Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Цель: рассмотреть особенности адаптация детей раннего возраста в детском образовательном учреждении.
Задачи: - Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
- Провести диагностику по выявлению уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Проанализировать результаты и сделать выводы
- Дать рекомендации родителям по адаптации ребенка к ДОУ

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ .
1.1 Характеристика понятия «Адаптация» и факторы влияющие на неё.
1.2 Особенности поведения детей период адаптации.
1.3 Особенности детей раннего возраста.
1.4 Виды адаптации детей к ДОУ
1.5Формы и способы адаптации детей к ДОУ
2.Психолого-педагогические услоия организации успешной адаптации детей к ДОУ.
2.1Описание ДОУ МБОУ «ЦРР – детский сад №125»
2.2 Характеристика адаптации к ДОУ в МБОУ «ЦРР- детский сад №125»
2.3 Напраление психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации к ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

адаптация к ДОУ.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Вадим А. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.

Максим М. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.

В целом адаптация  детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений  со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:

 – к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека;

 – ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека;

 – к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.

Данные результаты групп адаптации детей МБОУ “ЦРР – детский сад № 125” в 1-ой мл.гр. занесены в таблицу (Приложение 2) (приложение 6,7)

2.3 Направления  психолого-педагогической деятельности  по оптимизации процесса успешной  адаптации детей к условиям  к дошкольному образовательному учреждению

Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей МБОУ “ЦРР – детский сад № 125” 1-ой мл.гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для  этого родителям предлагаются анкеты (Приложение 1), где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного  учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение 2, Приложение 5).

До приема детей в  группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной  деятельности воспитателей 1 мл.гр. МБОУ “ЦРР – детский сад № 125” ( Приложение 4). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А так же для того чтобы  прошла успешная адаптация детей  раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

 

Рекомендации  для воспитателей

 

- любите детей и  относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить  контакт с родителями детей,  поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации  и беседы с родителями, знакомьте  с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите  семью ребенка, узнайте о привычках  и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

В своей работе воспитатели  должны использовать анкетирование, посещения  ребенка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

 

Рекомендации  родителям.

- любите своего ребенка  таким, какой он есть;

- радуйтесь своему  ребенку;

-разговаривайте с  ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка,  не перебивая;

- установите четкие  и определенные требования к  ребенку;

- не устраивайте для  ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте  ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке  стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с  другими детьми;

- интересуйтесь жизнью  и деятельностью вашего ребенка  в детском саду;

- не позволяйте себе  неподобающего поведения в присутствии  ребенка;

- помните, что авторитет  родителей основан на достойном  образце поведения;

- прислушивайтесь к  советам педагогов в период  адаптации детей к условиям  ДОУ;

- посещайте групповые  собрания

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из нашего исследования мы видим, что очень важно уметь  создать и организовать необходимые  условия для детей поступивших  в дошкольное учреждение. Необходимо знать и уметь определять индивидуальные особенности детей и в соответствии с этим принимать какие-либо воздействия.

Проблема адаптации  будет присутствовать на протяжении ещё долгого времени и наша задача изучать её дальше и сводить  к минимуму травмированость детей в период адаптации.

Данные рекомендации, как воспитателям, так и родителям помогут ребенку перенести этот стресс без особых затруднений. Хотя с уверенностью нельзя говорить, так как дети разные, они индивидуальны. И что, например, подойдет одному, не подойдет другому.

Рассмотренные аспекты  в ходе курсовой работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников

1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил.

2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.

3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.

4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.

6. Волков Б.С., Волкова,Н.В.  Психология общения в детском  возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.

7. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.

8. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.

9. Печора К.Л., Пантюхина  Г.В. Дети раннего возраста  в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.

10. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.

11. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.

12. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.

13.Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.– М., 1992.

14.Тонкова-Ямпольская Р.В. “Основы медицинских знаний”- М.: Просвещение, 1986. – 320с. ил.

 

15. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 5. - с.49 - 53;

16. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. - 2003. - № 6 - с.46 -51.

17. Варпаховская О. “Зеленая дверца”:первые шаги в общество/ Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1. - с.30 - 35.

18.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 2007. - 224 с.

19.Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 с.

20.Кирюхина, Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.

21.Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 2: Психология образования. - 608 с.

22.Обухова Л.Ф. Детская психология. - М.: Владос, 2007. - 530 с.

23.Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г. Раннее детство: познавательное развитие - М.: Мозаика Синтез, 2004. - 415 с. 

24.Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста - C - Петербург, Речь, 2005. - 182 с.

25.Эльконин Д. Б. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 384 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

 

Анкета  для родителей

 

 Уважаемые родители, мы будем благодарны, если вы ответите на эти вопросы.

Ваши ответы помогут нам лучше узнать ваших  малышей и облегчить его жизнь  в адаптационный период.

Поведение

1 Преобладающее настроение  вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздражительное; неустойчивое; подавленное ).

2 Характер засыпания (быстро; в течении 10 минут; очень медленное; медленное).

3 Характер сна (спокойный; неспокойный).

4 Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой)

5 Отношение вашего  ребенка к высаживанию на горшок (положительное; отрицательное).

6 Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится; ходит мокрый).

7 Нежелательные для  этого возраста привычки (сосет палец или пустышку; раскачивается, когда спит или сидит).

Личность

Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни  и при обучении.

1 Проявляет ли ребенок  интерес к игрушкам, предметам  дома и в новой, незнакомой  обстановке?______________________________________

2 Интересуется ли действиями  взрослых?__________________________

3 Внимателен ли он  при этом, активен ли он, усидчив?______

4 Инициативность в  игровой деятельности (может или не может найти без посторонней помощи себе занятие; может или не может самостоятельно подготовится к игре)?________________________________________________

5 Инициативность во  взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?_________

6 Инициативность в  отношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт)?________________________

7 Самостоятельность в  игре (умеет играть самостоятельно в отсутствии взрослого; не умеет играть самостоятельно)?____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Карта нервно - психического развития ребенка второго года жизни

Дата рождения ______________________________________

Дата поступления____________________________________

Анализ______________________________________________

 

 

Уровень развития

Речь

Деятельность

Навыки взаимоотношений

Пассивная

Активная

Бездеятельность

Наблюдение, подражание

Предметная деятельность

Со взрослыми

Со сверстниками

Отсутствуют

Ответное

Инициативное

Отсутствуют

Ответное

Инициативное

1 год 3 мес.

                     

1 год 6 мес.

                     

1 год 9 мес.

                     

2 года

                     

Информация о работе Прогноз течения адаптации у детей раннего возраста к ДОУ