Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Подростковый возраст называют критическим (в широком смысле слова). Статистика свидетельствует, что количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает количество обращений, связанных с другими возрастами (детей). Резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма. К сожалению, существует и такой феномен как самоубийство подростков, юношей и девушек.
Этот период жизни выделяется также с точки зрения особенностей психологического консультирования благодаря тому обстоятельству, что сам подросток впервые становится клиентом: он может обратиться в психологическую консультацию лично, поставив или не поставив об этом в известность своих родителей.
Консультируя подростков, возрастной психолог-консультант исходит, в том числе, из психологических нормативных задач возраста. Они противоречивы, и это важно учитывать. К этим задачам обычно относят: отделение от родителей и обретение подлинной психологической независимости.
Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности
2. изучить понятие
психологического и
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.
Методологические основы исследования составили:
- социально-экономические, теоретические и научные подходы к профориентации (Калугин Н.И., Крупская Н.К., Луначарский А.В., Максимов В.Г., Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Шацкий С.Т.);
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий взаимосвязь возрастных особенностей с выбором профессии подростком (Абрамова Г.С., Божович Л.И., Воробьёва А.И., Кон И.С., Немов Р.С., Обухова Л.Ф., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. и др.);
- этапно-уровневый подход к формированию
мотивационной структуры ребёнка и формированию
мотивов профориентации (Ахметжанова
Г.В., Купцов И.И., Леонтьев А.Н., Максимов
В.Г., Мудрик А.В., Немов Р.С., Павлютенков
Е.М., Реан А.А., . Чирков В.И и др.);
— системный подход в решении проблемы
профориентации (Захаров Н.Н., Сазонов
А.Д., Симоненко В.Д.).
Для решения поставленных в исследовании
задач использованы следующие методы:
- теоретические: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по вопросам профессиональной ориентации подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования;
- эмпирические: анкетирование, интервью, тестирование, методы профессионального консультирования;
- статистические методы обработки экспериментальных данных, графическое представление результатов.
Научная новизна исследования: выделены и экспериментально созданы эффективные социально-педагогические условия для подростков в выборе профессии, определён комплекс методик, способствующий теоретической, практической готовности к выбору профессии старшеклассниками, доказана возможность и необходимость влияния профессионального ориентирования для подготовки старшеклассников в выборе профессии. Практическая значимость работы состоит в том, что: организовано на практике профессиональное консультирование направленное на помощь подростку в самоопределении при выборе профессии и рассмотрено его влияние на постановку реальных целей и осознание подростком своих способностей для освоения профессии. оптимальные социально-педагогические условия для самостоятельного решения проблем профориентации подросткам; организованно активизирующее консультационное воздействие.
1. Подростковый возраст
1.1 Особенности подросткового возраста
Наиболее важным отличительным
признаком подросткового
В подростковом возрасте
у молодых людей активно
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.
Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, тому, что они сами о себе думают.
В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [3; с.123].
Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности.
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, их активность направлена на различные виды деятельности, а также межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки
характеризуются крайней
Развитие рефлексии не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с которыми также становится возможным и более глубокое понимание других людей. Развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста становится возможным и целиком зависит от культурного содержания среды [5, с.317].
Еще одно новообразование, возникающее в конце переходного возраста, - это самоопределение. С субъективной точки зрения оно связано с осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает, как правило, в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблемы своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.
Идеи выбора жизненного пути, своих ценностных ориентаций, своего идеала, своего друга, своей профессии становятся основополагающими целями подросткового возраста [5, с.318].
В мотивационной сфере процесса общения подростков происходят кардинальные изменения: теряют свою актуальность отношения с родителями, учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками. Само общение подростков становится более глубоким и содержательным, появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь. Потребность в принадлежности какой-нибудь группе наиболее ярко проявляется в подростковом возрасте.
Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить со своими сверстниками общие интересы и увлечения. Позднее подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренно переживаемого стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения, признания своей личностной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет поведение детей в подростковом возрасте [1; с.96]
1.2. Понятие
психологического консультирова
Психологическое консультирование — это процесс взаимодействия между помогающей стороной и обращающейся за помощью, который включает применение специалистом психологических теорий и коммуникативных навыков для решения личных проблем, трудностей и стремлений клиента. Основным принципом психологического консультирования является оказание помощи клиенту без какого бы то ни было давления при принятии им решения. Некоторые формы психологического консультирования включают информирование и рекомендации клиенту, но подавляющее большинство видов консультирования направлено на то, чтобы помочь клиенту самому разобраться в его проблеме [6, с.197].
Психологическое консультирование не является просто набором техник, которыми пользуется специалист, оно предполагает становление специальных особых отношений между психологом и клиентом.
Специфика психологического консультирования — диалогичность, информационный обмен между психологом-консультантом и людьми, обратившимися за помощью. Суть психологического консультирования — психологическая помощь психически здоровым людям в решении различного рода внутри- и межличностных затруднений в процессе специально организованного взаимодействия (беседы). Психологическое консультирование рассматривается как форма помощи, призванная вызвать прежде всего поведенческие изменения у клиента, связанные с основными сферами его жизнедеятельности [15; с.67].
Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психотерапией. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и формировалось прежде всего в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений, развивавшихся на Западе. Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, да и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования. Кроме психотерапии важным источником психологического консультирования является научное психологическое знание, основанное на результатах эмпирических исследований. Ориентация в процессе психологического консультирования на использование достижений именно научной психологии особенно характерна для отечественной традиции психологического консультировании.
2. Особенности консультирования подростков
2.1 Особенности консультирования подростков
Консультирование детей и подростков — профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. К наиболее распространенным расстройствам детского возраста относятся: гиперактивность с синдромом дефицита внимания, поведенческое расстройство, оппозиционное расстройство (непослушание, негативизм, провокационное поведение), состояние чрезвычайной тревожности, страх разлуки (расставания с матерью или кем-то из близких), депрессия и расстройства обучения (включающие необучаемость, задержку психического развития, аутизм и другие синдромы). Кроме того, психотерапевтическая помощь бывает нужна детям, даже если у них нет психологических нарушений, — например, в ситуациях, когда ребенок оказывается жертвой сексуальных домогательств, развода или пренебрежения родителей ребенком. В большинстве случаев в основе детского поведения, по поводу которого обращаются с жалобой взрослые, лежат отрица* тельные аффективные переживания ребенка, в основе которых лежит неудовлетворенность каких*либо жизненно важных для ребенка потребностей или конфликт между ними [25; с. 145].
Как правило, аффективные переживания устраняются у детей только после того, как меняется ситуация, провоцирующая эти переживания. Но бывает так, что изменить ситуацию невозможно в силу каких-то объективных причин. Тогда психолог должен суметь изменить личностный смысл ситуации для ребенка и тем самым изменить его переживания. Для этого необходимо показать ребенку ситуацию не с привычной для него точки зрения, а совершенно с другой, новой позиции. Причем эта новая позиция, которую консультант предлагает занять ребенку, должна быть привлекательной для консультируемого и соответствовать его личностным притязаниям.
Информация о работе Психологическое консультирование подростков