Профориентационная работа: понятие, подходы, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие профориентации, ее цели и задачи.
2. Проанализировать этапы профориентационной работы с учащимися.
3. Выявить особенности подросткового возраста.
4. Рассмотреть особенности и специфику профориентационной работы с подростками.
5. Провести эмпирическое исследование процесса проведения профориентационной работы с подростками.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Профориентационная работа: понятие, подходы, методы 7
1.1.Понятие и особенности профориентации 7
1.2.Этапы и методы профориентационной работы 13
1.3.Особенности профориентационной работы с подростками 19
Выводы по 1 главе. 24
Глава 2. Эмпирическое исследование профориентационной работы с подростками 25
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 25
2.2. Методика исследования 25
2.3. Обсуждение результатов 35
Выводы по 2 главе 40
Заключение 41
Список используемой литературы 45

Файлы: 1 файл

курсовая-proforientasia4курс.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Инструкция: Проставьте против каждой из нижеприведенных фраз цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для вас: 1 – совершенно неприемлемо; 2 – неинтересно; 3 – интересно; 4 – весьма интересно.

Содержание всех  методик сравнивались между собой, и выявлялся профиль  интересов каждого подростка, его  склонности. В результате каждый ученик получил представление о своих способностях и склонностях, которые относятся к одному из пяти типов профессий: «человек—природа» (П), «человек—техника» (Т), «человек—человек» (Ч), «человек — знаковая система» (3), «человек — художественный образ» (X).

Третий этап работы заключался в ознакомлении подростков с выбранной ими профессией и реализации возможности практической апробации сил в ней. Ознакомиться на практике с выбранной профессией сумели 78,1% девятиклассников, которым оказали в этом помощь родители, попробовать свои силы в выбранной профессии (работали от 3 до 5 дней по несколько часов в день) лишь 28,1% учеников. На наш взгляд, в этом вопросе необходимо содействие службы занятости населения.

По окончании формирующей беседы было проведено контрольное занятие, включающее беседы с подростками, повторный анализ школьной и внешкольной деятельности.

2.3. Обсуждение  результатов

Результаты тестирования подростков по  методикам представлены в  табл. 1.

                                                                                            Таблица 1

Имя

Профессиональная направленность подростков

по методике ДДО

по тесту «Структура интересов»

Итоговый результат

1

Андрей С.

Ч

Политика

Ч

2

Алексей Р.

Т

Техника

Т

3

ИгорьУ.

З

Философия

З

4

Эльмира Н.

З

Экономика

З

5

Виктория Н.

П

Биология

П

6

Виктор Я.

Т

Физика

Т

7

Иван П..

Х

Музыка

Х

8

Нино Б.

П

Биология

П

9

Дима Г.

Х

Литература

Х

10

Евгений И.

Ч

Политика

Ч

11

Елена Г.

Ч

Психология

Ч

12

Дарья П.

П

Биология

П

13

Анна В.

Х

Музыка

Х

14

Андрей  В.

Т

Техника

Т

15

Марина О.

Ч

Мораль

Ч

16

Женя Ш.

З

Спорт

З

17

Света И.

П

Биология

П

18

Юля П.

Т

Физика

Т

19

 Оксана Л.

Ч

Мораль

Ч

20

Николай И.

Ч

Политика

Ч

21

Рашик Ч.

Ч

Мораль

Ч

22

Рома Г.

Х

Мода

Х

23

Анна Ш.

П

Биология

П

24

Павел П.

П

Биология

П

25

Дима Л.

З

Экономика

З

26

Надя У.

Ч

Мода

Ч

27

Настя Ж..

Х

Литература

Х

28

Сергей Р.

Т

Спорт

Т

29

Алина Д.

Ч

Психология

Ч

30

Лиза Ш.

Х

Литература

Х

31

Мурад Р.

Ч

Мораль

Ч

32

Влад Ф.

Т

Физика

Т


 

 

Выбор профессий подростками распределился следующим образом: 6 человек предпочли другим профессиям профессию менеджера; 3 человека - профессии, связанные с медицинской деятельностью; 3 человека выбрали профессию педагога; 2 человека – психолога; работать в налоговой инспекции хотели бы 2 человека; такие профессии, как закройщик, водитель, охранник, инженер-кибернетик, администратор гостиницы, юрист, следователь, экономист, программист, телемастер, фотограф, модельер, механик - встречались по 1-ому разу; один ученик предпочел связать свою профессию со спортом, 1 – с музыкой.

Результаты контрольного занятия показали, что благодаря проведенной профориентационной работе подростки получили достаточно сведений о существующих профессиях, их особенностях, требованиях, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. 93,8% подростков стали считать, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, причем они показали, что реально имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. 96,9% учащихся овладели достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии. Подростки получили представление о профессиях, близких по содержанию, поняли что, имея определенную профессию, можно трудиться в различных сферах производства.  Все они выразили готовность повышать свое профессиональное мастерство и при необходимости пройти переобучение на смежную специальность.

Сохранился высокий уровень  профессиональных притязаний. 96,9% подростков по-прежнему планируют продолжить образование по окончании средней школы: на высшее образование стали ориентироваться 37,5% учеников, на среднее специальное – 59,4%. Эти притязания более реальны, учитывая успеваемость и общие способности этих учеников. Все девятиклассники ознакомились с учебными заведениями, готовящими специалистов по выбранной профессии, узнали об условиях приема, списке необходимых документов, вступительных экзаменах. Подростки выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессионального образования. 37,5% учеников приняли решения поступить на подготовительные курсы, 12,5% - заниматься с репетиторами.

Анализ профессиональных намерений  подростков выявил осознанные мотивы профессионального выбора. Ведущее  место среди этих мотивов стали занимать профессиональные интересы в сферах, наиболее соответствующих их склонностям.

Сравнительные данные сформированности профессионального самоопределения  приведены в табл. 2. и проиллюстрированы  на рис. 2.

 

 

 

Таблица 2.

Сравнительные данные сформированности профессионального самоопределения подростков

Параметры сравнения 

Количество учеников

До начала исследования

После проведения исследования

кол-во

%

кол-во

%

1

Осведомлены о путях получения  профессионального образования

7

21,9

30

93,8

2

Выбрали определенную профессию

9

28,1

31

96,9

3

Обладают достаточными сведениями об основных характеристика своей будущей  профессии

8

25

25

78,1

4

Адекватность мотивов будущего выбора профессии

27

84,4

28

87,5

5

Соответствие выбора общим способностям и склонностям

18

56,3

31

96,9

6

Опробовали свои силы в выбранной  профессии

-

-

9

28,1


 

Рис. 2. Динамика сформированности профессионального самоопределения подростков до и после проведения исследования

 

Как видно из диаграммы, подростки  в процессе исследования не просто ознакомились с типами и видами имеющихся профессий, научились определять значимые для каждой профессии особенности, но и оценили свои способности, структуру интересов. Девятиклассники научились соотносить свои интересы с имеющимися способностями и склонностями, на основе этого делать профессиональный выбор.

Таким образом, о сформированности профессионального самоопределения  старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии говорит то, он построен с учетом интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта, а также то, что ими указываются и осознаются адекватные мотивы выбора профессии.

Выводы по 2 главе

  1. Профориентационная работа оказывает значительное влияние на процесс профессионального самоопределения подростков.
  2. Профориентационная работа с подростками будет проходить более эффективно, если реализуются следующие  условия:
  • ознакомление подростков с особенностями и перспективами большого числа профессий;
  • формированием мотивации выбора профессиональной деятельности;
  • формированием такого качества личности как профессиональная мобильность. 

 

 

                                                  Заключение

 

Профориентация - научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванному учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах страны, отдельной отрасли, экономического региона, города.

Профориентационная работа имеет  целую систему профориентации, включающей работу служб занятости, центров профориентации, проведение профориентации в школах. Сегодня помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в прояснении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением профориентационной работы школьного психолога с учащимися 9-11 классов.

Профориентационная работа с учащимися  включает в себя ряд этапов: ознакомление с описаниями и классификацией профессий, профессиограммами отдельных профессий, условиями труда и др.; изучение профессионально важных качеств, требуемых для определенных специальностей, психологических качеств, которые являются противопоказанием к профессии и не совместимы с ней; сбор сведений об учащихся, выявление их профессиональных намерений, интересов, склонностей, состояния их профессионального сознания и самосознания; проведение профконсультаций, выяснение альтернатив в профессиях, облегчение выбора среди них и поиска профессий среди других. Различают групповую и индивидуальные формы профориентации с учащимися. Основные методы профориентации: беседы; рассказ; анкетирование; наблюдение; консультация; игры.

Подростковый возраст – это  период становления личности. Стабилизируются  черты характера, основные формы  межличностного поведения, наблюдается  активное стремление к личностному  самосовершенствованию, к выбору жизненного пути. Подростковый возраст, как и юношеский, обладает наибольшей сензитивностью в развитии профессионального самосознания, для подростков проблема профессионального и личностного самоопределения является насущной и актуальной. Подростки в состоянии уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируются отношения к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.

Особенности и специфика профориентационной работы с подростками состоит  в том, что с ценностно-смыслового аспекта профессионального самоопределения  основной акцент переносится на конкретный выбор. При этом подросткам не дают готовых рекомендаций, а постепенно формируют готовность самостоятельно совершать выбор. Только в этом случае можно говорить о настоящем профессиональном выборе и самоопределении. Психолог на специально подготовленных примерах (ситуациях) показывает, как можно было бы выбирать профессию и реализовывать этот выбор; далее на других примерах подростку уже самому предлагается дать рекомендацию воображаемому сверстнику; затем уже сформированное умение ориентироваться в профориентационных ситуациях подросток использует в своем выборе, а роль психолога сводится к тому, чтобы контролировать и «подстраховывать» самоопределяющегося подростка.

На основании изученного материала, была доказана актуальность выбранной  темы. Была достигнута цель исследования – выявление особенностей профориентационной работы с подростками.

 

Эмпирическое исследование профессионального  самоопределения подростков показало, что профессиональные намерения  подростков формируются на основе недостаточных  сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям.

Выделены и исследовательски проверены следующие психологические условия эффективной профориентационной работы с подростками:

1) ознакомление подростков с  большим числом профессий, их профессиограммами, перспективами профессионального роста и др.;

2) формирование мотивации выбора  профессиональной деятельности;

3) формирование профессиональной  мобильности как качества личности.

Выполнение указанных условий  в процессе исследовательской работы позволило решить задачу моделирования планов, жизненной стратегии в процессе диагностики профессиональной направленности, сформировать психологическую готовность к выбору профессии. Активный характер использованных методов способствовал динамике мотивационного и познавательного компонентов.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что благодаря проведенной  профориентационной работе подростки получили достаточное количество сведений о существующих профессиях, их особенностях, требованиях, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Подростки получили знания о путях получения профессионального образования, причем они показали, что реально имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Они овладели достаточными сведениями об основных характеристиках своей будущей профессии, получили представление о профессиях, близких по содержанию, поняли, что имея определенную профессию, можно трудиться в различных сферах производства.  Подростки выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессионального образования. Изменились мотивы профессионального выбора. Ведущее место среди этих мотивов стали занимать профессиональные интересы в сферах, наиболее соответствующих их способностям и личностным особенностям.

Информация о работе Профориентационная работа: понятие, подходы, методы