Профильное образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ основных положений в концепции профильного обучения и их реализации в учебно-воспитательном процессе. Задачи исследования:
Рассмотреть основные положения профильного иноязычного обучения
Сравнить зарубежный и отечественный опыт профильного обучения
Рассмотреть формы организации профильного обучения
Проанализировать опыт внедрения концепции профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Основные положения концепции профильного обучения ИЯ
Проблемы и цели профильного обучения ИЯ……………………………5
Зарубежный опыт профильного обучения…………………………..….10
Отечественный опыт профильного обучения ……………………….....12
1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов……………………………………………………………………………..14
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...18
Глава 2. Реализация концепции профильного обучения ИЯ
2.1. Возможные формы организации профильного обучения………… ……19
2.2. Основные приёмы и технологии профильного обучения………………21
2.3. Возможности учебно-методического обеспечения разноуровневого обучения на старшей ступени обучения в настоящее время………………..25
2.4. Опыт внедрения профильного обучения в классах социально-гуманитарного профиля……………………………………………………..…27
Выводы по 2 главе………………………………………………………..…….32
Заключение………………………………………………………………...……33
Список используемой литературы……………………………………….……34

Файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 97.31 Кб (Скачать файл)

- расширения возможностей трудоустройства и продолжения образования;

- участия в профильно-ориентированных интернет-форумах, межкультурных проектах, конкурсах, олимпиадах [9, С.300].

    1. Зарубежный опыт профильного обучения

 

Реформы образования происходят сейчас в  большинстве развитых стран мира. При этом особое место в них  отводится проблеме профильной дифференциации обучения.

В большинстве  стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании  и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной  школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-ому году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику  предлагаются два варианта продолжения  образования в основной школе: “академический”, который в дальнейшем открывает  путь к высшему образованию и  “профессиональный”, в котором  обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно  прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских  стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию (в основной школе) [5].

В США  профильное обучение существует на последних  двух или трех годах обучения в  школе. Учащиеся могут выбрать три  варианта профиля: академический, общий  и профессиональный, в котором  дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных  услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных  учебных курсов по выбору. При этом прежде всего учитываются запросы  и пожелания родителей, планирующих  профиль для своих детей.

Анализ зарубежного опыта позволяет  выделить следующие общие для  всех изученных стран черты организации  обучения на старшей ступени общего образования:

1. Общее образование на старшей  ступени во всех развитых странах  являются профильными.

2. Как правило, профильное обучение  охватывает три, реже два последних  года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.  Аналогами таких курсов в России можно было бы считать учебные модули, из которых возможно строить множество самостоятельных курсов.

6. Количество обязательных учебных  предметов (курсов) на старшей  ступени по сравнению с основной  существенно меньше. Среди них  присутствуют в обязательном  порядке естественные науки, иностранные  языки, математика, родная словесность,  физическая культура.

7. Как правило, старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения: лицей - во Франции, гимназия - в Германии, “высшая” школа - в США.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

9. Весь послевоенный период количество  профилей и учебных курсов  на старшей ступени школы за  рубежом постоянно сокращалось,  одновременно росло число обязательных  предметов и курсов. При этом  все более отчетливо проявлялось  влияние и возрастающая ответственность  центральной власти за организацию  и результаты образования. Это  отражается на всех этапах  проведения экзаменов, в разработке  национальных образовательных стандартов, уменьшении разнообразия учебников  и др [4].

 

 

    1. Отечественный опыт профильного обучения

 

Российская  школа накопила немалый опыт по дифференцированному  обучению учащихся. Первая попытка  осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных гимназий двух типов: классическая (цель — подготовка в университет) и реальная (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения).

Новый импульс  идея профильного обучения получила  в процессе подготовки в 1915-16 годах  реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения  П. Н. Игнатьева. По предложенной  структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три  ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись  три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями, что заставило ученых-педагогов в который раз обратиться к проблеме профильной дифференциации на старших ступенях обучения [3].

Академия  педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному. С целью дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились вплоть до настоящего времени.

В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных  учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные  на углубленное обучение  школьников по избираемым ими образовательным  областям с целью дальнейшего  обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ [6].

Таким образом, направление развития профильного  обучения в российской школе в  основном соответствует мировым  тенденциям развития образования.

Вместе  с тем сеть общеобразовательных  учреждений с углубленным изучением  предметов (гимназии, лицеи и др.) пока развита недостаточно. Для большинства  школьников они малодоступны. Это  ведет к таким негативным явлениям, как массовое репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т.п. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение подобных проблем.

 

 

 

1.4. Структура и содержание общеобразовательного и профильного курсов

В соответствии с „Концепцией модернизации российского  образования на период до 2010 года" профильное обучение старшеклассников рассматривается как система специализированной подготовки в старших классах образовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Как отмечается в „Концепции профильного образования на старшей ступени общеобразовательной школы" (2002), „профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования" [10, с 476].

В концепции  подчеркивается, что любая форма  профилизации обучения требует сокращения инвариантного компонента содержания школьного образования, и это отличает профильную школу от моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов. В последних один-два предмета изучаются углубленно, в то время как остальные предметы не подвергаются изменениям, а от этого увеличивается нагрузка школьников. Реализация же „профильного обучения возможна только при условии сокращения непрофилирующих предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся".

Модель  общеобразовательной школы с профильным обучением предусматривает на старшей ступени разнообразную комбинацию учебных курсов, на основе которых складывается гибкая система профильного обучения. Это три типа учебных курсов: а) базовые общеобразовательные, б) профильные, в) элективные и факультативны [7].

Базовые общеобразовательные  курсы обязательны для всех учащихся. Их набор (в основном с небольшими вариантами) один и тот же во всех профилях: математика, история, русский и иностранный языки, мировая художественная культура (МХК), физическая культура и интегрированные курсы обществознания и естествознания.

Профильные курсы — углубленные курсы для старшей ступени школы, нацеленные на профессиональную ориентацию школьников, на их начальную специализацию в конкретной предметной области, например: родного языка и литературы, биологии, химии, физики, истории, обществознания, иностранного языка и т. д.

Из набора нескольких учебных курсов и складывается ядро профиля. Например, русский язык, иностранный язык, литература определяют содержание филологического профиля; физика, математика, биология,  химия — естественно-научного профиля и т. д.

Элективные курсы — обязательные курсы по выбору школьников, входящие на старшей ступени в состав профиля. Они могут расширять, дополнять и видоизменять профиль. Например, элективные курсы „Введение в переводческую деятельность", „Великие деятели культуры страны изучаемого языка" и т. п. могут входить в филологический профиль, а „Великие общественные деятели и их роль в мировой истории", „Введение в правоведение" — в социальногуманитарный.

И. Л. Бим  считает, что в концепции профильного обучения отмечается, что „предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. На основе курсов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных и элективных возможно такое построение учебного процесса, когда комбинации общеобразовательных и профильных курсов дадут самые различные формы профилизации для школы в целом, отдельных классов в ней, для группы учащихся" [2].

Что касается профильного обучения именно иностранному языку, то оно предполагает, более углубленное его изучение, а также определенную специализацию, нацеленность содержания обучения на выбранный профиль, как правило, с учетом планов старшеклассников на будущее: характера дальнейшего обучения в среднем специальном или высшем учебном заведении и соответствующей сферы будущей профессиональной деятельности. Хотя последняя может и не полностью соответствовать выбранному в школе профилю, так как профессиональные устремления могут с взрослением и развитием человека видоизменяться.

В базисном учебном плане даны только некоторые  примеры возможных профилей. Так, „иностранный язык" в качестве профильного  учебного предмета представлен лишь в филологическом профиле. А между тем он может входить и в другие профили: социально-гуманитарный, социально-экономический, в разные естественно-научные профили и т.д. [2].

Наиболее  наглядно структуру профильного  обучения иностранному

языку представила  И.Л.Бим:

 

Профильный курс (не менее 6 часов  в неделю)

Базовый курс 3 часа

 

1 ярус

+

задания на более детальную проработку материалов базового курса (за счет заданий на разносторонний анализ текстов,

реферирование, аннотирование и т.д.), а также  нацеливающие на использование модулей

+

дополнительный  профессионально-ориентированный материал и соответствующие способы деятельности, содержащейся в модулях, напр.:

 

 

 

2 ярус

 

 

 

3 ярус

Модуль 1: Немного

о языках и науках о

языке

Модуль 2: Из

истории литературы

Модуль 3: Из истории

Германии

 

Элективные курсы

Практики

4 ярус


 

Из схемы видно что, профилизация при профильном обучении

иностранному  языку осуществляется на четырёх  уровнях. Углубление

происходит  за счёт:

1. более тщательной  проработки инвариантного ядра  содержания

обучения (2 ярус);

2. подключения  модулей с дополнительным профильно-ориентированным  материалом (соотносящимся с профессиональной направленностью профиля) (3 ярус);

Информация о работе Профильное образование