Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:29, курсовая работа
Цель проекта: разработать и обосновать программу Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1.Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью в младшем школьном возрасте;
2. Описать технологию проектирования программы Недели здоровья, направленную на формирование ценностного отношения к здоровью;
3.Определить педагогические условия реализации Недели здоровья;
4.Разработать программу Недели здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью;
Пояснительная записка 2
Технология проектирования программы Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников 17
Программа Недели Здоровья, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников25
Педагогические условия реализации программы Недели Здоровья по формированию ценностного отношения к здоровью у младших школьников 50
Список литературы 55
Приложение 57
Конкурс плакатов «Движение – жизнь!»
Конкурс направлен на презентацию в живой занимательной форме ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Цель проекта - вовлечение школьников в осмысление темы здоровья, обогащение «тематического» словарного багажа, умения оперировать в речи ценностными понятиями, связанными со здоровым образом жизни и культурой здоровья.
Реализация
Школьники получают задание создать плакат, фотоколлаж (или просто – коллаж), или – даже - карикатуру на тему здоровья и нездоровья, здорового и нездорового образа жизни. Это могут быть высказывания мудрецов древности или наших современников, юмористические картинки соответствующей тематики (выполненные при помощи программы Photoshop и др. графических редакторов), классическая карикатура, нарисованная от руки и т.д.
Также в этот период в классах можно начать выращивать ДЕРЕВЬЯ ЗДОРОВЬЯ с личными обязательствами детей: делать зарядку, чистить зубы, мыть руки перед едой, не пить газированные напитки и т.д.
Период
Начало проекта. Подготовительный этап – 1 неделя. Выставка в коридорах и классах школы – 1 месяц.
Подведение итогов, рефлексия – 1 неделя.
Итог
Плакаты и коллажи можно разместить в классных комнатах или коридорах. Лучшие работы отбираются на общешкольную выставку. Лучшие авторы общешкольной выставки поощряются.
Классный час «Профилактика вредных привычек»
Цель: воспитание таких нравственных качеств, как аккуратность, чистоплотность, бережное отношение к своему здоровью.
Задачи:
1)
2)
3)
Оборудование к уроку: компьютер с проектором, экран, аудиоколонки.
Ход классного часа:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. На сегодняшнем классном часе мы будем говорить об очень простых, в тоже время важных для всех истинах. |
Приветствуют, присаживаются. Слушают |
Мотивационный |
Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас хотел бы быть здоровым? Почему вы хотите быть здоровыми? Кто из вас хотел бы, чтобы были здоровы его будущие дети? А может ли человек влиять на своё здоровье? С какого возраста необходимо начинать заботиться о своём здоровье? Какие условия нужно соблюдать, чтобы быть здоровым? |
Быть здоровым – это модно. Чтобы долго жить и т.д.
Да
С рождения
|
Целеполагание |
Сегодня поговорим о тех проблемах, которые мешают нам быть здоровыми. Назовём их вредными привычками. (Появляется запись на доске). Какие вредные привычки мешают человеку быть здоровым? Телевидомание питание Неряшливость Курение |
Слушают.
Курение, наркомания, алкоголизм и т.д.
|
Основной |
Прослушивание стихотворения. (Читает подготовленный ученик) Тротуар ему не нужен, Расстегнувши воротник, По канавам и по лужам Он шагает напрямик. Он портфель нести не хочет, По земле его волочит. Сполз ремень на правый бок, Из штанины вырван клок. Мне, признаться, не понятно – Что он делал? Где он был? Как на лбу возникли пятна Фиолетовых чернил? Почему на брюках глина? Почему фуражка блином, И расстегнут воротник? Кто он, этот ученик? – Ну, конечно, это неряха! А какие правила необходимо соблюдать в жизни, чтобы люди о вас так не подумали? - Кто любит грязнуль? (Слайд №1) -А чего боятся микробы? (Слайды № 2, 3) -Когда микробы бессильны? (Слайды № 4-8) Беседа о правильном питании. - К нам пришёл ещё один гость. Входит Обжора (помощник ведущего). Обжора: Я люблю покушать сытно, Много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, Потому что я … Обжора. - Что любит делать этот гость? - В чём его проблема? - Чем грозит обжорство? - Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. - Что значит умеренность? - А разнообразие? Вывод. Нужно есть разнообразную пищу. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. - Назовите, какие это продукты питания? А третьи - фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму, расти и развиваться. Физкультминутка Беседа о курении. Говорят, что сигарета Смертоносней пистолета, Убивает без огня Закурившего коня. С сигаретою моею Я худею и слабею, И желтею, как трамвай, Хоть в химчистку отдавай. Всех, кто любит сигарету, Тех, кто курит по секрету, Всех таких учеников На скамейку штрафников. Игра. Мойдодыр: Вам, мальчишки и девчушки, Приготовил я частушки. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши! На неправильный совет Говорите: – Нет, нет, нет! Частушки Не грызите лист капустный, Он совсем-совсем невкусный, Лучше ешьте шоколад, Вафли, сахар, мармелад. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет. Навсегда запомните, Милые друзья, Не почистив зубы, Спать идти нельзя. Если мой совет хороший, Вы похлопайте в ладоши. Зубы вы почистите И идите спать. Захватите булочку Сладкую в кровать. Это правильный совет? Нет, нет, нет, нет. И. И. Савчук - Многие ребята болеют
болезнью века – « На доске записаны пословицы: * Здоров будешь – все добудешь. * Крепок телом – богат и делом. * Здоровье дороже богатства. Ребята, я хочу закончить наш классный час на этой ноте. Запомните эти пословицы и придерживайтесь их. Я надеюсь, что вы будете следить за своим здоровьем, и у вас не появятся вредные привычки. До свидания! |
Слушают.
Мыться
Микробы. Воды и мыла.
Не переедать Разная пища
Творог, рыба, мясо, яйца, орехи
Слушают.
Слушают.
Нет
Хлопают в ладоши
Нет
Слушают. Отвечают на вопросы
|
Сценарий закрытия Недели Здоровья
Цель:
Задачи:
1)
2)
3)
Оборудование:
Ход мероприятия:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Мойдодыр: Все Чуковского читали И меня давно узнали Я великий умывальник Знаменитый Мойдодыр. Умывальников начальник И мочалок командир. (Поворачивается к другим ведущим) Со мной хорошие Надёжные помощники: Старый друг проверенный – Полезная Бактерия. Она просто и легко Превращает в молоко. В простоквашу и кефир. Бактерия (Протягивает Мойдодыру стакан кефира) Поправляйся Мойдодыр!!! Мойдодыр: Познакомьтесь – витамины, А вот это С и В (Обнимает витамины) Все вместе. Ныне к доброй медицине Мы покажем путь тебе. Витамин А: А чтобы были вы красивы… Витамин В: Чтобы не были плаксивы Витамин С: Чтоб в руках любое дело Дружно спорилось горело! Полезная Бактерия: Чтобы громче пелись песни Жить чтоб было интересней! Все вместе: Нужно сильным стать, здоровым. Мойдодыр: Эти истины не новы. Только покажите мне Путь к загадочной стране, Где живет здоровье Ваше. Все ли знают? (Хором: «Да!») Полезная Бактерия: Но дорога непроста: Из-за каждого куста Может недруг появиться. Вам придётся с ним сразиться. Потому перед дорогой Разомкнитесь-ка немного! Станция Ягодная: (На лавочке сидит Ягода – ведьма и держит корзину. Она протягивает её детям) Ягода-ведьма: Как же я вам рада! Слаще шоколада И вкусней, чем ананас, Эти ягоды для вас! (Выскакивает Земляничка, отнимает корзину) Земляничка: Не сошла ли ты с ума? У тебя здесь бузина! Да ещё и белладонна! Гибель ты несёшь в ладонях! Убери свою корзину! (Отдаёт ведьме) Посмотрите на картину. Эти ягоды, друзья, Собирать в лесу нельзя! В каждой яд опасный есть Если их случайно съесть Можно сильно отравиться. И придётся вам лечиться. (Показать рисунки бузины, белладонны, ландыша) Станция Растяпино. (Выходит Красная Шапочка. У неё за спиной бабушка бинтует ногу Волку) Красная Шапочка. Всё как было в старой книжке. Повстречался мне волчишка Он про бабушку проведал Нас решил перехитрить. А пришлось его лечить. (Волк воет) Хоть и злой, а жаль беднягу Поскользнулся, повалился. И теперь он инвалид! Волк: У меня нога болит! Я раскаиваюсь горько. Забинтуйте меня Обещаю: никогда! Я не сделаю вреда. Есть я бабушек не буду, И скажу я всем повсюду: Коль собрался ты идти, Будь внимателен в пути! (Бабушка мажет волка йодом) Убери скорее йод! Так болячка заживёт! Бабушка: Как не стыдно! Трус Волчишка! Все девчонки и мальчишки Знают с ранних детских лет: Там микробам места нет, Где, как стражник у ворот, Их встречает грозный йод. Чуть пощиплет - не беда. Заживёт-то навсегда! Красная Шапочка: Что ж в порядке, все? Пойдём! Может это перелом? Бабушка: Это вам в больнице скажут. Шина мы пока привяжем, Чтобы кости укрепить И в дороге не сместить. Станция Зарядкино. Спортсмен: Со здоровьем дружен спорт. Стадион, бассейн, корт. Зал каток. Везде вам рады. За старание в награду Будут кубки и рекорды Станут мышцы ваши твёрды. Только помните – спортсмены Каждый день свой непременно Начинают с физзарядки. Не играйте с дрёмой в прятки, Быстро сбросьте одеяло, Встали – сна как не бывало. Станция Крепышкино. (На траве спиной друг к другу сидят два мальчика, один чихает, другой кашляет; рядом стоит мальчик-крепыш) Мальчик – крепыш: Говорил я им зимой: Закалялись бы со мной! Утром бег и душ бодрящий; Как для взрослых, настоящий На ночь - окна открывать, Свежим воздухом дышать, Ноги мыть водой холодной, И тогда микроб голодный Вас вовек не одолеет… Не послушались, болеют. Дети (вместе): Поздно поняли мы, братцы, Как полезно закаляться. Кончим кашлять и чихать, Станем душ мы принимать. Из водицы ледяной. Мальчик-крепыш. Помогите ой-ой-ой! Крепким стать нельзя мгновенно. Закаляйся постепенно. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Девочка: Что едят пингвины летом? Где ночует Дед Мороз? Как достать на день карету? Почему вы не матрос? Сколько девочек на свете? Сколько гор и сколько рек? А ещё вы мне ответьте Как устроен человек? Витамин А (Рисует человека на большом ватмане): Точка, точка, запятая Минус рожица кривая, Палка, палка, огуречик, Вот и вышел человечек. Девочка: Ест ли он морковку с грядки? Как он делает зарядку? Где он спит, во что играет? Книжки он про что читает? Как зовут его друзей? Где, зачем, когда, скорей! Витамин А: Человек на свет родился, Встал на ножки и пошёл Витамин В: С ветром, солнцем подружился Чтоб дышалось хорошо! (Рисует румянец человеку) Витамин С: Приучал себя к порядку Рано утром он вставал Бодро делал он зарядку Душ холодный принимал (Рисует солнце над головой) Полезная Бактерия: Он к зубным врачам, представьте, Не боясь совсем пришел Он ведь чистил зубы пастой. Чистил зубы порошком (рисует человеку улыбку) Витамин А: За обедом чёрный хлеб и кашу ел, Вовсе не был привередой, Не худел и не толстел (одевают курточку) Спать ложился в 8.30. Очень быстро засыпал. С интересом шёл учиться И пятёрки получал. (Рисуют челочку и пятёрку в руках) Спортсмен: Каждый день он прыгал, бегал, Много плавал, в мяч играл, И не ныл, и не хворал. (Выходит мальчик, похожий на рисунок; у него написано «Здоровье») Мойдодыр: Да ты кто, не пойму я! Мальчик: Я бывшая Грязнуля. Мне стало нынче ясно, Что чистым быть прекрасно! Полезная Бактерия. Смотри! Она отмылась! И так переменилась! Мойдодыр: Что ж, бывшую Грязнулю. Мы будем звать Чистюлей. И поручаем ей. Назвать сегодня лучших На нашем празднике детей! Награждение лучшего уголка Здоровья, победителя конкурса плакатов. |
|
Литература
Пробация программа Недели Здоровья, отдельных его составляющих может осуществляться при организации Недели Здоровья, целью которой является формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Педагогической целью является формирование ценностного отношения к здоровью у младших школьников посредством организации Недели Здоровья.
Задачи:
В ходе пробации программы и оценке его действенности возможно применение диагностического инструментария:
Учитывая, что программа Недели Здоровья может выступать в качестве составляющего компонента учебно-методического комплекса педагога, большая значимость при ее оценке уделяется анализу отзывов представителей педагогической общественности.
Пробация программы будет осуществляться на протяжении государственной аттестационной практики (6 недель).
Пробация предполагает последовательную реализацию трех основных этапов:
В пробации будут задействованы следующие субъекты: автор проекта (учитель начальных классов), параллель учащихся 3х классов.
Учитель начальных классов (автор проекта) несет ответственность за:
Участники эксперимента несут ответственность за:
Педагогические условия, которые могут оказать влияние на результат пробации:
Обоснование выбора диагностических методик
Диагностический инструментарий был подобран в соответствии с целью пробации - оценка действенности разработанной программы, определение рекомендаций по его совершенствованию.
Выбранные диагностические методы и методики позволяют осуществлять сбора трех типов данных (L,Q,T) об изучаемом явлении.
L-данные это данные полученные путем регистрации каких либо психологических явлений в реальной жизни (наблюдение)
Наблюдение – это планомерное, более или менее длительное восприятие, дающее возможность проследить течение, какого либо явления или те изменения, которые происходят в объектах восприятия. Наблюдение – это активная форма чувственного познания, имеющая целью накопления фактов, образования первоначальных представлений об объектах окружающего мира.
Положительной стороной метода наблюдения является возможность собрать в естественных условиях многообразные факты, характеризующие поведение в разнообразных ситуациях и на этой основе составить достаточно обстоятельную и доказательную характеристику наблюдаемого.
Недостатки метода в его
чрезвычайной трудоемкости (для получения
объективных выводов нужно
Q-данные получаются с помощью личностных опросников (анкет).
Обычно считается, что Q-данные
подвержены искажениям, прежде всего,
вследствие познавательных и мотивационных
факторов. Познавательные искажения
возникают из-за: 1) нерелевантности
интеллектуального и
Т-данные – из тестирования, строго конкретизируемых условиях с помощью объективных тестов.
Тест – это
Достоинства теста в стандартизации условий и результатов, оперативности и экономичности, количественном дифференцированном характере оценки, оптимальной трудности, надежности, справедливости, возможности компьютеризации, психологической адекватности.
Недостатки теста в опасности «слепых» (автоматических) ошибок, в «потери индивидуального подхода», «стрессогенности», репродуктивности, отсутствие доверительной обстановки.