Профильное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования:
Рассмотреть основные положения профильного иноязычного обучения
Сравнить зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Рассмотреть формы организации профильного обучения
Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
Проблемы и цели профильного обучения ИЯ……………………………5
Зарубежный опыт профильного обучения…………………………..….10
Отечественный опыт профильного обучения ……………………….....12
1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт внедрения профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…27
Выводы по 2 главе………………………………………………………..…….32
Заключение………………………………………………………………...……33
Список используемой литературы……………………………………….……34

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 97.31 Кб (Скачать файл)

3. привлечения  элективных курсов и практик  [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по 1-ой главе

Таким образом  в  первой главе нам удалось  рассмотреть основные положения  концепции профильного обучения, сравнить зарубежный и отечественный  опыт профильного обучения, определить структуру и содержание профильного  обучения.

Профильное  образование на старшей ступени  школы, обусловленное личностно-ориентированной  парадигмой современного образования, создает реальные предпосылки для  усиления практической направленности и дифференциации обучения иностранному языку в профильных классах. Требования к овладению иностранным языком как средством межличностного и  делового общения во многом продиктованы изменениями в российском обществе и происходящими в нем процессами информатизации, культурной интеграции и экономической глобализации.

Суть  концепции "профильного обучения" заключается в предоставлении старшеклассникам возможности самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах  по какому-либо определенному профилю. Профильное обучение не является профессиональным или производственным, его главная  цель - самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о  своих возможностях. То есть, профильное обучение – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее  полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной  школы. Эта подготовка ориентирована  на индивидуализацию обучения и профессиональную ориентацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда.

 

 

 

 

 

Глава 2. Реализация концепции профильного  обучения ИЯ

    1. Возможные формы организации профильного обучения

 

Концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.

Возможна  такая организация образовательных  учреждений различных уровней, при  которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется  учащимся возможность осваивать  интересное и важное для каждого  из них содержание из других профильных предметов. Такая возможность может  быть реализована как посредством  разнообразных форм организации  образовательного процесса (дистанционные  курсы, факультативы, экстернат), так  и за счет кооперации (объединения  образовательных ресурсов) различных  образовательных учреждений (общеобразовательные  учреждения, учреждения дополнительного, начального и среднего профессионального  образования и др.). Это позволит старшекласснику одного общеобразовательного учреждения при необходимости воспользоваться  образовательными услугами других учреждений общего, начального и среднего профессионального  образования, обеспечивающей наиболее полную реализацию интересов и образовательных потребностей учащихся  [9,С. 320].

Таким образом, можно выделить несколько вариантов (моделей) организации профильного  обучения.

1) Модель внутришкольной профилизации

Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным (реализовывать только один избранные профиль) и многопрофильным (организовать несколько профилей обучения).

Общеобразовательное учреждение может быть в целом  не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять  школьникам (в том числе, в форме  многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.

2) Модель сетевой организации

В подобной модели профильное обучение учащихся конкретной школы осуществляется за счет целенаправленного и организованного  привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно  может строиться в двух основных вариантах.

Первый  вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающей достаточным  материальным и кадровым потенциалом, которое выполняет роль «ресурсного  центра». В этом случае каждое общеобразовательное  учреждение данной группы обеспечивает преподавание в полном объеме базовых  общеобразовательных предметов  и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать  в рамках своих возможностей. Остальную  профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр» [9,С.320].

Второй  вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального  образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется право  выбора получения профильного обучения не только там, где он учится, но и  в кооперированных с общеобразовательным  учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования  и др.).

Предложенный  подход не исключает возможности  существования и дальнейшего  развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы, школы-интернаты при крупных вузах и др.).

Решение об организации профильного обучения в конкретном образовательном учреждении принимает его учредитель по представлению  администрации образовательного учреждения и органов его общественного  самоуправления [4].

 

 

    1. Основные приёмы и технологии профильного обучения

 

По мнению И. П. Попова, целевые коммуникативные умения в профильном курсе в основном те же, что и в базовом курсе, а поэтому и в том, и в другом курсе используется, в целом тот же арсенал приемов учения, однако удельный вес отдельных видов работ и, соответственно, приемов учебной деятельности  меняется.

Как известно, все приемы опираются  либо на общеучебные умения (например, умения работать с текстом, списывание, выписывание, составление плана, тезисов и т. п.), либо на специальные учебные умения (словообразовательный анализ для раскрытия значения иноязычного слова, использование грамматического анализа, перевода для снятия трудностей при чтении и др.).

Поскольку перевод при профильном обучении выступает не только как средство обучения, но и как целевое профессионально-ориентированное умение, то обучение ему осуществляется как специфическому виду речевой деятельности, на выходе которой — переведенный текст как особый речевой продукт. Для его порождения характерны такие приемы, как поиск русских эквивалентов к иноязычному слову, перефразирование в целях более точной передачи смысла и др [12,С.78].

Возрастание роли реферирования и  аннотирования в профильном курсе  как видов устного и письменного  высказывания также требует большего использования таких приемов учебной деятельности, как:

— анализ отдельных слов, предложений текста для лучшего понимания их

значения  и смысла текста в целом;

— поиск смысловых опор;

— выделение наиболее существенного, смысловых вех, ключевых слов;

— его оценка (например, обязательная при аннотировании).

К современным  педагогическим технологиям обучения относят: обучение в сотрудничестве, интерактивные ролевые игры, проектную методику, портфолио.

Из указанных технологий обучения, то есть определенным образом организованной серии /системы приемов, наиболее адекватным для старшей ступени является метод проектов (постановка проблемы → определение путей  ее решения и характера личного участия в этом → поиск нужной информации → ее организация/ оформление в целях предъявления другим участникам проекта → ее коллективное обсуждение → коррекция, поиск дополнительной информации → оформление конечного продукта (реферат, доклад, коллаж и т. п.) → подготовка выставки, конференции и др. → презентация продукта с приглашением гостей (учащихся других классов/школ, учителей и др.) [2].

Именно эта технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный, а так называемое „обучение в сотрудничестве" может входить в нее в качестве  составляющей, хотя часто рассматривается как самостоятельная технология. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная деятельность может быть реализована как применительно к общекультурной тематике, так и применительно к профильной. При этом значительное место занимает поиск школьниками дополнительной информации, в том числе ориентированной на выбранный профиль: это могут быть, например, научно-популярные тексты из зарубежных источников (газет, журналов, энциклопедических словарей, справочников и т. п.).

Обработка информации в целях ее презентации предполагает ее обобщение  и развитие таких творческих умений, как умение представить отобранную информацию в виде таблицы, схемы, снабдить рисунками/фотографиями и т.д.

Таким образом, проектная деятельность включает элементы исследовательской и эстетической деятельности.

Важную роль играет на старшей ступени и работа с языковым портфелем (портфолио), поскольку она нацелена на развитие рефлексии (самонаблюдения, самоанализа, самоконтроля, самооценки), столь важной на завершающем этапе школьного обучения.

Прежде всего, это:

а) пополнение досье: собирание выполненных письменных работе возможными комментариями и собственной оценкой (рефератов, сочинений, доклад о проектной деятельности и др.); записи о событиях школьной жизни с указанием своего участия; возможное иллюстрирование этих записей с помощью фотографий /рисунков и т. п.;

б) работа с контрольными листами для выявления стартового уровня обученности в начале обучения в 10-м и 11-м классах; подведения промежуточных итогов (с целью выявления успешности продвижения); итогового самоконтроля в конце 10-го и 11-го классов.

Все эти приемы и технологии обучения имеют личностно-ориентированную  направленность. Они нацелены на максимальную активность обучаемых, на их интерактивность (речевое взаимодействие), на достижение как минимум функциональной грамотности  во владении иностранным языком, на его использование в специализированной области знания и /или специализированных видах деятельности (в зависимости от выбора профиля и элективных курсов), на развитие креативности (творчества), на получение реального речевого продукта, а также на приращение знаний, навыков, умений, и на приращений в духовной сфере ученика, на его самореализацию, на предотвращение перегрузки. Последнее может быть обеспечено сменой видов деятельности (чтения, аудирования, письма, говорения), чередованием видов активности: интеллектуальной, эмоциональной и двигательной (например, с помощью подключения ролевой игры и т. п.).

Все вышесказанное можно представить  в виде схемы:

Обучение в сотрудничестве


- развитие  интереса, мотивации


- активность субъекта учения

- интерактивность 

- увеличение его самостоятельности

- достижение функциональной грамотности,  в том числе и в специализированной/ профильной сфере применения  ИЯ

- развитие рефлексии

- развитие креативности

- получение реального речевого  продукта

- приращение знаний, навыков, умений

- приращение в духовной сфере  школьников

- самореализацию и социализацию  учащихся

- предотвращение перегрузки


 

Метод проектов:


- постановка проблемы

- участие в целеполагании

- формулирование задач

- распределение этапов работы, функций каждого

- сбор информации и ее организация

- обсуждение

- коррекция, дополнение

- подготовка к презентации

- презентация


 

Приемы и технологии обучения нацелены на:



 




 

 

 

Работа с языковым портфелем (портфолио)



 

Здоровьесберегающие технологии:


- смена видов деятельности(чтение, говорение, письмо)

- чередование видов активности (интелектуальной – эмоциональной- двигательной)

- включение  «разрядок» (игр, в том числе деловых, разучивание стихов, инсценирование, пение)


 

 

 

 

 

 

2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время

 

   В последнее время проблема разноуровневого обучения волнует широкие круги педагогов. Многие  педагоги считают, что проблема эта нова, однако возраст ее  весьма почтенный,  ведь еще  Ян  Амос Коменский, пытавшийся в XVII в усадить всех детей за   школьные парты,  ставил цели и методы обучения и воспитания в зависимости от положения  человека  в обществе, его предназначения.

Разноуровневое обучение — это система организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала (но не ниже базового) разными учащимися, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося [13,С.95].

Разноуровневое обучение осуществляется посредством системы уроков, элективных предметов, а также внеурочных занятий.

Информация о работе Профильное образование