Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования:
Рассмотреть основные положения профильного иноязычного обучения
Сравнить зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Рассмотреть формы организации профильного обучения
Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
Проблемы и цели профильного обучения ИЯ……………………………5
Зарубежный опыт профильного обучения…………………………..….10
Отечественный опыт профильного обучения ……………………….....12
1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт внедрения профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…27
Выводы по 2 главе………………………………………………………..…….32
Заключение………………………………………………………………...……33
Список используемой литературы……………………………………….……34
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1.
Основные положения концепции
1.4. Структура
и содержание общеобразовательного и
профильного курсов………………………………………………………………
Выводы
по 1 главе……………………………………………………………..
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт
внедрения профильного обучения в классах
социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…
Выводы
по 2 главе………………………………………………………..……
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………….……34
Введение
Одним из основных требований Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования является профессиональная направленность общеобразовательных предметов. Профессиональная направленность общеобразовательных предметов ведет к повышению качества знаний, умений, навыков учащихся по тем разделам общеобразовательных предметов, которые наиболее тесно связаны с профессиональной подготовкой, и сохранению знаний по другим разделам на общем обязательном уровне.
Профиль обучения - это система организации образования, при которой в старших классах проходят углубленное изучение профильных предметов и создаются условия для обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения дальнейшего образования [7].
Профильное обучение иностранному языку – это целенаправленная
подготовка учащегося к дальнейшей деятельности (учебной и / или профессиональной), связанной с использованием иностранного языка как объекта будущей (профессиональной) деятельности либо в качестве средства профессиональной коммуникации. Таким образом, это не просто более глубокое изучение дисциплины, это, прежде всего, специальная система мер, нацеливающая школьников на деятельностное применение своих иноязычных знаний и умений, ориентация средствами языка на будущую профессиональную деятельность, карьеру [3].
Профильное обучение, переход на которое осуществляется в России с 2003 года, вызывает в обществе большой резонанс. В отечественной и зарубежной педагогической литературе этой проблеме уделяется значительное внимание. Анализируются методологические вопросы разработки основ профильного обучения, общие подходы к соотношению базовой и профильной подготовки и построению отдельных профилей (A.M. Арсеньев, И.Л. Бим, JI.B. Кузнецова и др.); дидактическое и методическое обеспечение профильной подготовки, рекомендации по практической реализации профильного обучения (Вайсбурд М.Л., И.Л. Бим, Е.Л. Болотова, и др.); вопросы организации обучения в классах гуманитарного, языкового профилей (Е.С. Пола, И.П. Попова, Е.В. Терещенкова).
Объект исследования: процесс и содержание профильного обучения в средней школе при изучении ИЯ
Предмет исследования: теоретические и практические основы концепции профильного обучения ИЯ
Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе.
Задачи исследования:
Методы исследования:
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда <…> отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования” [10,С.567].
Внедряемое в настоящее время профильное обучение (на старшем этапе общеобразовательных школ) вызывает множество вопросов. Они касаются структуры профилей, принципиальных отличий базовых (т.е. общеобразовательных) и профильных (т.е. углублённых) курсов одного и того же предмета, отбора содержания профильного курса, разработки элективных курсов и т.д.
Прежде
всего, следует разграничить понятия
«профильное обучение» и «
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования [4].
Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе, выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения [8].
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. Главная мысль концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам возможности самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное обучение – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.
Профильно-ориентированное обучение старшеклассников иностранным языкам предполагает решение следующих задач:
- формирование
повышенного (по сравнению с
базовым) уровня иноязычной
- способность
осуществить профильно-
Данные требования определены «Системой уровней владения иностранным языком», разработанной Советом Европы [1].
Изучение иностранного языка на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- дальнейшее развитие иноязычной
коммуникативной компетенции (речевой,
языковой, учебно-
- речевая компетенция — функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;
- языковая /лингвистическая компетенция — овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного профиля, навыками оперирования этими средствами в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;
- социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) — расширение объема знаний о социокультурной специфике страны /стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватней этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;
- учебно-познавательная компетенция — дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в релях продолжения образования и самообразования, прежде всего, в рамках выбранного профиля;
- развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации, формирование активной жизненной позиции гражданина и патриота, а также взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения.
В соответствии с щелями даются требования к уровню обученности школьников по иностранным языкам на профильном уровне.
В результате изучения иностранного языка на профильном уровне ученик должен:
- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и соответствующими ситуациями общения;
- языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;
- новые значения изученных глагольных форм (видовременных, неличных), средств и способов выражения модальности, условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
- лингвострановедческую и страноведческую информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения, с учетом выбранного профиля;
в области говорения:
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями / суждениями, диалог-побуждение к действию) официального и неофициального характера в бытовой, социокультурной и учеб-трудовой сферах, используя аргументацию к эмоционально-оценочные средства;
- рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;
- создавать словесный социокультурный портрет своей страны и стран / страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
в области аудирования:
- понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
- понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем;
- оценивать важность / новизну информации, передавать свое отношение к ней;
в области чтения:
- читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
в области письменной речи:
- описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе; составлять письменные материалы;
- успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных; соблюдение этикетных норм межкультурного общения;
- расширения
возможностей использования новых информационных
технологий в профессионально-