Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ .
1.1 Характеристика понятия «Адаптация» и факторы влияющие на неё.
1.2 Особенности поведения детей период адаптации.
1.3 Особенности детей раннего возраста.
1.4 Виды адаптации детей к ДОУ
1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ
2.Психолого-педагогические услоия организации успешной адаптации детей к ДОУ.
2.1Описание ДОУ МБОУ «ЦРР – детский сад №125»
2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»
2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

адаптация к ДОУ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Особого внимания требуют  дети с ослабленным типом нервной  системы. Они очень болезненно переносят  перемены в условиях жизни и воспитания. Их эмоциональное состояние нарушается при малейших неприятностях, хотя бурно своих чувств они не выражают. Все новое пугает их и дается с большим трудом. Они не уверены в движениях и действиях с предметами, медленнее, чем другие дети этого же возраста, приобретают необходимые навыки. Таких детей к детскому учреждению следует приучать постепенно, привлекать к этому близких им людей. При этом рекомендуется постоянно поощрять и подбадривать этих детей, помогать им в освоении нового.

Холерики и флегматики сложнее адаптируются к дошкольному учреждению, чем более уравновешенные и в меру медлительные сангвиники. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения, но труднее всего приходится медлительным детям: они не успевают за общим темпом еды, сна, одевания.

У любого ребенка изменение  условий жизни, привыкание к новой  среде и приспособления к ее условиям, вызывает стресс, напряжение.

Данное напряжение проявляется, главным образом, на психо-эмоциональном  и физиологическом уровне ребенка. Существует ряд показателей, информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организационному коллективу [23, c. 135-137].

На физиологическом уровне основными показателями привыкания к детскому саду являются состояние здоровья, сон, аппетит. На психоэмоциональном уровне: эмоции, поведение и социальные контакты.

Отрицательные эмоции то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.

Страх: во всем скрытая угроза : от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

Гнев и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».

Положительные эмоции: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

Социальные  контакты: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что,однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.

Познавательная  деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

Социальные навыки: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

Особенности речи: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.

Двигательная  активность: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

Сон если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

Аппетит у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета [22, c. 138-140].

У здоровых детей  адаптация проходит относительно легко, в то время как у соматически ослабленных детей данный процесс может протекать с осложнениями.

Тяжелее всего  адаптация к условиям образовательного учреждения проходит у детей 3 группы здоровья: У данных детей наблюдаются  частые обострения основного заболевания. Такие дети чаще болеют.

Здоровье это  то, что есть, и, к сожалению, изменить достаточно быстро эти показатели в  положительную сторону невозможно.

Таким образом, состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и  успешность процесса адаптации

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Виды адаптации детей раннего возраста

В последнее  время повышение возрастного  порога начала посещения дошкольного  учреждения с 1,5 до 3 лет, с одной стороны, и усиление образовательной нагрузки в дошкольном учреждении - с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Сложность приспособления организма к новым условиям и  новой деятельности и высокая  цена, которую платит организм ребенка  за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация включает множество индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от состояния здоровья ребенка.

Адаптация неизбежна  в тех ситуациях, когда возникает  противоречие между нашими возможностями  и требованиями среды. Выделяют три  стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда ребенок старается активно  изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается  сам;

б) конформный стиль, когда ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним [24, c. 63-65].

Наиболее оптимальным  является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.

К сожалению, попытки рассмотреть проблему адаптации остаются на уровне только теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед приходом ребенка в сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. Существует три фазы адаптационного процесса.

1. Острая фаза - сопровождается разнообразными  колебаниями в соматическом состоянии  и психическом статусе, что  приводит к снижению веса, более  частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.

2. Подострая  фаза - характеризуется адекватным  поведением ребенка, то есть  все сдвиги уменьшаются и регистрируются  лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа  развития, особенно психического, по  сравнению со средними возрастными нормами; фаза длится 3-5 месяцев.

3. Фаза компенсации  - характеризуется убыстрением темпа  развития, и дети к концу учебного  года преодолевают указанную  выше задержку в развитии.

При этом различают  три степени тяжести прохождения  острой фазы адаптационного периода:

легкая адаптация - поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме  прибавляет в весе, адекватно ведет  себя в коллективе, не болеет в течение  первого месяца посещения дошкольного  учреждения;

адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

тяжелая адаптация  длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма [25, c. 203-205].

Именно поэтому  необходима целенаправленная организация  жизни младшего дошкольника в  дошкольном учреждении, которая приводила  бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Таким образом, первая часть данной работы ставит своей задачей помочь руководителям дошкольных учреждений, воспитателям, детским психологам в организации адаптационного периода, дает практические рекомендации, описание занятий, сценарии, призванные облегчить эту сложную, кропотливую работу на первоначальном этапе.

 

1.5 Формы и способы адаптации детей раннего возраста

 

Принципами  работы по адаптации детей в ДОУ  являются:

1.Тщаительный  подбор педагогов в формирующихся  группах.

2.Предварительное  ознакомление родителей с условиями  работы ДОУ.

3.Постепенное  заполнение групп.

4.Гибкий режим  пребывания детей в начальный  период адаптации с учетом  индивидуальных особенностей детей.

5.Сохранение  в первые 2-3 недели имеющихся у  малышей привычек.

6.Информирование  родителей об особенности адаптации  каждого ребенка на основе  адаптационных карт.

 В процессе  адаптации ребенка в ДОУ также  используют такие формы и способы  адаптации детей как: 

элементы  телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость.

Комплекс специальных упражнений поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувствительность и узнать много нового о своем теле. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Кроме этого, с помощью телесно-ориентированной терапии оздоравливаются внутренние органы и улучшается самочувствие.

Комплекс заканчивается  упражнениями на релаксацию, потому что  расслабление в такой же степени  необходимо для развития мышц, как  и тренировка. Нервная система  получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.

исполнение  колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка. Песни помогают малышу запоминать слова, их значения, порядок слов в предложении. Чтение ребенку поэзии оказывает такой же эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом, о благотворном влиянии которого на растущий организм уже говорилось. Сопровождайте чтение стихов ритмическим похлопыванием животика, и, если стихи понравятся малышу, вы заметите ответное ритмичное постукивание вашего разумного крохи.

Колыбельные песни  снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова  и движения (легкое покачивание, но не тряска).

Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее  засыпают. Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны, ребенок  быстрее забывает свои беды его укладывают спать лаской именно ласка передается с колыбельной песней, пусть ребенок  еще не слышит, но чувствует любовь, ласку, нежность мамы. Дети, которым поют в детстве песни, вырастают более нежными, добрыми.

От того, какие  песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень развития.

Слушая колыбельные  песни малыш защищает свою психику  от стрессов и эмоциональной неустойчивости.

Кроме того, последние  исследования показали, что с помощью  певучих колыбельных у ребенка  постепенно формируется фонетическая карта языка, он лучше воспринимает и запоминает эмоционально окрашенные слова и фразы, а значит, раньше начнет разговаривать.

Через колыбельную  у ребенка формируется потребность  в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимать ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

Информация о работе Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ