Профориентационная работа: понятие, подходы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
3. Выявить особенности подросткового возраста.
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы 7
1.1.Понятие и особенности профориентации 7
1.2.Этапы и методы профориентационной работы 13
1.3.Особенности профориентационной работы с подростками 19
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 25
2.2. Методика исследования 25
2.3. Обсуждение результатов 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая-proforientasia4курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

                            

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Счастье человека зависит  от его самореализованности. И профессиональная самореализации очень важна, ведь на работе люди обычно проводят треть своего времени. А потому, правильный выбор профессии является одним из условий ощущения счастья. С одной стороны, люди свободны  в выборе профессии, но с другой стороны, не всегда хватает знаний и компетенции, что бы правильно выбрать свой профессиональный путь. Не всегда человек понимает и осознает свои интересы, склонности, способности.

Работа должна быть плодотворной, но, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Особенно в условиях современного общества, когда подготовка к ЕГЭ начинается за два года до окончания школы. И дети уже в 9 классе должны определиться с выбором предметов для подготовки к аттестационному экзамену. Все эти проблемы помогает решить профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований.

Перед подростками проблема профессионального самоопределения стоит особо остро. Большинство подростков выбирает учебу в профильных старших классах, тем самым определяя свой дальнейший профессиональный путь. Вследствие этого данный возрастной период имеет особую значимость в подготовке учащегося к выбору жизненного пути и будущей профессии. В этом выборе значительную роль способна сыграть профориентационная работа. Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?. Ведь основываясь на главных принципах психодиагностики, необходимо понимать, что бесталанных людей нет, а есть занятые не своим делом. А потому, каждому подростку, выбирая профессию важно оценить не только свои способности, но и понять свою уникальность, в чем его «предназначение», чем он хочет заниматься, и главное, понять свои способности.

Профориентационная работа способствует профессиональному самоопределению – помогает личности стать более зрелой, помогает взять ответственность за будущее не только свое, но и всего общества. Человек, правильно сделавший свой профессиональный выбор, влюблен в свое дело, творчески и полноценно живет, то есть, счастлив и способен подарить счастье и уверенность другим людям.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной  школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Выделяют ряд направлений, способствующих  решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения.

В настоящее время наиболее распространена методика профориентации  академика Е.А.Климова, в которой профессии дифференцированы по пяти областям человеческой деятельности (человек-человек, человек-машина, человек окружающая среда, человек-знаковые системы, человек-художественный образ). В зависимости от ответов на вопросы о том, чем бы вам хотелось заниматься, предлагается pяд профессий в конкретной области (13).

Очень интересны методики профориентационных карточных игр Н.С.Пряжникова для  подростков 12-15 лет и его опросник, позволяющий определиться по 20 группам профессий, основываясь на предложениях об их содержании (43). В Великобритании компанией SHL разработана сходная методика, содержащая более 100 вопросов и утверждений. Однако разница в том, что в программах обучения английских школьников предусмотрены практические занятия по большинству элементарных видов деятельности, составляющих основу многих профессий. Поэтому они не просто предполагают, что работа понравится, а имеют небольшой практический опыт, чего недостает в отечественной практике профориентационной работы.

Несмотря на некоторые положительные  результаты, профориентация в современных  условиях всё ещё не достигает  своих главных целей – формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Так, проведенные исследования мотивов выбора профессии школьниками показывают (51, с. 374), что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% старшеклассников выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен; 17% - по совету родителей; 9% - под влиянием средств массовой информации; 9% - руководствуются в выборе малозначительными факторами. Только 40% старшеклассников выбирают профессию, ориентируясь на содержательную сторону будущей профессии.

Налицо противоречие между ожиданиями общества пополнить свои ряды квалифицированными специалистами, любящими свою работу, стремящимися к профессиональному самосовершенствованию, и сложности для подростков разобраться во множестве профессий, определить их востребованность на рынке труда, определить соответствие своих притязаний способностям и склонностям.

Актуальность и противоречие обусловили наш выбор темы исследования: «Особенности профориентационной работы с подростками».

Объект исследования – подростки, определяющиеся в выборе профессии.

Предмет исследования – особенности профессионального самоопределения подростков.

Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.

Гипотеза исследования – профориентационная работа оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение подростков.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
  2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
  3. Выявить особенности подросткового возраста.
  4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
  5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.

Методы исследования:

  • анализ теоретической литературы по проблеме исследования
  • анкетирование
  • тестирование
  • беседа

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности профориентации подростков, отобранные методики диагностики профессиональной направленности старшеклассников могут применяться в работе школьных психологов,  окружных служб профориентации, использоваться учителями в воспитательной работе.

 

Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы

1.1.Понятие и особенности профориентации

 

Профориентация – система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии ,призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Понятие профориентации раскрывается в ряде определений. В психологическом словаре дается краткое определение: «профессиональная ориентация – система мероприятий по ознакомлению молодежи с миром профессий» (46, с. 289).

Сущность профориентации можно определить следующим образом: это совокупность высказываний, отражающих в концентрированной форме комплекс взглядов, представлений и идей, направленных на осуществление эффективной профориентационной деятельности.

 

В.А.Бодров под профориентацией  понимает помощь в выборе профессии  на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональных планов (2, с. 14).

По определению А.К.Марковой, профориентация - это комплекс психолого-педагогических, медицинских, социальных мероприятий, направленных на формирование профессионального самоопределения молодого человека, на оптимизацию трудоустройства человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также с учетом потребностей общества в специалистах (23, с. 218).

Само возникновение профессиональной ориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в Страсбурге в 1903 г.  и  бюро по выбору профессий в Бостоне (США) в 1908 г. Работа этих первых профориентационных  служб основывалась на «трехфакторной модели» Френка Парсонса. В основе теории Ф.Парсона, отца профориентации, лежат три фактора (44):

  • индивидуальные способности, особенности, возможности, умения и интересы человека;
  • особенности профессии;
  • правильное соотношение между собой 1-го и 2-го факторов.

У претендента  на те или иные профессии  выявляли способности и психологические качества, соотносили их с требованиями профессий и, уже на основании этого, выдавали рекомендацию о пригодности или не пригодности человека к данной профессии. Такая работа впервые строилась на научной основе: использование самой идеи соотнесения характеристик человека с профессией в качестве основного критерия появления профессиональной ориентации.

Обычно называют следующие причины  появления служб профориентации: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска и выбора работы, проблема отбора наиболее «подходящих» людей уже со стороны работодателей.

Главная психологическая причина  появления профориентации заключается  в том, что перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку). Проблема свободы порождает значительные трудности, так как предполагает ответственность за свой выбор; страх перед ответственностью вызывает внутреннюю напряженность и даже особые неврозы. Но поскольку далеко не все люди готовы к такой ответственности, то возникает насущная потребность в специальных помощниках-консультантах, облегчающих эти сложнейшие жизненные задачи.

Е.О.Пряжникова, проведя исследование развития профессионального самоопределения  в России, отмечает, что первая служба по «приисканию» работы появилась в  России в 1897 г. (но только в годы Первой мировой войны подобные службы приобрели  государственный статус). В известном «Кающемся энциклопедисте» (1900) был раздел, посвященный выбору профессии, и выделены четыре типичных варианта выбора: 1) согласно семейным традициям (что было распространено в тогдашней патриархальной России); 2) случайный, необдуманный выбор; 3) выбор по призванию; 4) выбор по расчету. В дореволюционной России издавались журналы, где была информация о профессиональных учебных заведениях («Студенческий альманах», «Адрес-календарь») (44).

Еще задолго до официального открытия профориентационных служб в Санкт-Петербурге профессор Н. Киреев безвозмездно помогал молодым людям в выборе факультета и специализации в университете, а чуть позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников перенесли эту инициативу в гимназии (44).

В Советской России проблемы труда, трудовой подготовки, а в дальнейшем и профориентации были важнейшими темами марксистской идеологии. При ЦИТе (Центральном институте труда, открытом в 1921 году по прямому указанию В.И. Ленина) была создана лаборатория, занимающаяся вопросами профориентации. Проблемами профориентации также занимались во Всеукраинском институте труда (Харьков), в лаборатории по выбору профессии при психофизиологическом отделении Казанского бюро НОТ, в Московском институте профзаболеваний им. Обухова и т.д.

В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева Наркомтруд открыл при Институте мозга первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927-1928 гг. было обследовано 2700 подростков, а за последующие 10 лет - 7 млн 600 тыс. человек.

В 1928 г. организуются Бюро по профконсультации в Свердловске, Ростове-на-Дону, Иваново-Вознесенске, Брянске, Киеве и Одессе, а в 1929 году - в Перми, Ярославле, Шахтах. За период с 1930 по 1933 г. открыто 47 Бюро профконсультации. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-е гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

В конце 50-х гг. стали появляться первые диссертации по проблемам школьной профориентации. В 60-е гг. была организована группа профориентации в НИИ теории и истории педагогики АПН СССР (руководитель - А.Н. Волковский); открыта лаборатория профориентации в НИИ психологии в Киеве (руководитель - Б.А. Федоришин); организован Научно-исследовательский институт трудового обучения и профориентации при Академии педагогических наук СССР (руководитель - А.М. Голомшток).

С середины 80-х гг. в стране даже на официальном и партийном уровнях стала вызревать потребность в существенных изменениях, прежде всего в плане увеличения свобод. В 1984 г. вышло Постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», где особое место уделялось развитию трудового обучения и профориентации молодежи. Было создано более 60 региональных Центров профессиональной ориентации молодежи, а в районах - множество пунктов профконсультации. На базе Госкомтруда началась активная подготовка профконсультантов. В школах ввели курс «Основы производства. Выбор профессии». Наметился переход к более качественной работе. Хотя опыта было мало, но он быстро приобретался. В итоге в 1986 г. была создана реальная государственная служба профориентации молодежи с перспективой дальнейшего совершенствования.

Информация о работе Профориентационная работа: понятие, подходы, методы