Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель проекта: разработать и обосновать программу Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте;
2. Описать технологию проектирования программы Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью;
3.Определить педагогические условия реализации Недели здоровья;
4.Разработать программу Недели здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью;
Пояснительная записка 2
Технология проектирования программы Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников 17
Программа Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников25
Педагогические условия реализации программы Недели Здоровья по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников 50
Список литературы 55
Приложение 57
При разработке системы внеклассных занятий в рамках Недели Здоровья по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников, были учтены основные этапы проектирования, предложенные М.В. Шакуровой. Выбранный подход не противоречит подходу к этапам проектирования по В.С. Безруковой, а лишь конкретизирует его.
Остановимся на описании каждого этапа проектирования.
Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию? Особенностью каждого из этих объектов является стратометрическое построение. Анализ объекта проектирования предполагает, прежде всего, рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связи между ними.
Объектом данного
Программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Выбор формы проектирования зависит от того, какой этап выбран, и какое количество этапов предстоит пройти. Любая форма проектирования должна быть целесообразной, потребной и соответствующей особенностям учащихся и педагогов, их возможностям. При проектировании целесообразной является форма проектирования – программа Недели Здоровья.
Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Это работа, где дети проявляют свои потребности, осознают свое место в жизни коллектива, осуществляют свободный личностный выбор своей деятельности и пути развития, удовлетворяют свои интересы, познают себя (возможности, резервы, особенности, способности, склонности), приобщаются к культурным ценностям общества, где происходит самоактуализация личности (воплощение своих планов, идей, мыслей, творческих интересов).
Следовательно, система внеклассных занятий – это ряд занятий, проводимых во внеучебное время и связанных между собой одной темой, образующих единство и выстроенных в определенном строгом порядке.
В результате работы мы пришли к выводу,
что система внеклассных
Охарактеризуем данные части:
Теоретическое обеспечение проектирования – это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияние на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций.
Методическое обеспечение проектирование включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т.д. Сюда входит и содержательное обеспечение проектирования педагогических ситуаций – конспекты внеклассных занятий с прилагающимся к ним дидактическими материалами (наглядные пособия, карточки с заданиями для индивидуальной работы учащихся и пр.)
Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.
Пространственное обеспечение означает определение (подготовку) оптимального места для реализации проекта, учет влияния места на осуществление процессов. Мы предполагаем реализовывать наш проект на базе общеобразовательной школы. Для проведения внеклассных занятий необходимы: классная комната, оборудованная мультимедиа проектором и интерактивной доской для демонстрации мультимедиа презентаций. спортивный зал, актовый зал.
Временное обеспечение проектирования – это соотнесение проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, ритму, последовательности, скорости и т.д., что позволяет рационально распределить силы, энергию, внимание педагога и учащихся. При проектировании педагогических процессов следует обратить особое внимание на продолжительность протекания формы, трудоемкость методов, их сочетаемость. Мы планируем провести 9 мероприятий, что соответствует частоте 1-2 раза в неделю, длительностью 40-80 минут каждое.
Материально - техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Во-первых, оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности. Во-вторых, будучи средством решения воспитательных целей, оно должно проектироваться как составная часть педагогических процессов. Таким образом, от материально-технического обеспечения проектирования зависит простота самого проектирования и реализации проекта, удобство в деятельности учителя и учеников, устойчивость и надежность результатов. Плохая материально-техническая база может свести на нет весь труд по педагогическому проектированию. Для реализации данного проекта необходимы ноутбук, мультимедиа проектор, интерактивная доска, цветной принтер, раздаточный материал.
Правовое обеспечение проектирования – это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
Система законодательства Российской
Федерации позволяет выделить множество
документов, в которых в той
или иной степени затрагиваются
проблемы сбережения здоровья обучающегося
и могут служить основой для
определения необходимых
Правовой основой развития мер по сбережению здоровья обучающихся можно рассматривать нормы Типового положения об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196). Согласно п. 40 указанного положения общеобразовательные учреждения самостоятельно выбирают формы, средства и методы обучения и воспитания.
Исходя из этого, можно сказать, что проблема ценностного отношения к здоровью у младших школьников решается на очень высоком уровне.
Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Процедура установления связей требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие связи. Это ведущее звено называется системообразующим компонентом, который способен объединять остальные компоненты, целенаправлять их и стимулировать развитие. И при этом системообразующий компонент остается свободный сам и не мешает маневренности других.
Системообразующий фактор определяется через противоречия. Для этого следует найти составные части, которые наиболее не соответствуют друг другу, но в то же время находятся в причинно-следственной зависимости.
Опыт показывает, что системообразующую функцию может выполнять почти любой компонент педагогических процессов. В нашем случае системообразующим компонентом является направленность на укрепление и сохранение здоровья.
Установление связей и зависимостей компонентов является центральной процедурой проектирования. Это сложная, кропотливая и трудоемкая работа, однако именно она лежит в основе системообразования и процессообразования. Существует множество видов связей между компонентами. В нашем случае можно говорить об установлении связей содержания, затрагивающих состав и содержание компонентов педагогического процесса.
Составление или написание
документа, как правило, проводится
с учетом соответствующего общепринятого
алгоритма. В ходе нашей работы было
составлено несколько сценариев
внеклассных мероприятий с
Мысленное экспериментирование применения проекта – это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированном процессе, прогнозирование результата в виде предполагаемого проявления индивидуальных качеств.
Экспертная оценка проекта – это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. На уровне образовательного учреждения такими людьми могут являться учителя начальных классов. Внешним экспериментом может выступать школьный врач. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.
Корректировка проекта совершается после экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, совершенствуют, обогащают. Все это и есть корректировка.
Принятие решения об использовании проекта – завершающий этап проектирования. После него начинается его применение на практике.
При проектировании педагогического процесса нашли отражение все выше перечисленные этапы.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Камышловский педагогический колледж»
Составитель: Кудрявцева И.С. студентка 41А группы
Камышлов, 2012
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………… 27
План-сетка мероприятий……………………
Открытие Недели Здоровья……………………………………………………. 30
Положение о конкурсе «Уголок
Здоровья» в рамках программы «Неделя
Здоровья»………………………………………………………
Викторина «ЗОЖ»……………………………………………………………….
Сценарий – положение о соревнованиях «Спорт - залог здоровья»…………35
Конкурс плакатов «Движение – жизнь!»………………………………………37