Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ .
1.1 Характеристика понятия «Адаптация» и факторы влияющие на неё.
1.2 Особенности поведения детей период адаптации.
1.3 Особенности детей раннего возраста.
1.4 Виды адаптации детей к ДОУ
1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ
2.Психолого-педагогические услоия организации успешной адаптации детей к ДОУ.
2.1Описание ДОУ МБОУ «ЦРР – детский сад №125»
2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»
2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

адаптация к ДОУ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Колыбельная песня  несет в себе свет и тепло, является оберегом для малыша.

Релаксационные  игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной  гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

Упражнения  по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния. Упражнения должны быть в доступной игровой форме.

Сказкотерапия - это процесс воспитания Внутреннего Ребенка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений, двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания, понимать собственное эмоциональное состояние.

Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей, которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия - игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.

Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко.

Важно, чтобы  дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми, спокойными песнями  и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных способностей.

Выполняя несложные  задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит - корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко

Игровые методы взаимодействия с ребенком. В конце первого года ребёнок приобретет стремление к самостоятельности и независимости. На втором году жизни взрослый становится для ребёнка не только источником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих предметных действий. Общение со взрослым уже не сводится к прямой помощи или к демонстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное - новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Возникает новый  тип ведущей деятельности ребёнка. Это уже не просто неспецифические манипуляции с вещами, а предметная деятельность, связанная с овладением культурными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому, что она обеспечивает развитие всех остальных сторон жизни ребёнка: внимания, памяти речи, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Все эти важнейшие способности в данном возрасте лучше всего развиваются именно в процессе практических предметных действий.

Кроме того, действуя с предметами, ребёнок чувствует  свою самостоятельность, независимость, уверенность в своих силах, что очень важно для развития его личности.

Очевидно, что  для такой деятельности нужны  специальные игрушки. Игрушки, способствующие познавательному развитию ребёнка

Предметная  деятельность, в которой в раннем возрасте происходит умственное и техническое развитие ребёнка, имеет несколько линий развития, среди которых:

становление орудийных  действий;

развитие наглядно-действенного мышления;

развитие познавательной активности;

формирование  целенаправленности действий ребёнка.

Каждое из этих направлений предполагает специальные  игровые материалы и особые характеристики игрушек.

Правильная  организация в адаптационный  период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов  “ребенок - взрослый” и “ребенок - ребенок” и обязательно включающей игры и упражнения.

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей  к воспитателю. Ребенок должен увидеть  в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

Программа занятий  в группе составлена с учетом особенностей детей раннего возраста, не посещающих детский сад, способствует успешной адаптации и более комфортному дальнейшему пребыванию ребенка в детском саду.

Проводятся  консультации с родителями по снижению заболеваемости в период адаптации [20, c. 55-57].

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Очень важно, чтобы  родители в этот период относились к ребенку очень бережно и  внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами.

Медицинская сестра ДОУ еженедельно должна анализировать  листы адаптации и выделять детей, имеющих отклонения по вышеперечисленным критериям. Эти дети консультируются педиатром и психологом, а по показаниям - и другими специалистами. Оценку течения адаптации детей в ДОУ проводит педиатр. Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо выраженными и нормализовались в течение 30 дней - у детей ясельного возраста; невротических реакций не наблюдалось или они были слабо выраженными и прошли в течение 1-2 недель без специальной коррекции, потери массы тела не наблюдалось; за период адаптации ребенок раннего возраста перенес не более одного простудного заболевания в легкой форме.

Условно благоприятной  считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации, потребовавшими коррекции, с потерей  массы до 150 г, падением гемоглобина до 115 г/л, 1-2 простудными заболеваниями в легкой форме. У детей раннего возраста допускается временный регресс нервно-психического развития не более чем на 1 эпикризный срок. Продолжительность адаптационного периода - 75 дней для детей раннего возраста. В случае более выраженных изменений или затягивания сроков адаптации ее течение оценивается как неблагоприятное.

Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации  всегда индивидуальна и должна назначаться  педиатром и психологом, а при необходимости - и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию.

Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (УФО) в осенне-зимний период. При наличии физиотерапевтического кабинета в ДОУ спектр профилактических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации). В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки) [17].

Предупреждение  нарушений адаптации детей к  пребыванию в ДОУ является важным мероприятием по сохранению и укреплению здоровья детей, их социализации и возможно только при совместном участии в этой работе администрации ДОУ, медицинского и педагогического персонала, а также родителей.

 

 

2 Психолого-педагогические  условия организации успешной  адаптации     детей к дошкольному образовательному учреждению

 

2.1 Описание  дошкольного образовательного учреждения МБОУ “ЦРР – детский сад № 125”

 

МБОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 125» общеразвивающего вида осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом о некоммерческих организациях, законом РФ «Об образовании и иными правовыми актами».

Финансирование МДОУ «ЦРР - детский сад №221» осуществляется из районного бюджета согласно действующим  нормативным актам, имеет собственные  средства, а также бюджетные и дополнительно выделяемые.

Приоритетным направлением в работе педагогического коллектива является сохранение психического и  физического здоровья детей, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка, оказание помощи семье в воспитании, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка, адаптация к жизни в обществе.

Продолжительность воспитательно-образовательного процесса осуществляется с 1,5 до 7-летнего возраста ребенка.

В МБОУ «ЦРР - детский  сад №125» действуют 12 групп.

На территории детского сада находятся:

- спортивный зал, оснащенный, гимнастическими кольцами, массажерами для стоп, мячами различной величины, скакалками, обручами и прочим спортивным инвентарем;

- музыкальный зал,  в котором стоит пианино, рядом - костюмерная с различными костюмами сказочных героев, детские музыкальные инструменты, различные декорации из картона и ткани;

- бассейн;

- кабинет психолога,  где дети занимаются играми  с воспитателем – психологом, проходят различные формы тестирования;

- медицинский кабинет;

- физиотерапевтический  кабинет, оснащенный массажным  столом, ультрафиолетовой лампой;

- площадки для прогулок, оснащенные песочницами, верандами,качелями.

Воспитательно-образовательную  работу с детьми, под руководством заведующей, заместителя заведующей и методиста, ведут 12 высококвалифицированных педагогов-воспитателей, а также 4 медицинских работника, 2 музыкальных руководителя, руководитель физкультуры, психолог.

2.2 Характеристика  адаптации к дошкольному учреждению  детей МБОУ “ЦРР – детский сад № 125” 1- ой мл.группы.

 

Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.

В 1-ой мл.группы 19 детей, набор в группе начался 01.08.12г. Для проведения исследования выбрана подгруппа детей:

Валеева Даша, 2 года 5 месяцев

Купчин Даниил, 2 года

Макушева Елизавета, 2 года 6 месяцев

Кострова Жанна, 2 года 3 месяца

Титова Софья, 2 года

Холодов Тихон, 2 года 5 месяцев

Андреев Вадим, 2 года 2 месяцев

Морозов Олег, 2 года 6 месяцев

В ходе исследования проведено  наблюдение поведения детей в  период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, мед.сестрой.

Характеристика поведение  детей:

Даша В. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влилась в коллектив.

Даниил К. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.

Лиза М. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.

Жанна К. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками необщительна.

Соня Т. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.

Тихон Х. Эмоциональное состояние стабильное, не общительный с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.

Информация о работе Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ