Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ .
1.1 Характеристика понятия «Адаптация» и факторы влияющие на неё.
1.2 Особенности поведения детей период адаптации.
1.3 Особенности детей раннего возраста.
1.4 Виды адаптации детей к ДОУ
1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ
2.Психолого-педагогические услоия организации успешной адаптации детей к ДОУ.
2.1Описание ДОУ МБОУ «ЦРР – детский сад №125»
2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»
2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

адаптация к ДОУ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Департамент здравоохранения  Вологодской области

БОУ СПО ВО «Череповецкий  медицинский колледж им. Н.М. Амосова» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОГНОЗ ТЕЧЕНИЯ АДАПТАЦИИ

 У ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА К ДОУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                     Работу выполнила:

Студентка  5 курса 1 группы

Отделения «Лечебное дело»

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Череповец 2013

 

                                                                       СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Адаптация детей  раннего возраста к ДОУ .

1.1 Характеристика понятия  «Адаптация» и факторы влияющие  на неё.

1.2 Особенности поведения  детей  период адаптации.

1.3 Особенности детей  раннего возраста.

1.4 Виды адаптации детей к ДОУ

1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ

2.Психолого-педагогические  услоия организации успешной  адаптации детей к ДОУ.

2.1Описание ДОУ МБОУ  «ЦРР – детский сад №125»

2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»

2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

Детский сад – это первое социальное общество куда попадает ребенок  без родителей. Для него очень сложно понять: почему мама отдает его  в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним…

Проблема привыкания детей к дошкольному учреждению возникла давно и каждый год ведутся наблюдения, эксперименты, разработки и нововведения по этому поводу. Тема «Адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет большое значение. От того как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Порой родители даже не знают, что для детей очень сложно перейти из одной социальной среды  в другую, поэтому задача воспитателей, психологов и медицинских работников объяснить родителям всю суть адаптационного периода. Воспитатели  работающие на группах раннего возраста должны хорошо знать все моменты адаптации и создать все необходимые условия.

 

Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.

Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы

- Дать рекомендации  родителям по адаптации ребенка  к ДОУ

 

Объект исследования: процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Предмет исследования: психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: успешная адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:

- будет проведена беседа  с родителями будущих воспитанников  детского сада;

- будет составлена  карта нервно-психического развития ребёнка, в которой фиксируются ответы родителей во время беседы;

- будут учтены психические  и физические особенности ребёнка,  с учетом эмоционального настроения  и состояния его здоровья;

- будут создаваться благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду.

 

Исследование проводилась на базе МБОУ «ЦРР – детский сад №125» города Череповец в 1 младшей группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Адаптация детей раннего возраста

 к условиям дошкольного образовательного учреждения

1.1 Характеристика понятия "адаптация"

и факторы, влияющие на неё

 

С поступлением ребенка  трех-четырех летнего возраста в  дошкольное учреждение в его жизни  происходит множество изменений: строгий  режим дня, отсутствие родителей  в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

Сложность приспособления организма к новым условиям и  новой деятельности и высокая  цена, которую платит организм ребенка  за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна  в тех ситуациях, когда возникает  противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек  может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда  человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к  себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда  человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда  человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться  к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным – избегающий [4;14].

Как же формируются у  ребенка способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое  проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробному  ко внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внешних условиях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных  механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения  обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации  может привести к невротическим реакциям [14,15].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем  дошкольного учреждения – проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку  по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного  поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его  двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [9, 9-10].

Как правило, ослабленные дети труднее  адаптируются к новым условиям. Они  чаще заболевают, труднее переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной системы. Эти дети болезненно переносят любые перемены в их жизни. При малейших неприятностях их эмоциональное состояние нарушается, хотя свои чувства они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с большим трудом. В своих движениях и действиях с предметами они не уверенны, медлительны. Таких детей к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот  же малыш может повести себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и общительный  ребенок при расставании с близкими начинает плакать и проситься домой, нелегко привыкает к новым требованиям.

Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек также приобретает  индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском  саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так же, если не знает, как мыть руки в новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку – тоже плачет; не привык спать без укачивания – плачет и т.д. поэтому очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Незнание привычек ребенка значительно  осложняет работу воспитателя. Его  педагогические воздействия становятся стихийными, нецеленаправленными и  часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого  вновь поступившего ребенка сразу узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что ребенок раннего возраста, имеющий необходимые навыки, не всегда может перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок привыкает к характеру применяемых педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня  для детей разного возраста, рекомендуемые  “Программой воспитания в детском  саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [5,16-17].

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют индивидуальные особенности детей в сфере  общения. Есть дети, которые уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение детского сада: они обращаются к воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский  сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [5,17-18].

Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого – начала второго месяца жизни [5,18].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни  ребенка не ограничивают его общение  в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые гигиенические  требования, целесообразно уже в  этом возрасте расширять круг общения  ребенка. Например, можно на некоторое  время разрешить новому для него человеку подержать его на руках  или даже оставить их одних.

Информация о работе Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ