Психологическое консультирование подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Шашенко,курс,консультрование подростков,60%.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, процесс консультирования может быть облегчен благодаря тому, что все без исключения психологи-консультанты имеют детский опыт, а у многих из них есть собственные дети. Однако, по мнению Бремса [20; с. 123], это не является достаточным условием для эффективного консультирования.

С другой стороны, далеко не все взрослые используют свои воспоминания для улучшения взаимодействия с детьми и подростками. «Каждый взрослый когда-то был ребенком. Только мало кто об этом вспоминает», — писал Антуан Сент-Экзюпери. Кроме того, иногда собственный детский опыт мешает специалисту объективно оценить ситуацию, абстрагироваться от ценностей и установок, идущих из детства. Опыт любого человека — и взрослого (психолога), и ребенка (клиента) — уникален, и решение проблемы носит уникальный характер, исходящий из конкретной ситуации.

Оказание психологической помощи (в частности, консультирование) детям имеет свою специфику, в значительной мере отличается от консультирования взрослых. Если, работая с взрослыми, консультант в основном ориентирован на цель клиента, то в работе с детьми он ориентирован на:

– фундаментальные цели (те, которые ставят специалисты  перед всеми детьми, приходящими на прием);

– цель, которую поставили  перед психологом родители или специалисты, работающие с ребенком;

– свои собственные профессиональные цели;

– цель самого ребенка.

Еще одним немаловажным отличием консультирования детей  от консультирования взрослых является то, что в силу своих физиологических особенностей ребенок не может в течение длительного времени концентрировать свое внимание на беседе с взрослым. Кроме того, поскольку язык ребенка недостаточно хорошо сформирован, в большинстве случаев ему трудно выразить свои чувства и объяснить, что с ним происходит. Дети зачастую не только не могут сформулировать запрос психологу, но и не понимают реально, с какой целью их привели к психологу. Отсюда — отсутствие мотивации к работе. И психолог должен cуметь донести до ребенка цель совместной работы. Уже этот аспект сам по себе является как частью специфики консультирования детей, так и

одним из первых барьеров при взаимодействии с данной клиентской группой.

Процесс консультирования подростков может быть осложнен проявлениями негативизма, сопротивления вербальному общению со взрослым. Поэтому консультирование детей и подростков требует вовлечения в терапевтический процесс дополнительных средств, помогающих активизировать познавательные процессы ребенка, например, удерживать его внимание на должном уровне или активизировать его мыслительные действия. Консультанту (психологу) также надо мотивировать ребенка/подростка, поддерживать его интерес и побуждать оставаться в рамках определенной проблемы, особенно в тех ситуациях, когда мы не располагаем достаточным количеством времени. Г. В. Бурменская [25; с. 236] отмечает такие особенности процесса консультирования детей и подростков:

1. Дети почти никогда  не обращаются за помощью сами, обычно в связи с их проблемами обращаются к консультанту взрослые.

2. Психотерапевтический  эффект должен быть достигнут  очень быстро, так как одна  проблема порождает новые, что в детском возрасте существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом.

3. Консультант не может  возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка почти полностью зависит от взрослых.

Детское консультирование проводится различными методами, но, как правило, предполагает установление межличностного контакта, доверительных отношений и вербального общения с ребенком, а также наличие определенного теоретического подхода, которым психотерапевт руководствуется в своей работе. Используются беседы, игра, ролевые игры, вознаграждение за желаемое поведение, обсуждение положительных случаев успешного решения проблем и др. Все внимание консультанта обычно сосредоточено на том, что ребенок чувствует, что думает и как действует.

Поскольку возможности вербальной терапии в случае маленького ребенка весьма ограничены, развитие получили игровые формы воздействия. Игровая психотерапия освобождает сдерживаемые эмоции и позволяет ребенку выразить чувства, которые иначе остались бы скрытыми. Предлагая ребенку рисовать, играть в игрушки или сочинять истории, психотерапевт проникает в его мир, прилагая все усилия к раскрытию внутреннего конфликта, вызывающего поведенческие или эмоциональные нарушения.

По мнению Д. Лейна [50], психологическое воздействие в работе консультанта с детьми в настоящее время направлено на:

1) уменьшение выраженности  явных проблем; 

2) обеспечение нормального  развития ребенка; 

3) развитие самостоятельности  и уверенности в своих силах; 

4) генерализацию терапевтических  изменений и их сохранение.

Причем Гарри Л. Лэндрет [127] отмечает, что фундаментом всех терапевтических изменений является система взаимоотношений с ребенком, которая оказывается всегда важнее использования конкретных терапевтических техник. Основной формой терапии чаще всего является межличностное общение, вербальное и невербальное взаимодействие.

Специалисты выделяют более 230 видов психосоциального воздействия, различия между терапевтическими школами заключается в способах определения проблемы, стратегиях и техниках вмешательства, но их общая цель — изменение в мыслях и чувствах ребенка, которые будут способствовать их более успешной адаптации.

К наиболее значимым аспектам консультирования можно  отнести взаимоотношения между консультантом и ребенком, физическая обстановка, соблюдение расписания, предсказуемые условия, четкие правила взаимодействия и др.

Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная  от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных учреждений [14; с.72].

Детство — это период жизни человека, в процессе которого ему необходимо адаптироваться в мире, научиться понимать себя и других, ставить цели и принимать решения, выявить свои ресурсы, чтобы максимально реализовать их в последующей жизни. Когда ребенок сталкивается с социально*педагогическими проблемами, он нуждается в консультировании [21; с. 165].

Уровень способности  к приспособлению оказывает влияние  на уровень социального статуса  и самоощущения человека — удовлетворенности или неудовлетворенности жизнью. И основная цель консультирования детей и подростков — создание условий для формирования качеств нормальной адаптивности.

Взрослые строят жизненное  пространство для себя и своих  детей по своему, взрослому усмотрению. Желая счастья ребенку, они выбирают для него коляску, кроватку, игрушки, «приличное образование», друзей и др.

Предполагается, что действиями взрослых руководят любовь, жизненный опыт и здравый смысл, однако зачастую взрослые, сами того не желая, создают стрессовые ситуации для ребенка. Большое количество запретов или вседозволенность, авторитарное руководство действиями ребенка или попустительский стиль воспитания, гиперопека или жесткие наказания — все это может стать причиной стресса, испытанием адаптивности ребенка, как и начало посещения детского сада, учеба в школе, рождение брата или сестры, переезд в другой район или город, развод родителей и многое другое.

Консультирование —  это иногда просто разговор с ребенком, но разговор, который помогает ему осознать его проблемы и улучшить качество жизни. К сожалению, тенденцией современного мира является, по мнению специалистов, отсутствие не только совместной полезной деятельности в семье, но и дефицит общения.

 Цель общения взрослого  и ребенка — улучшить отношения. Цель общения консультанта и ребенка — создать такие условия, которые помогут ребенку осознать проблему и найти собственные ресурсы для ее решения.

Далеко не все существующие методы работы психотерапевта можно  применять при работе с детьми, а некоторые методы используются лишь в своей модификации, адаптированной к психологическим особенностям детей. Психологические особенности личности подростка также накладывают ограничения на применение методов, традиционных при работе со взрослыми клиентами.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы.

Процесс консультирования детей и подростков усложняется  в связи с тем, что:

1. Как правило, дети  редко приходят сами на консультацию  к психологу. Гораздо чаще их  приводят, присылают взрослые — родители, учителя, воспитатели, опекуны и т. д. Поэтому у них зачастую отсутствует мотивация общения со специалистом.

2. По мнению Венгера  [30; с.152], непосредственным «получателем» психологической помощи (клиентом) является не ее окончательный адресат — ребенок, а обратившийся за консультацией взрослый (родитель, педагог). Таким образом, психолог-консультант оказывает лишь косвенное воздействие на ребенка. Психологу в процессе консультирования приходится ориентироваться одновременно на двух субъектов: на ребенка и на клиента.

Во-первых, необходимо понять, какие педагогические меры (например, коррекционное обучение, изменение стиля общения в семье и др.) могут помочь ребенку в решении его проблем. Во-вторых, надо подобрать такие рекомендации и так преподнести их родителям, чтобы они приняли их и были в состоянии выполнить.

1. Возрастная дистанция между клиентом-ребенком и консультантом может усилить неравенство позиций собеседников. Й. Шванцара [29; с.181] рекомендует психологу занимать позицию, определяемую принципами недирективной психотерапии:

1) создать мягкое, теплое, понимающее отношение к ребенку;

2) принимать ребенка  таким, каков он есть;

3) дать ребенку почувствовать атмосферу благожелательности, чтобы он мог свободно проявлять свои чувства;

4) не осуждать и  не оправдывать позиции ребенка, понимать их, причем так, чтобы ребенок это почувствовал.

2. Дети, как правило,  особенно остро чувствуют фальшь, неискренность. Поэтому так важно создать особое терапевтическое пространство, доверительные отношения.

3. Ограниченные способности детей к самонаблюдению диктуют необходимость правильной, т. е. посильной для понимания и способствующей нахождению ответа формулировка вопросов помогают ребенку осознать свои переживания, чувства, отношения, мысли, способствуют их вербализации.

4. Дети и взрослые  стоят на разных уровнях развития и имеют разные возрастные задачи. Речь детей, их познавательные способности, эмоциональное выражение и восприятие еще недостаточно развиты. Поэтому психолог должен обладать особой чувствительностью, умением видеть и слышать.

5. Детям (особенно маленьким  детям и детям с особенностями  развития) не всегда доступен  вербальный язык консультанта  - взрослого. Поэтому к языку психолога, к его способности к выражению мыслей и чувств с помощью невербальных средств общения предъявляются особые требования.

6. Для партнерского  общения с детьми и подростками психолог-консультант должен знать особенности подростковой субкультуры (особенности мировоззрения, игры, литературные и телегерои, игрушки, особенности языка и др.).

7. Учитывая возрастные  особенности детей, психолог должен создавать комфортное и в физическом смысле пребывание ребенка в кабинете: мебель, предметы интерьера, игрушки, книжки, игры, которые могут заинтересовать ребенка и подростка.

 

2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи


 

От психологов, работающих в школе, администрация и учителя, прежде всего, ожидают помощи ученикам в преодолении их учебных трудностей. Многие школьные психологи также  понимают свою основную профессиональную задачу. Однако кроме учебных младшие школьники, подростки, учащиеся старших классов переживают личностные трудности, связанные и со школой, и с семьей. Помощь таким ученикам – существенная и, может быть, наиболее сложная часть профессиональной деятельности школьного психолога.

Подростковый возраст – возраст интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения. Переживания подростка отличаются от переживаний младшего школьника более обобщенным характером. Имея больший социальный опыт, подросток способен осознать свои переживания, выразить их, понять, чем они вызваны. Чем старше подросток, тем отчетливее он определяет природу своих трудностей и понимает, что ему может помочь. В статье пойдет речь о психологической помощи подростку, испытывающему личностные трудности. 
В настоящее время профессия практического психолога получила широкое распространение в связи в возросшими запросами общества и повсеместным развитием сети учебных учреждений, ориентированных на подготовку психологов-практиков. Наиболее интенсивно обеспечивается психологами сфера образования.

Заинтересованный наблюдатель  не может не видеть, что колоссальные изменения в экономической, социальной и политической жизни в нашей  стране порождают новые явления  как в сознании, так и в поведении людей. Меняются представления о человеческих ценностях, социальных нормах, ломаются привычные стереотипы, усиливаются конфликты между поколениями.

Становится понятно, что  сегодня психологическая помощь ни институционально, ни содержательно не соответствует масштабу и напряжению проблем и трудностей, которые переживают взрослые и дети. 
Множество людей по всей стране в сжатые сроки овладевают профессией практического психолога, оказываясь на рабочем месте без соответствующей поддержки, пользуясь рекомендациями, не учитывающими современные реалии. Психологическая наука в данной ситуации не в силах обеспечить потребности практики, а профессиональное сообщество слишком мало консолидировано, чтобы контролировать стихийно возникающие процессы. 
По роду занятий автор этой статьи находится во всех перечисленных позициях: наблюдателя и участника процесса изменяющейся вокруг него (и с ним) жизни, психолога-практика, оказавшегося один на один с этим потоком, психолога-исследователя, обязанного разрабатывать подходы и техники, соответствующие требованиям времени.

Информация о работе Психологическое консультирование подростков