Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа
Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
3. Выявить особенности подросткового возраста.
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.
Введение 3
Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы 7
1.1.Понятие и особенности профориентации 7
1.2.Этапы и методы профориентационной работы 13
1.3.Особенности профориентационной работы с подростками 19
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 25
2.2. Методика исследования 25
2.3. Обсуждение результатов 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемой литературы 45
Профессиональные намерения подростков формируются на основе малоосознанных и малодифференцированных мотивов профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов занимает интерес (65,6%), причем профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах "Человек - Человек" и "Человек – Художественный образ" (43,8 и 34,47%). Однако практически все подростки оказались не в состоянии раскрыть своего интереса к выбранной профессии, обосновать его. Присутствовавшие в нашей выборке другие мотивы профессионального выбора значительно менее выражены, хотя и более осознаны (возможность общения, материальная выгода).
Кроме того, профессиональные намерения подростков имеют в своей основе малоструктурированную систему ценностных ориентаций и, прежде всего именно инструментальных ценностей как средств достижения жизненных целей. Важно, что ценности профессионального развития и саморазвития не являются актуальными в иерархии ценностных ориентаций учащихся.
Таким образом, можно сказать, что
в целом профессиональные намерения
подростков формируются на основе низкой
личностной активности учащихся в процессах профессионального
С целью преодоления выявленных в процессе диагностического исследования трудностей и оптимизации процесса профессионального самоопределения подростков была проведена формирующая беседа.
На первом этапе – «познавательном» – подростки в процессе цикла бесед знакомились с научными подходами к выбору профессии. Этап направлен, главным образом, на изменение познавательного компонента.
Так, девятиклассники ознакомились с пятью типами профессий, которые разделяются в зависимости от предмета труда. Беседы проводились по следующему плану:
1.«Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А» (Ч - П)
Здесь главный, ведущий предмет труда - природа.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Среди профессий типа «человек–природа» можно выделить профессии, предмет труда которых: растительные организмы, животные организмы, микроорганизмы.
Указанное деление не означает, конечно, что труд человека направлен только на упомянутые выше предметы. Растениеводы, например, работают в коллективе, используют разнообразную технику, занимаются вопросами экономической оценки своего труда. Но все же главный предмет внимания и забот растениеводов - растения и их среда существования.
При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
2.«Ч Е Л О В Е К – Т Е Х Н И К А» (Ч – Т)
Здесь главный, ведущий предмет труда - технические объекты (машины, механизмы), материалы, виды энергии.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик и др.
Конечно, труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания - область технических объектов и их свойств.
Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
3.«Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К» (Ч – Ч)
Здесь главный, ведущий предмет труда - люди.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе: устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми; потребность в общении; способность понимать намерения, помыслы, настроения людей; умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей; умение находить общий язык с разными людьми.
4.«Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы» (Ч – Зс)
Здесь главный, ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
Профессии типа «человек - знаковые системы» включают:
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
5.«Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З» (Ч – Хо)
Здесь главный, ведущий предмет труда - художественный образ, способы его построения.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
Профессии типа «человек -художественный образ» включают:
Одна из особенностей профессий
типа «человек - художественный образ»
состоит в том, что значительная
доля трудовых затрат остается скрытой
от стороннего наблюдателя. Более того,
нередко прилагаются
На этом этапе проводились беседы с подростками, которые являются очень важным методом для выявления профессиональных ориентаций. Представление подростка о себе увязывалось с представлениями о выбираемой профессии, поэтому все беседы строились на выявлении этих представлений и их сопоставлении. Подростков просили описать какие, по его мнению, виды работ приходится выполнять в данной профессии и какие для этого необходимы знания, умения и навыки. Что больше всего ценится в данной профессии, какими качествами обладает человек, добившийся успеха в данной профессии? В беседе определялось, по каким причинам подросток выбирает ту или иную профессию, кто одобряет и кто осуждает его выбор, почему, и какие доводы при этом кажутся ему убедительными. Использовались конкретные примеры. Например, обсуждалось, кто из близких или знакомых имеет такую профессию, ради чего он ее выбрал и ради чего выбирает ее подросток, какое будущее у этого человека, и как подросток видит свое будущее и т.п.
Подростки ознакомились с делением профессий по условиям труда:
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата: бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт.
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности: строитель, пожарник, полевод, агроном.
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями: летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик.
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности: учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор.
Подростки ознакомились с профессиограммами некоторых, пользующихся особым спросом профессий (пример приведен в Приложении 2).
Отдельная беседа была посвящена профессиональной мобильности. На конкретных примерах девятиклассники рассмотрели, как меняется потребность общества в специалистах разного профиля, как на смену одним профессиям, престижным и широко распространенным в одно время, приходят новые (менеджер, маркетолог и др.). Рассмотрели понятия «переподготовка», «повышение квалификации» как важные в жизни каждого специалиста. Выделялись те вопросы для обсуждения, которые помогут подростку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире.
Подростки получили представление о том, что современный деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
На втором этапе для стимулирования
и развития мотивационного компонента
готовности применялись активизирующие
опросники личностного и профессионального
самоопределения. Применялись следующие
методики: дифференциально-
Дифференциально-
Опросник включает в себя 20 пар видов деятельности (Приложение 3). Перед тестированием ученикам давалась инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли? Ответ в форме знака плюс поставьте в соответствующую клеточку листа ответов».
При обработке результатов в каждом из пяти вертикальных столбцов необходимо подсчитать сумму плюсов.
Вопросы подобраны и сгруппированы следующим образом: в первом столбце они относятся к профессиям «человек—природа» (П), во втором — «человек—техника» (Т), в третьем — «человек—человек» (Ч), в четвертом — «человек — знаковая система» (3), в пятом — «человек — художественный образ» (X). Эти буквенные обозначения вписываются исследователем в верхнюю строку листа ответов. Максимальные суммы плюсов в тех или иных столбцах указывают на направленность к соответствующей области профессиональной деятельности.
Методика «Структура интересов» В.Хеннинга позволяет не только выявить содержание интересов подростков, но и увидеть взаимосвязь этих интересов, их структуру (Приложение 4).
Тест включает в себя 136 фраз, против каждой из которых необходимо проставить цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для подростка: 1 – совершенно неприемлемо; 2 – неинтересно; 3 – интересно; 4 – весьма интересно. Ответы группируются по следующим направлениям: география, физика, биология, техника, политика, мораль, экономика, философия, психология, литература, музыка, мода, хореография, искусство кино, путешествия, спорт.
Информация о работе Профориентационная работа: понятие, подходы, методы