью показа вреда, который наносит курение на организм подростка, автором было проведено несколько классных часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков курения.
Например, в 7 классе учащимся был показан на примерах вред, наносимый курением на здоровье ребёнка (приложение 3).
После данной беседы учащимся было предложено высказать своё отношение к курению. В беседе они показали, что впервые слышат приведённые примеры, тот, кто курит, отметили в своих выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали желание отказаться от этой пагубной привычки.
В 7 классе была проведена индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос, что мешает им бросить курить (приложение 4).
По результатам теста получилось, что один ученик относится к первой группе, он легко может отказаться от курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик после бесед действительно попробовал не курить.
Таким образом, в целях профилактики курения были проведёны:
1. Классный час для учащихся 7 класса «О вреде курения табака». (приложение 3);
2. Внеклассное мероприятие для учащихся 7 класса «Что мешает мне бросить курить?» (приложение 4).
3. Классный час для учащихся 8 класса «Быть здоровым – это здорово», с проведением:
- сюжетно-ролевой игры «Умей сказать: Нет!»
- конкурса пословиц с демонстрацией детских рисунков (приложение 5).
4. Классный час для учащихся 8 класса «Здоровье не купишь – его разум дарит» с проведением:
-
игры «Крестики-нолики» (
В конце профилактической работы был проведен итоговый тест. Его результаты приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Результаты профилактической работы
Не курю | Курю от случая к случаю | Курю регулярно |
92 | 19 | 7 |
Результаты показали, что 5 учащихся бросили курить.
Профилактические беседы способствовали у ребят формированию желания бросить курить.
С
результатами анкетирования учащихся
школы педагогический коллектив
был ознакомлен на семинаре. Надеемся,
что результаты анкетирования помогут
спланировать профилактическую работу
в данном учебном заведении.
В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных привычек в России и развитых странах мира. Важно на современном этапе развития общества формировать у учащихся здоровый образ жизни.
Информация о работе Профилактика подросткового табакокурения