Профориентационная работа: понятие, подходы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
3. Выявить особенности подросткового возраста.
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы 7
1.1.Понятие и особенности профориентации 7
1.2.Этапы и методы профориентационной работы 13
1.3.Особенности профориентационной работы с подростками 19
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 25
2.2. Методика исследования 25
2.3. Обсуждение результатов 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая-proforientasia4курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

В 1991 г. вышел закон «О занятости населения», где школьную профориентацию не запрещали, но она из школы фактически переводилась в службы занятости. Заметим, что в США требования к подготовке специалистов для работы в бюро по трудоустройству заметно ниже, чем специалистов, оказывающих помощь школьникам при планировании ими своей карьеры.

Сегодня профориентацией наряду со службами занятости, центрами профориентации, занимаются школьные педагоги и психологи. Помощь юношам и девушкам в определении  их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением профориентационной работы школьного психолога с учащимися старших классов.

Профориентация способствует тому, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и способностям, чтобы он испытывал удовлетворение от работы и приносил пользу обществу. Решение этого жизненно важного вопроса происходит порой стихийно и случайно, молодым людям оказывается недостаточная помощь. В обществе профориентационную работу осуществляют специальные службы, учебные заведения, профессиональные центры и консультации.

Профориентация - это содействие профессиональному самоопределению человека , которое захватывает как мотивационную сферу (склонности, интересы, цели, намерения), так и операциональную сферу (способности, знания, умения и др.). Профессиональное самоопределение и профессиональное «созревание» длится в течение всей жизни: человек выбирает профессию, проходя стадии фантазии, проб, выборов, их реализации, затем вступает в профессию, позднее меняет порой саму профессию или специальности внутри нее в зависимости от изменения в мире профессий, от изменений в себе самом, от отношения к труду.

 

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. При этом многие ученые связывают самореализацию, самоактуализацию и т. п. именно с трудовой деятельностью, с работой. Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой»; К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которое делает человек. И.С. Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение. П.Г. Щедровицкий отмечает, что «смысл самоопределения — в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность» (52, с. 78-79).

Е. А. Климов выделяет два уровня профессионального  самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический (реальные изменения социального статуса человека) (15, с. 62—63).

Самоопределение предполагает не только «самореализацию», но и расширение своих изначальных возможностей — «самотрансценденцию»: «полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность "выходить за рамки самого себя", а главное - в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни» (16, с. 330).

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.

1.2.Этапы и методы профориентационной  работы

 

В профессиональной ориентации принято  выделять несколько основных этапов (34,38,51): 

  1. Профессиональное просвещение.
  2. Профессиональную консультацию.
  3. Профессиональную адаптацию - психологическое привыкание к профессии.

Несколько подробнее  эти этапы описаны в психологическом  словаре (46, с.289):

    1. профессиональное просвещение – обеспечение школьников информацией о мире профессий, учебных заведений, возможностях профессиональной карьеры;
    2. профессиональное воспитание – формирование у школьников трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
    3. профессиональное консультирование школьников и родителей по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
    4. профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры, включая перевыбор профессии и профессиональную переподготовку.

Проведение профориентации — это осуществление широкой программы действий. А.К.Маркова выделяет следующие основные этапы этой программы (23):

- необходимо иметь описание и классификацию профессий, а также профессиограммы отдельных профессий, включающих подробное описание ее сторон - предмета труда в профессии, задач, условий труда, производственных отношений, средств, орудий труда, характера результатов. Особо следует указать условия труда и характеристики результата, требующие от человека значительных психологических усилий. Знакомя школьников с профессиями, важно увязать эту работу с реальными потребностями специалистов в данном регионе;

- надо опереться далее на подробное изложение требований к субъекту труда - психограмму, то есть на описание сочетания необходимых для данной профессии профессионально важных качеств (ПВК). Особо надо указать те качества, которые обусловлены природными особенностями человека, мало меняются в течение жизни и отсутствие которых может быть основанием для невыбора профессии. Следует отметить те психологические качества, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней (например, нелюбовь к детям у педагога, замедленная реакция у водителя). Важно изложить те психологические качества, и даже тип личности, которые могут развиться в ходе осуществления труда в данной профессии;

- необходимо собрать данные психологического обследования, беседы о человеке, выбирающем профессию. Важно выявить, понимает ли молодой человек социальную значимость профессии, ее место в обществе, а также какой стиль жизни связан с данной профессией. Целесообразно изучить профессиональные намерения, интересы, склонности этого конкретного человека, состояние его профессионального сознания (понимание качеств профессионала в данной профессии) и самосознания (выявление наличия этих качеств и возможностей у себя), историю его выбора профессии и этапы, подводящие к этому, объективную картину мотивационной и операциональной сфер его психического развития;

- необходимо располагать приемами помощи человеку в понимании самого себя как целостной личности с осознанием своей мотивационной сферы (интересов, склонностей, притязаний, ожиданий) и операциональной сферы (знаний, умений, способностей, типа мышления), своих преимуществ и недостатков, того, что может помочь и помешать его работе в данной профессии;

- целесообразно использовать ряд процедур профконсультации; выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других; соотнесение профессий с возможностями выбирающего человека; приемы развития у человека «ощущения профессии», которая принесет ему максимальный профессиональный успех и удовлетворение в жизни.

Система профориентации является подсистемой общей системы  трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых  – всестороннее развитие личности, гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формирование духовной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.

Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно – функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие  их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность школьника рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности, самовыражением и самоутверждением в профессиональной деятельности; направленностью, т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношением к усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственной и эстетической культуры; развитием  самосознания; представлением о себе, своих способностях, особенностях характера.

Процесс профессионального самоопределения  обусловлен расширением и углублением творческой, общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной) деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологической культуры.

Управленческая подсистема предполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состоянии системы профориентации, выработку программы действий, регулирование процесса реализации и разработку рекомендаций  по её совершенствованию. Программа управления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическим развитием района, города, региона.

Все подсистемы профориентации взаимосвязаны  между собой и в этой взаимосвязи  приобретают новые, интегративные  качества. Система профориентации выполняет  диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Профориентация является непрерывным  процессом и осуществляется целенаправленно  на всех возрастных этапах.

Выделяют следующие формы профориентационной работы:

  • профпросвещение;
  • диагностика способностей, склонностей, интересов;
  • проведение занятий по профориентации, профессиональных игр.

В зависимости от количества учащихся выделяют:

  • групповую профориентацию;
  • индивидуальную профориентацию.

Основные   методы профориентации следующие:

  • беседа;
  • рассказ;
  • анкетирование;
  • консультирование   
  • игра.

Одним из популярных методов профориентации является профконсультирование учащихся. В ходе профконсультации важно учитывать (29):

- общую профессиональную направленность личности, называемую иногда профессиональной валентностью личности. Наблюдаются моновалентные, поливалентные относительно мира профессий типы людей, а также неопределенные типы. Профессиональную валентность можно расширить в ходе обучения  важно учитывать, насколько целесообразно тот или иной ярко выраженный тип человека адаптировать к неадекватным видам профессии;

- соотношение мотивационной и операциональной сферы у данного молодого человека, а также затраты усилий и возможные потери на пути получения профессии; например, операциональная сфера может забегать вперед мотивов (способности есть, а интереса к профессии нет), мотивационная сфера может опережать операциональную, когда молодой человек стремится к профессии, например, к актерской, но не обладает нужными качествами; или способности и мотивы есть, но усилия и затраты на пути профессии очень велики, например, получение данной профессии вредит здоровью или приносит ущерб семье;

- индивидуальные особенности учащихся, проявляющиеся в отсутствии выраженных способностей и склонностей, в колебаниях и неуверенности человека, в присутствии противоречивых, неоднозначных мотивов выбора профессии.

Кроме того, есть активные методы, включающие учащихся в интенсивную работу по профвыбору. Это профориентационные игры и внеклассные мероприятия по профориентации.

Целью профориентационных игр является:

  • выявить отношение школьников к разным профессиям (например, игра «Ассоциация»);  
  • знакомство школьников со схемой анализа профессий («Угадай профессию»); знакомство учащихся с правильным построением профессиональных планов (игры «Профконсультация», «Самопрезентация»). 

А.К.Маркова рекомендует использовать в профориентации так называемый веер профессий (23). Веер профессии — это присущая данному этапу развития экономики страны целесообразная модель дифференцированного распределения профессий между территориальными единицами, отраслями производства, учебными заведениями, отраженная в общественном и индивидуальном сознании в соответствии с социальной значимостью профессии, требованиями полноты информации, логической преемственности развертывания профориентационного процесса. Функция «веера профессии» — обеспечение соответствия содержания профориентационной работы экономической реальности данного региона, города.Наглядно существующие формы и методы профориентационной работы представлены на рис. 1.

Рис. 1. Формы и методы профориентационной работы.

                                                         

Информация о работе Профориентационная работа: понятие, подходы, методы