Профориентационная работа: понятие, подходы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
3. Выявить особенности подросткового возраста.
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы 7
1.1.Понятие и особенности профориентации 7
1.2.Этапы и методы профориентационной работы 13
1.3.Особенности профориентационной работы с подростками 19
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 25
2.2. Методика исследования 25
2.3. Обсуждение результатов 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая-proforientasia4курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)





                                                                                                     








1.3.Особенности профориентационной  работы с подростками


Подростковый возраст с одной  стороны является кризисным периодом, но с другой стороны, главное задачей  этого возраста является ответ на вопросы «Ктоя», «Какой я». Именно в этом возрасте происходит личностное самоопределение. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение (25,).

В исследованиях Л.И.Божович, которые проводились в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у  учащихся  восьмого  и  девятого  классов т.е. в  15  лет (3). Десятилетие спустя исследования  Н.И.Крылова показали, что  профессиональная  направленность школьников,  выбор будущей  профессии  становится  актуальным  для юношей  и девушек  только 16-17 лет. В начале 80-х Н.Н.Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к  будущему на рубеже шестого и  восьмого  классов, что примерно соответствует  возрасту 13  лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной  ситуации  развития поколений. Это  еще раз подтверждает историческую и социальную обусловленность развития личности и отсутствие стабильных границ подросткового возраста (26).

Подростки существенно отличаются друг от друга как по темпераменту и по характеру, так и по своим  способностям, потребностям, стремлениям  и интересам, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются  и в выборе жизненного пути. Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

По мнению психологов, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения. И заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека (8,13,21 и др.).

Если профориентационная работа проводится полноценно, то схема примерно следующая. Еще в младших и средних  классах учеников постепенно знакомят с миром профессионального труда, выявляют их основные склонности и  способности (прежде всего общую  динамику их изменения, на основании чего и можно выстраивать более долгосрочные прогнозы). В идеале, дают школьникам попробовать себя хотя бы по некоторым доступным видам труда.

Ближе к старшим классам у школьников должна постепенно формироваться готовность к самоанализу основных склонностей и способностей. Именно это может стать основой для формирования готовности к подлинному самоопределению. Одновременно все больше рассматриваются, сравниваются и обсуждаются различные варианты построения своего счастья (различные образы жизни). Это невозможно без обращения к ценностно-смысловым аспектам профессионального и личностного самоопределения. Как считают многие серьезные специалисты, именно ценностно-нравственные ориентации составляют «ядро» самоопределяющейся личности (42).

В старших и выпускных классах  основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом школьникам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Общая логика такой подготовки примерно следующая: сначала на специально подготовленных примерах (ситуациях) психолог-профконсультант (школьный психолог) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор. Далее на других примерах старшекласснику уже самому предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику. В этом случае пример преобразуется в учебную задачу, где постепенно и формируется готовность самостоятельно ориентироваться в различных ситуациях профессионального самоопределения. Наконец, уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях старшеклассник использует в своем выборе, а роль психолога-профконсультанта сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося молодого человека.

Пряжников отмечает, что подросток ищет для  себя и часто находит пути избежать ответственности за профессиональное и личностное самоопределение. В  этом случае возможны такие варианты поведения. Обращение за советом о выборе профессии и учебного заведения к более авторитетным (значимым) сверстникам и четкое следование этим советам. К сожалению, советы часто строятся на существующих предрассудках о том, что есть «лучше» и что «явно неприемлемо». В результате подростки почти поголовно выбирают такие профессии, как юрист, экономист, менеджер, визажист и т.п. Обращение за советом к учителям и школьным психологам (профконсультантам), которые часто тоже ориентируются на существующие в общественном сознании предрассудки, при этом подыгрывают своим ученикам, предлагая им престижные профессии и учебные заведения. В такой ситуации можно даже говорить о страхе самих психологов и педагогов взять на себя ответственность за неординарные советы (по принципу: проще посоветовать что-то банальное, но зато общепринятое...) (43).

Обращение подростков за советом к родным и  близким. Нередко и эти советы бывают ориентированы на существующие (или существовавшие ранее) предрассудки о том, что более «престижно»  и «перспективно», а что менее. Их представления о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Подростки могут ориентироваться в своем выборе на стереотипы общественного сознания, культивируемые современными средствами массовой информации (СМИ) - молодежную прессу, теле- и радиопрограммы и т.п. Нередко СМИ производится ориентация не на конкретные профессии, а на определенный образ жизни. А, как известно, в молодом возрасте человек выбирает не столько профессию, сколько образ и стиль жизни, где профессия - всего лишь «средство» достижения желаемого. Проблема здесь в том, что культивируемый (а точнее - пропагандируемый) образ жизни достаточно стандартный, в чем-то пошлый (многократно тиражируемый), ориентированный на невзыскательный вкус и именно потому такой притягательный и соблазнительный для неокрепшей души самоопределяющегося подростка.

Из  сказанного видно, что реально подросток  в большинстве случаев опирается  на мнение близких и значимых для себя людей. Но способен ли он, в силу социальной незрелости, быть полноценным субъектом своего профессионального и жизненного выбора? Не слишком ли многого мы требуем от еще молодого и неопытного человека, когда говорим о самоопределении и призываем к тому, что ответственность за важный жизненный выбор он должен брать на себя? То, что самоопределяющийся подросток пытается найти дополнительную опору в своем важном жизненном выборе, - это нормально и психолог должен относиться к этому с пониманием. Подросток волнуется, неопределенность перед будущим действительно пугает его, и у него срабатывают защитные механизмы - механизмы подстраховки своего выбора. К сожалению, часто вся подстраховка сводится к ориентации на стереотипы общественного сознания и к их реализации. Но в этом случае не приходится говорить о настоящем творчестве при планировании перспектив своего развития, и нужно согласиться с тем, что подросток не самоопределяется, а его «определяют».

В школе возможна такая ситуация, что  со школьником полноценной профориентационной работы не проводится, но добросовестный психолог считает, что профориентационная помощь необходима. Администрация обычно не поощряет инициативного психолога, поэтому на эту работу практически не остается времени (в школе много других "важных" дел...), часто сам психолог не имеет достаточной квалификации и опыта для оказания профконсультационной помощи. И все-таки помощь может быть оказана. Во-первых, сам факт обсуждения с подростком или с его родителями проблемы профессионального выбора уже многого стоит.

Во-вторых, существует набор довольно доступных  и несложных профориентационных методов, позволяющих ориентировочно выявить профессиональные предпочтения подростка (например, «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), «Карта интересов», «Опросник профессиональной готовности – модифицированный» (ОПГ-м), опросники «За и против», «Перекресток» и др.).

В-третьих, возможен такой вариант организации  работы, когда психолог работает с  микрогруппой (в 3-4 человека), где поочередно обсуждаются проблемы каждого ученика. В этом случае можно даже организовать игру в «Профконсультацию», где сверстники будут давать друг другу советы, что позволит им ориентироваться в разнообразных (а не только в своих собственных) ситуациях выбора.

В-четвертых, психолог может просто «вселить» в сознание консультируемого подростка чувство уверенности и оптимизма по отношению к своему будущему. При этом сам оптимизм - это не просто инфантильная надежда на то, что «все будет хорошо», а уверенность, что даже в сложных ситуациях подросток не растеряется и сделает достойный выбор (но для этого важно разобраться, что такое вообще достойный выбор, в отличие, например, от стандартного или пошлого).

Г.Лемешава отмечает слабость существующей методической базы для проведения профориентационной работы в школе (20). В последние годы этим вопросам не уделялось должного внимания. Школьный курс по выбору профессии из-за отсутствия подготовленных кадров не ведется в полном объеме. Система профессиональной ориентации нуждается в согласовании действий служб занятости с отделами образования. При построении профориентационной работы с подростками важно обеспечить единство профессиональной и жизненной перспективы молодежи, профессиональной и социальной мобильности, смены профессиональных ролей в течение жизни как естественного процесса, формирование психологической готовности к реализации индивидуальных и жизненных установок.

Выводы по 1 главе.

1. Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.

2. Различают групповую и индивидуальные формы профориентации. Основные методы профориентации: беседа; рассказ; анкетирование;  консультация; игра.

3. Особенности профориентации  подростка заключаются в том, что именно в этом возрасте у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией. В то же время подросток не готов взять на себя ответственности за профессиональное и личностное самоопределение, ему требуется компетентный профессиональный совет, дополнительная опора в своем важном жизненном выборе.

 

Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками

2.1. Цель, гипотеза и задачи  исследования

Эмпирическое исследование проводилось  с целью проверки выдвинутой гипотезы о том, что профориентационная работа оказывает существенное влияние на профессиональное самоопределение подростков. Эмпирическое исследование состояло из трех этапов: диагностического, цель которого – выявить уровень профессионального самоопределения подростков, установить необходимость проведения дополнительной профориентационной работы; формирующего – проведение профориентационной работы с учетом выдвинутых психологических условий; контрольного – проверка эффективности проведенной профориентационной работы.

2.2. Методика исследования

Профориентационная  работа проводилась на базе средней школы № 376 г. Москвы. В исследовании приняли участие 32 человека – ученики 9-а и 9-б классов(17мальчиков и 15 девочек), возраст – 15-16лет.

В процессе диагностического исследования нами изучались: профессиональные намерения подростков; образовательные и профессиональные потребности; мотивы и факторы, влияющие на профессиональное самоопределение; психологические условия приобретения подростками знаний о себе, о мире профессионального труда, о профессиональной деятельности, профессионально важных качествах личности, необходимых для разных профессий.

Диагностическое исследование включало в себя проведение беседы, анкетирование, анализ школьной и внешкольной деятельности. Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности применялась анкета оптанта (Приложение 1).

Анализ результатов диагностического исследования выявил следующие проблемы:

Профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных  сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального  труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Причем сами школьники редко осознают свою малую информированность в этих вопросах. Так, 78,1% девятиклассников считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 21,9% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Среди 37,5% учащихся, полагающих, что обладают достаточными сведениями об основных характеристика своей будущей профессии (содержание труда, условия труда и т.д.), лишь 25% действительно владеют этими сведениями.

Формирование профессиональных намерений  подростков опирается на достаточно высокий уровень профессиональных притязаний. Так, 96,9% учащихся планируют  продолжить образование по окончании  средней школы, причем 46,9% ориентируются на высшее образование и 50% - на среднее специальное. Но притязания на высшее образование отдельной части из них нереальны с точки зрения их успеваемости и общих способностей. Кроме того, 93,8% хотели бы иметь высокую должность.

Информация о работе Профориентационная работа: понятие, подходы, методы