Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа
Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ
ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ .
1.1 Характеристика понятия «Адаптация» и факторы влияющие на неё.
1.2 Особенности поведения детей период адаптации.
1.3 Особенности детей раннего возраста.
1.4 Виды адаптации детей к ДОУ
1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ
2.Психолого-педагогические услоия организации успешной адаптации детей к ДОУ.
2.1Описание ДОУ МБОУ «ЦРР – детский сад №125»
2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»
2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ребёнок должен понять и присвоить смысл этих простых действий, увидеть их результат почувствовать свою умелость. Всё это даёт ему чувство своей компетентности, самостоятельности, уверенности в себе. Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игры и игрушки, созданные для детей раннего возраста.
Второй линией развития предметной деятельности является формирование наглядно-действенного мышления. Ребёнок раннего возраста мыслит прежде всего действуя руками. Соотнося форму или размер отдельных предметов или нанизывая колечки на стержень пирамидки ребёнок не только действует, но и думает, учится учитывать свойства разных предметов и ориентироваться на них, строит их образы. В таких соотносящих действиях происходит формирование внутреннего плана и образного мышления. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, сто приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.
Третьей важнейшей линией развития предметной деятельности является становление познавательной активности, которая проявляется в любознательности и самостоятельности ребёнка. Строя дом из кубиков, или пытаясь открыть загадочные коробочки, в которых спрятан сюрприз, малыш решает самые настоящие мыслительные задачи, а игры с песком и водой - открывают огромный простор для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и пр. И хотя решение этих задач неотделимо от практических действий, оно требует значительных умственных усилий и познавательной активности. Задача взрослого здесь состоит не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию. Оно даёт возможность ребёнку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами действия. Экспериментирование стимулирует ребёнка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления.
Четвёртым важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. Известно, что деятельность ребёнка до 2-х лет имеет процессуальный характер: малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а с целью получения определённого результата. Таким образом, деятельность приобретает целенаправленный характер. Очевидно, что нацеленность на результат, настойчивость в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребёнка, но и его личности в целом. Для формирования этого ценного качества необходима помощь взрослого.
Целостная предметная деятельность, которая должна сложиться у ребенка к концу третьего года жизни, включает в себя 3 важнейших компонента:
1) Умение планировать свою деятельность, заранее мысленно предвидеть тот результат, который еще только предстоит получить на практике;
2) Умение подбирать
такие способы действия, которые
выстроены в логике
3) Умение самостоятельно сличать полученный результат с исходным замыслом (соответствует ли он поставленной цели.
У детей от двух
до трех лет при условии правильно
организованного ситуативно-
Каждый из этих факторов незаменим, а все они, вместе взятые, достаточны для разностороннего и полноценного психического и поведенческого развития маленького растущего человека [16, c. 46-47].
Настойчивость,
с которой дети учатся ходить, свидетельствует о том, что
стояние на двух ногах и прямохождение
доставляют детям непосредственное эмоциональное
удовольствие. В физиологическом плане
истоки такого стремления восходят к рефлекторным
движениям младенца первых месяцев жизни,
когда прикладывание ладони к ступням
полусогнутых ног ребенка вызывает их
автоматическое разгибание. Благодаря
переходу к вертикальной походке ребенок
получает возможность видеть дальше и
больше вокруг себя. У него высвобождаются
руки для манипулирования предметами,
для ориентировочно-
Именно в раннем возрасте ребенок впервые открывает для себя тот замечательный факт, что все в мире людей имеет свое название. Через речь, которой ребенок практически овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. Через речевое общение со взрослыми он приобретает в десятки раз больше информации об окружающем его мире, чем с помощью всех данных ему от природы органов чувств [15, c. 50].
Для ребенка речь является не только незаменимым средством общения, но также играет важнейшую роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Направленная с конца раннего детства не только на окружающих людей, но и на самого себя, речь позволяет ребенку овладевать собственным поведением и собственными психическими процессами, делать их в определенной степени произвольно регулируемыми. Без речи невозможны были бы ни человеческое восприятие действительности, ни человеческое внимание, ни развитая память, ни совершенный интеллект. Благодаря речи между взрослым и ребенком возникает деловое сотрудничество, становится возможным сознательное, целенаправленное обучение и воспитание.
Для того чтобы представить себе, как в раннем возрасте идет процесс развития предметной и игровой деятельности, начавшийся еще в младенчестве, необходимо расширить систему понятий, с помощью которых описываются данные виды жизнедеятельности, которые содержат в себе попытку трансформировать и преобразовать воспринимаемую реальность. Такая деятельность включает в себя совокупность всех действий ребенка, за исключением тех, которые выполняют роль копирования действительности, например восприятие, подражание. В отличие от этого репродуктивной мы будем именовать деятельность, содержащую в себе попытку представить воспринимаемую реальность в том виде, в каком она непосредственно дана нашим органам чувств, без стремления субъекта трансформировать или преобразовать ее.
Для представления связи продуктивной и репродуктивной деятельности с семиотической функцией следующей терминологией Ф.де Соссюра, уточняющей ранее введенные нами понятия:
а) признаки - это указатели предметов, тесно связанные с самими предметами, на которые они указывают. Признаки являются частью самого предмета или его неотъемлемыми свойствами.
б) символы - указатели, обозначающие предмет, но уже отдаленные, отличные от него и вместе е тем сохраняющие определенное сходство с самим предметом. К примеру, в детской игре белый камешек, похожий на кусочек хлеба, может представлять хлеб, а трава - овощи;
в) знаки - указатели, произвольным образом связанные с предметом, не имеющие с ним никакого внешнего или внутреннего сходства. Знак условен и всегда социален, т.е. является общим для многих людей, например буквы и цифры.
Семантическая функция - это приобретаемая ребенком на втором году жизни способность представлять отсутствующий объект или непосредственно не воспринимаемое при помощи органов чувств событие с помощью символов, или знаков, т.е. указателей, отделенных от обозначаемых ими предметов или явлений. С семиотической функцией связаны символические игры, умственные образы и рисунки, подражание и моделирование действительности.
Переход от признаков к символам и знакам определенно связан с развитием подражания, которое на сенсомоторном уровне является способом представления кого-либо или чего-либо посредством реальных имитационных действий. Образы предметов в данном контексте выступают как их внутренняя, психологическая имитация. В свою очередь, они являются основой для межчеловеческого общения и приобретения речи [21, c. 80-83].
Подвижность нервных процессов у детей в этом возрасте невелика, что усугубляет трудности в перестройке восприятия окружающего.
Примерно после 7 месяцев у детей появляется страх при появлении незнакомых взрослых.
На втором году жизни ребенок начинает меньше бояться чужих взрослых.
В полтора года более характерным будет не страх, а настороженное ожидание по отношению к незнакомому взрослому, а в дальнейшем - смущение, своеобразная застенчивость при первоначальном знакомстве - обычно до двух - двух с половиной лет.
Оптимальный вариант приема детей не ранее 2 лет, когда у них уже нет страха перед незнакомыми людьми, а привязанность к матери не сопровождается обостренной зависимостью от нее.
Кроме этого существуют половые различия в возрастном диапазоне. Более благоприятный для адаптации возраст от 2 лет приходится преимущественно для девочек. Мальчики в большей степени, чем девочки привязаны к матери и более остро реагируют на разлуку с ней, они дольше чувствуют привязанность к ней.
У мальчиков
более благоприятный для
Не рекомендуется
отдавать ребенка в детское учреждение
в кризисные моменты, в эти
периоды может наблюдаться
По уровню развития общения детей можно разделить на три группы:
1 группа - это
дети, у которых преобладает
2 группа - это дети, у которых сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, не являющимися членами семьи. Такие дети, пока воспитатель рядом спокойны, но детей такой ребенок, как правило, боится и держится от них на расстоянии Детям данной группы в период привыкания свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
3 группа - дети, испытывающие
потребность в активных
При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе (потребность в общении только с близкими людьми) Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.
Относительной нормой,
уровня социализации ребенка
конца первого года жизни,
На 2 году жизни нормой является желание ребенка общаться не только с близкими, но и с другими взрослыми.
На 3 году у детей постепенно формируется умение общаться как с взрослыми, так и со сверстниками [18, c. 33-35].
Дети, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены, отличаются спокойным поведением, бодрым настроением, общительностью. Они любят как спокойные, так и подвижные игры, положительно воспринимают все режимные моменты, активно в них участвуют. Если содержание общения, возникшего в новых условиях, их удовлетворяет, они привыкают довольно легко и быстро.
Дети, отличающиеся легкой возбудимостью, бурно выражают свое отношение к окружающему, быстро переходят от одного состояния к другому. Они любят играть в подвижные игры, но быстро меняют игрушки, легко отвлекаются, постоянно двигаются по группе, рассматривая то один предмет, то другой. В первые дни у таких детей может возникнуть перевозбуждение нервной системы.
В противоположность
Информация о работе Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ