Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования:
Рассмотреть основные положения профильного иноязычного обучения
Сравнить зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Рассмотреть формы организации профильного обучения
Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
Проблемы и цели профильного обучения ИЯ……………………………5
Зарубежный опыт профильного обучения…………………………..….10
Отечественный опыт профильного обучения ……………………….....12
1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт внедрения профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…27
Выводы по 2 главе………………………………………………………..…….32
Заключение………………………………………………………………...……33
Список используемой литературы……………………………………….……34
3. привлечения элективных курсов и практик [2].
Выводы по 1-ой главе
Таким образом
в первой главе нам удалось
рассмотреть основные положения
концепции профильного
Профильное
образование на старшей ступени
школы, обусловленное личностно-
Суть
концепции "профильного обучения"
заключается в предоставлении старшеклассникам
возможности самостоятельно выбирать
вариант обучения в старших классах
по какому-либо определенному профилю.
Профильное обучение не является профессиональным
или производственным, его главная
цель - самоопределение учащихся, формирование
адекватного представления о
своих возможностях. То есть, профильное
обучение – это углубление знаний,
склонностей, совершенствование ранее
полученных навыков через создание
системы специализированной подготовки
в старших классах
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Возможна
такая организация
Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного обучения.
1) Модель внутришкольной профилизации
Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).
Общеобразовательное
учреждение может быть в целом
не ориентировано на конкретные профили,
но за счет значительного увеличения
числа элективных курсов предоставлять
школьникам (в том числе, в форме
многообразных учебных
2) Модель сетевой организации
В подобной
модели профильное обучение учащихся
конкретной школы осуществляется за
счет целенаправленного и
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждое общеобразовательное учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр» [9,С.320].
Второй
вариант основан на кооперации общеобразовательного
учреждения с учреждениями дополнительного,
высшего, среднего и начального профессионального
образования и привлечении
Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).
Решение
об организации профильного
По мнению И. П. Попова, целевые коммуникативные умения в профильном курсе в основном те же, что и в базовом курсе, а поэтому и в том, и в другом курсе используется, в целом тот же арсенал приемов учения, однако удельный вес отдельных видов работ и, соответственно, приемов учебной деятельности меняется.
Как известно, все приемы опираются либо на общеучебные умения (например, умения работать с текстом, списывание, выписывание, составление плана, тезисов и т. п.), либо на специальные учебные умения (словообразовательный анализ для раскрытия значения иноязычного слова, использование грамматического анализа, перевода для снятия трудностей при чтении и др.).
Поскольку перевод при профильном
обучении выступает не только как средство
обучения, но и как целевое профессионально-
Возрастание роли реферирования и
аннотирования в профильном курсе
как видов устного и
— анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их
значения и смысла текста в целом;
— поиск смысловых опор;
— выделение наиболее существенного, смысловых вех, ключевых слов;
— его оценка (например, обязательная при аннотировании).
К современным педагогическим технологиям обучения относят: обучение в сотрудничестве, интерактивные ролевые игры, проектную методику, портфолио.
Из указанных технологий обучения, то есть определенным образом организованной серии /системы приемов, наиболее адекватным для старшей ступени является метод проектов (постановка проблемы → определение путей ее решения и характера личного участия в этом → поиск нужной информации → ее организация/ оформление в целях предъявления другим участникам проекта → ее коллективное обсуждение → коррекция, поиск дополнительной информации → оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж и т. п.) → подготовка выставки, конференции и др. → презентация продукта с приглашением гостей (учащихся других классов/школ, учителей и др.) [2].
Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое „обучение в сотрудничестве" может входить в нее в качестве составляющей, хотя часто рассматривается как самостоятельная технология. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так и применительно к профильной. При этом значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть, например, научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т. п.).
Обработка информации в целях ее презентации предполагает ее обобщение и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками/фотографиями и т.д.
Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.
Важную роль играет на старшей ступени и работа с языковым портфелем (портфолио), поскольку она нацелена на развитие рефлексии (самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки), столь важной на завершающем этапе школьного обучения.
Прежде всего, это:
а) пополнение досье: собирание выполненных письменных работе возможными комментариями и собственной оценкой (рефератов, сочинений, доклад о проектной деятельности и др.); записи о событиях школьной жизни с указанием своего участия; возможное иллюстрирование этих записей с помощью фотографий /рисунков и т. п.;
б) работа с контрольными листами для выявления стартового уровня обученности в начале обучения в 10-м и 11-м классах; подведения промежуточных итогов (с целью выявления успешности продвижения); итогового самоконтроля в конце 10-го и 11-го классов.
Все эти приемы и технологии обучения
имеют личностно-
Все
вышесказанное можно
Обучение в сотрудничестве
- развитие интереса, мотивации
- активность субъекта учения
- интерактивность
- увеличение его
- достижение функциональной
- развитие рефлексии
- развитие креативности
- получение реального речевого продукта
- приращение знаний, навыков, умений
- приращение в духовной сфере школьников
- самореализацию и социализацию учащихся
- предотвращение перегрузки
Метод проектов:
- постановка проблемы
- участие в целеполагании
- формулирование задач
- распределение этапов работы, функций каждого
- сбор информации и ее организация
- обсуждение
- коррекция, дополнение
- подготовка к презентации
- презентация
Приемы и технологии обучения нацелены на:
Работа с языковым портфелем (портфолио)
Здоровьесберегающие технологии:
- смена видов деятельности(
- чередование видов активности (интелектуальной – эмоциональной- двигательной)
- включение «разрядок» (игр, в том числе деловых, разучивание стихов, инсценирование, пение)
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время
В последнее время проблема разноуровневого обучения волнует широкие круги педагогов. Многие педагоги считают, что проблема эта нова, однако возраст ее весьма почтенный, ведь еще Ян Амос Коменский, пытавшийся в XVII в усадить всех детей за школьные парты, ставил цели и методы обучения и воспитания в зависимости от положения человека в обществе, его предназначения.
Разноуровневое обучение — это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала (но не ниже базового) разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося [13,С.95].
Разноуровневое обучение осуществляется посредством системы уроков, элективных предметов, а также внеурочных занятий.