Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа
Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования:
Рассмотреть основные положения профильного иноязычного обучения
Сравнить зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Рассмотреть формы организации профильного обучения
Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
Проблемы и цели профильного обучения ИЯ……………………………5
Зарубежный опыт профильного обучения…………………………..….10
Отечественный опыт профильного обучения ……………………….....12
1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт внедрения профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…27
Выводы по 2 главе………………………………………………………..…….32
Заключение………………………………………………………………...……33
Список используемой литературы……………………………………….……34
Составляющими процесса разноуровневого обучения стали: предшкольная подготовка, развивающие системы обучения на начальном этапе образования, предпрофильная подготовка, специальные курсы, элективные курсы, углубленное изучение отдельных предметов, профильное обучение.
Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи (И.Г. Песталоцци).
Этот принцип принят за основу в педагогической деятельности учителей начальных классов.
Государственные
образовательные стандарты
Новые государственные образовательные стандарты направлены на «…обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся…» В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: «…учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения…», «учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности» [11].
Проблему разноуровнего обучения можно рассматривать в нескольких аспектах:
Таким образом, разноуровневое обучение может быть реализовано двумя подходами к его организации на практике. Первый из них целесообразнее реализовать при изучении базовых курсов, второй в процессе профильного обучения 10-11 к л.
2.4.
Опыт внедрения профильного
Владение иностранным языком стало одним из требований работодателей, предъявляемых к молодым специалистам-выпускникам вузов, стремящимся к самореализации в разных сферах профессиональной деятельности. Согласно статистике, около 30 работодателей в России и более 60% в странах Европы указывают владение иностранными языками как одно из своих требований к соискателям.
В этой связи значимым фактором усиления мотивации к овладению иностранным языком в условиях профилизации школы выступает развитие системы элективных курсов, обеспечивающих реализацию познавательных потребностей старших школьников.
В качестве примера рассмотрим опыт преподавателя иностранного языка и географии, строительного колледжа № 38 города Москвы Гумеровой Маргариты Аглямовны. Данный опыт включает интегрированный элективный курс на основе иностранного языка и экономической географии. Безусловно, внедрение такого курса в практику обучения иностранному языку на старшей ступени школы связано не только с применением современных интерактивных методов и технологий преподавания, ориентированных на развитие у учащихся целостных представлений об экономической географии своей страны и страны изучаемого языка. Это обеспечивает сближение содержания школьной и вузовской ступени образования и способствует развитию практических умений общения на иностранном языке в ситуациях межличностного взаимодействия с учетом будущей профессии.
Общий анализ роли и места географии среди других школьных предметов показывает, что недооценка учащимися этого предмета приводит к их неподготовленности к критическому осмыслению экономической ситуации в регионе, как в конкретном географическом пространстве. Учащиеся оказываются далеки от реальных событий и фактов в развитии межрегиональных и международных экономических связей.
В школьной программе по иностранным языкам предусматривается изучение тем, которые напрямую или опосредованно связаны с экономической географией стран изучаемого языка.
М.А. Гумерова считает, что интеграция предметных областей «География» и «Иностранный язык» в элективном курсе общественно-гуманитарного профиля могла бы позитивно повлиять на привлечение внимания большого числа учащихся к такой важной образовательной области, как экономическая география. Этот предмет важен как для будущих экономистов в области мировой экономики и менеджмента, а также для преподавателей географии и иностранного языка и для многих других специальностей, которыми хотели бы овладеть выпускники школ [4].
Курс
рассчитан на 68 учебных часов
при учебной нагрузке 1 час в
неделю. Предусматривается, что значительная
часть освоения учебного материала
на иностранном языке
Цель данного курса не только расширение представлений учащихся о целостной естественнонаучной картине мира посредством использования иностранного языка, но и совершенствование у учащихся языковых навыков и дальнейшее развитие речевых умений в процессе активной творческой учебно-познавательной деятельности.
В соответствии с целью выделяются следующие задачи курса:
а) Образовательные задачи:
- расширить знания и представления о социально-экономическом, географическом пространстве своей страны и страны изучаемого языка в процессе работы над темами;
1. Экономическая глобализация;
2. Современный рынок труда и профессий для молодежи. Востребованность владения ИЯ и образовательной областью «социально-экономическая география»;
3. Научно-техническая революция; мир высоких технологий.
б) Воспитательно-развивающие задачи:
- развивать умения адекватного коммуникативного поведения (в непосредственном и опосредованном общении) в рамках изучаемых тем;
- способствовать развитию критического и творческого мышления старшеклассников;
- стимулировать инициативность старшеклассников.
Исходя из первостепенности задач, стоящих перед образованием в целом, в данном элективном курсе уделяется значительное внимание овладению способами коммуникативной познавательной деятельности, в основе которых лежат следующие умения:
• умение извлекать информацию из соответствующих аутентичных источников (как бумажных, так и электронных);
• умение анализировать, обобщать и комментировать извлеченную информацию;
• умение планировать и прогнозировать свою учебно-познавательную деятельность;
• умение работать с различного рода справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями.
Поскольку данный элективный курс направлен на сознательное и творческое овладение старшеклассниками иноязычной коммуникативной компетенцией в сфере научных знаний по экономической географии, то в основу отбора содержания были положены следующие дидактико-методические принципы:
1) коммуникативно-когнитивный принцип;
2) принцип
интеграции общественно-
3) принцип деятельностного обучения;
4) принцип практической направленности;
5) принцип обучения
на межкультурной (сравнительно-
Интегрированность курса отражается в заданиях и упражнениях.
Тексты в данном курсе даны как экономико-географические, так и научно-познавательные и художественные.
В качестве примера рассмотрим предполагаемые следующие задания (Приложение 1).
Таким образом, можем заметить, что профильное обучение влияет на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании иностранного языка, и, наоборот, - идущие из иностранного языка в другие учебные предметы. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции курса иностранного языка. В этих условиях укрепляются его связи как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
Данный интегрированный элективный курс является действенным стимулом коммуникативно-познавательной активности, побуждают интерес к предмету, стимулирующий учащихся к самостоятельному поиску новых слов, выражений, к использованию источников информации [4].
Выводы по 2-ой главе
Перед нами были поставлены задачи:
- Рассмотреть формы организации профильного обучения
- Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля
Мы пришли в выводу, что обучение на разных уровнях предоставляет возможность получения учащимися знаний и практических умений, отличающихся широтой и глубиной, с помощью разнообразных учебных курсов, то есть на основе профилизации школ и классов, организации элективных курсов и предметов, кружков.
С помощью элективных курсов возможно межпредметное взаимодействие иностранного языка и с дисциплинами гуманитарного цикла, например географией.
Таким образом иностранный язык может являться не только предметом изучения но и в то же время является важным средство общения и познания. Эти особенности языка открывают широкие возможности для связей с различными предметами учебного плана.
Заключение
На современном
этапе развития общество предъявляет
сегодня школе новые
Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Профильное обучение, обеспечивающее индивидуальное развитие учащегося, является актуальным вопросом политики государства в области образования.
Перед нами были поставлены определенные задачи, решению которых и была посвящена данная курсовая работа. Итак, мы рассмотрели концепцию профильного обучения и сделать вывод, что успешность осуществления данной концепции зависит от многих факторов. Эффективность профильного обучения возможна, если стимулируется активная позиция учащихся и учителей в учебном процессе.
Мы пришли к выводу, что у концепции профильного обучения впереди большое будущее. Ведь для того, чтобы вырастить грамотных специалистов в той или иной области, нужно уже на ранней ступени развития стимулировать у учащихся познавательный интерес и давать им необходимые знания, учитывая личностные особенности, а также творческие способности и задатки.
Список используемой литературы