Программа Недели здоровья, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта: разработать и обосновать программу Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте;
2. Описать технологию проектирования программы Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью;
3.Определить педагогические условия реализации Недели здоровья;
4.Разработать программу Недели здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью;

Содержание работы

Пояснительная записка 2
Технология проектирования программы Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников 17
Программа Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников25
Педагогические условия реализации программы Недели Здоровья по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников 50
Список литературы 55
Приложение 57

Файлы: 1 файл

курсовая Кудрявцевой И.С..docx

— 108.92 Кб (Скачать файл)

Здоровье означает свободу  деятельности, оно обязательное условие  полноценного участия в физиологическом  и умственном труде, в общественной и личной жизни. А.М. Изуткин представляет процесс сохранения и развития физических, биологических и психических функций, оптимальной трудовой и социальной активности при максимальной  продолжительности активной творческой жизни. Здоровье – состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Здоровье является личной и общественной ценностью.

Для здоровья и правильного  развития школьника необходимы хорошие  санитарно-гигиенические условия  и строгое соблюдение режима в  семье и школе. Сохранение здоровья – это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезненных  состояний.

Для детей младшего возраста уравновешенность с окружающей средой означает возможность посещать учебное  заведение и овладевать умениями и навыками, предусмотренными для  их возраста программой начальной школы.

Поступление в школу значительно  расширяет круг социальных контактов  ребенка, что неизбежно влияет на его «Я-концепцию». Школа способствует самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей, предоставляет ему широкие возможности для изучения окружающего мира – как физического, так и социального. В школе приобретают более важное значение его собственные действия и проявления, он уже вынужден отвечать сам за себя. Здесь он сразу же становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка.

В школе его достижения и неудачи приобретают официальный  характер, постоянно регулируются и  разглашаются публично. В результате ребенок оказывается перед необходимостью принять дух этого оценочного подхода, который отныне будет пронизывать всю его школьную жизнь. Если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируются не только негативные представления о себе, как об учащемся, но и негативная общая оценка, что обрекает его на неудачу. В школе стало также традицией делать успеваемость предметом, конкурентной борьбы, при этом страх детей потерпеть в ней поражение используется как основное средство учебной мотивации. Тем самым в системе образования заложено формирование потенциально заниженной самооценки у детей, а это ведет к тому, что большинство из них будут ощущать себя не способными к учебе или совсем неудачниками. Поэтому нет ничего удивительного в том , что средняя самооценка школьников в интервале от 2 до 7 классов характеризуется устойчивом и неуклонным снижением.

Здоровье характеризуется  динамическим равновесием организма  с окружающей природой, при котором  все заложенные в биологической и социальной сущности человека физические, духовные и другие способности проявляются наиболее полно и гармонично определяет здоровье как способность полноценно выполнять социальные функции.

Основы здоровья, сформированные в период роста и развития организма, в значительной мере определяют продолжительность  жизни.

Учитель начальных классов, организуя учебный процесс, может  способствовать сохранению здоровья школьника. Для этого необходимо соблюдать  ряд условий.

Ведущий фактор, укрепляющий  здоровье – четкий и правильный распорядок дня. Человек должен делать не только то, к чему непосредственно побуждаются его естественные потребности (прием пищи, сон), но и то, что полезно для здоровья (гигиенические процедуры, физические упражнения). Неспособность человека заставить себя придерживаться определенного и четкого режима дня признак неорганизованности, слабохарактерности, безволия.

Высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. В  последнее десятилетие в научной  литературе и периодической печати широко распространено слово – гиподинамия. Происходит оно от двух греческих  слов: «гипо» - под, внизу и «динамия» - сила.

Ценностно-ориентационная сфера  – это функциональная система, формирующая  смысл и цель здорового образа жизни учащегося и регулирующая способы их достижения. С одной  стороны, ценностные ориентации прививаются  человеку социумом, но, с другой стороны, и сам младший школьник может активно формулировать и конкретизировать, принимая, изменяя или отвергая ценности и смыслы, предлагаемые социумом. И одним их факторов изменения системы ценностей является процесс приобретения новых жизненных и социальных ролей, которые заставляют человека (учащегося) по-новому смотреть на многие вещи, в том числе на здоровый образ жизни как ценность жизни.

Ценностное отношение  к здоровью формируется через  воспитание, реализация которого осуществляется с помощью методов, приемов и  форм.

Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из комплектов воспитательного процесса. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Реализация методов может  быть осуществлена при помощи одних  и тех же приемов.

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позицию обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведения, в результате чего активизируются резервы возможности человека и он начинает действовать определенным образом.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Когда говорят  о форме воспитательной работы, имеют  в виду выражение ее содержания через  определенную структуру отношений  педагогов и учащихся. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок  организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного  процесса, направленных на решение  определенных педагогических задач; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.

Если мы научили детей  с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать  здоровый образ жизни, то только в  этом случае можно надеяться, что  будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Ценность здоровья воспринимается личностью как социально значимая. Потребности в укреплении здоровья сформированы и проявляются в  устойчивых знаниях. Однако, как правило, ценностная ориентация остается на вербальном уровне, не выполняет регулятивной функции и установка на деятельность отсутствует.

Здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждения. В  данном случае потребности в укреплении здоровья формируют устойчивую социальную установку. В связи с этим, поведение  человека полностью соответствует  ценностной ориентации.

Ни один тип отношения  личности к здоровью не встречается  в абсолютном виде. Исследования показывают, что личность, как правило, имеет  признаки различных типов отношения  к здоровью, однако признаки одного из них ярче и более устойчивы, что позволяет одному типу доминировать над признаками остальных.

Существует множество  форм по формированию ценностного отношения  к здоровью и одна из эффективных  форм является внеклассная работа.

Внеклассная работа – организация педагогом разных видов деятельности школьников во внеурочное время для социализации личности ребенка.

Внеклассные занятия проводятся во внеурочное время в виде бесед, КВН, викторин, интеллектуальных и спортивных игр и т.д.

Также в школах проводятся тематические недели.

Такой метод работы предоставляет  учащимся возможность раскрыть их познавательные интересы и, тем самым, реализовать  личностно ориентированный подход в обучении, достоинствами которого являются: во-первых, внимание к внутреннему  миру ученика, развитию личности школьника  в процессе учения; во-вторых, поиск  новых методов, форм и средств  обучения.

В ходе проведения тематических недель учащиеся начальных классов узнают много нового и интересного, получают возможность продемонстрировать не только овладение программным материалом, но и умение применять свои знания при выполнении нестандартных заданий.

Существуют Недели русского языка, математики, географии и т.д., а мы остановимся на Неделе здоровья.

Неделя здоровья – внеклассное мероприятие, направленное на укрепление и сохранение здоровья, а также на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.

Неделя Здоровья – учебная игра. Игру рекомендуется проводить в апреле, когда школьники испытывают сильную физическую и психологическую  усталость. Также 7 апреля проходит Всероссийский День Здоровья.

На протяжении Недели Здоровья в начальной школе проводятся различные внеклассные мероприятия, например, классные часы, посвященные  теме сохранения здоровья, викторины, спортивные соревнования, игровые переменки, игровые представления, путешествия и т.д., а также в классах оформляются уголки Здоровья.

В начале недели традиционно  проводится линейка открытия Недели Здоровья.

Викторина — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания. Игры в основном отличаются друг от друга правилами, определяющими очерёдность хода, тип и сложность вопроса, порядок определения победителей, а также вознаграждение за правильно данный ответ.

Спортивные соревнования — противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.). Соревнования могут проходить в форме «веселых стартов» - различных спортивных конкурсов.

Конкурс - это процесс определения самого лучшего претендента на победу (конкурсанта), или лучших претендентов на победу (конкурсантов), в соответствии с правилами, определёнными перед началом проведения процесса. Определение победителей осуществляется путём «качественного исследования» (экспертизы) и/или «количественного исследования» (голосования), следующими методами:

  • в качественном исследовании конкурсанты оцениваются назначенным экспертным жюри, судейской коллегией, группой или группами специально уполномоченных лиц, способных профессионально и объективно оценить качественные характеристики конкурсантов, по определённым правилами конкурса критериям. Определение победителей осуществляется путём суммирования оценок, которые были даны конкурсантам от каждого члена жюри, и выявление конкурсанта или конкурсантов, которые получили высочайшие оценки.
  • в количественном исследовании конкурсанты выбираются путём общественного голосования, в котором участники голосования выражают свою симпатию к конкурсантам, пользуясь субъективными мотивами, а принять участие в голосовании может любой рядовой человек. Определение победителей становится возможным за счёт суммирования голосов, отданных конкурсантам в период проведения исследования, и построения рейтинга всех конкурсантов, где победителем считается конкурсант получивший наибольшее количество голосов и занял первое место в рейтинге.

Суть организации игровой перемены заключается в создании игровой среды, переключении на деятельность творческую, динамичную, способную снять физическое и умственное напряжение, повысить эмоциональный тонус организма. Структура игровой перемены может быть такой: начать с игры, позволяющей почувствовать себя единым игровым целым — с соединением игроков в цепочку («В змейку», «В мартышки») или в круг («Перелизы»). Эти игры имеют явно выра­женную и вместе с тем достаточно элементарную игровую цель, не требуют длительного объяснения правил, не выделяют особо никого из игроков. Затем можно предложить более сложную игру с выбором водящего типа: «Кошки-мышки», «Яша и Маша», «Дедушка-медведушка». Игру «Собачки» целесообразно проводить с легким пластмассовым или тряпичным мячом. Когда участники станут более сыгранными, можно вводить такие игры, как «Соседи», «Дедушка Мазай», «Красочки» и другие. Закончить игровую перемену целесообразно играми-молчанками.

А в заключение Недели Здоровья проводятся классные часы. Классный час — это гибкая по своему составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

 

 

 

 

 

 

Технология  проектирования программы Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников

Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания. Развитие педагогического знания, рост числа методов, средств, форм воспитания, выявление все большего числа влияющих на воспитательные отношения факторов делает педагогическую деятельность избыточно сложной.

Проектирование позволяет  оптимизировать деятельность педагога.

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

При разработке программы Недели Здоровья по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников, мы руководствовались принципами педагогического проектирования, определяющими особенности отбора содержания рекомендаций.

а) принцип целостности и системности педагогического процесса;

б) целенаправленности педагогического  процесса;

в) гуманистической направленности педагогического процесса;

г) сознательности и активности личности в педагогическом процессе.

Был также использован принцип  человеческих приоритетов, как принцип  ориентации на человека – участника  педсистем, процессов или ситуаций. Данный принцип строится на выполнении следующих правил:

Информация о работе Программа Недели здоровья, направленная на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников