Психологическое консультирование подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Шашенко,курс,консультрование подростков,60%.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

В начале первой встречи  важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, поскольку сам клиент не видит смысла в обращении к психологу. Это требует от консультанта дополнительных усилий по созданию необходимой мотивации и вообще выяснению целесообразности дальнейших встреч. У клиента, направленного другим специалистом, необходимо сразу выяснить, почему он направлен к консультанту. Консультанту  рекомендуется самому выслушать клиента, а не полагаться на информацию коллеги, потому что только из личной беседы можно понять, какой смысл имеют проблемы для клиента.

Право первого вопроса  принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим  клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: "Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?".

Во время первой встречи  мы внимательно выслушиваем клиента  и пытаемся определить основную тему беседы, круг проблем и трудностей. Прежде всего, следует обратить внимание на понимание проблемы клиентом, на вероятные причины ее возникновения, на попытки решить эту проблему, связанные с ней трудности и сопутствующие факторы. Консультант должен позволить клиенту свободно рассказывать, иногда вставляя такие фразы: "Стало быть, все попытки решить проблему оказались неудачными...", "Только с этими делами связываете свою проблему?". Не следует прерывать клиента и показывать свое личное согласие или несогласие, необходимо избегать высмеивания клиента, проявлять свои симпатии тоже не нужно, не надо предлагать поспешные интерпретации и спешить с выводами.

Часто во время первой встречи клиент говорит о многих проблемах, потому что практически  никогда не бывает единственной проблемы. Консультант должен усмотреть разного рода связи между изложенными событиями, чувствами и установками.

С самого начала первой встречи  консультант должен заботиться о  том, чтобы клиент принял на себя ответственность  за свои проблемы. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Вместе с тем не следует стараться полностью избавить клиента от тревоги, связанной с принятием на себя ответственности.

Каждый раз клиент должен уходить от консультанта более самоуверенным, но с пониманием, что следует что-то менять в себе и своей жизни. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление, вызывающее изменение личности в процессе консультирования.

Если работа с клиентом не закончилась первой встречей, важно  обратить внимание на некоторые особенности  следующей встречи. На первой встрече  в основном собирается информация о  проблемах, трудностях клиента, происходит выделение основной проблемы.

 

3.3 Структурирование времени консультирования

 

Первая встреча с  клиентом должна продолжаться столько  времени, сколько и все последующие  встречи. Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут  до одного часа. Такая продолжительность  не случайна. Менее продолжительная беседа заставляет нервничать и консультанта, и клиента, создавая впечатление, что они не успеют достаточно глубоко обсудить вопросы, возникшие во время встречи. Более продолжительная беседа, слишком утомит обоих участников консультирования. Продолжительность беседы может изменяться в зависимости от возраста клиента. Беседа с 8-12-летним ребенком может длиться около 30 минут, а с детьми старше 12 лет консультативная беседа может продолжаться до 1 часа.

Продолжительность беседы консультант определяет в начале встречи. Клиент должен знать, каким временем он располагает для обсуждения наболевших проблем. Пределы времени можно устанавливать самыми разнообразными способами:

"В нашем распоряжении 50 минут, и я готов выслушать  Вас".

"Полагаю, что Вы могли бы начать с того, что ждете от консультирования. У нас есть 50 минут времени".

Чтобы помочь клиенту  лучше сориентироваться во времени, мы должны ему напомнить, что время  заканчивается: "Сегодня у нас  остается около 10 минут, что бы Вы еще хотели обсудить за это время?" В начале консультирования необходимо определить общую продолжительность консультирования и частоту встреч. Обычно полагают, что для установления продуктивного контакта достаточно одной — двух встреч в неделю.

 

3.4 Диагностика: "за" и "против"

 

Анализируя аргументы "за" и "против" диагностики  в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково  неприемлемы обе крайние точки  зрения. Диагностика — составная  часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

- Что происходит сейчас в жизни клиента?

- Что ожидает клиент от консультирования?

- Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

- Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

- Какова основная психодинамика в  жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование.

 

3.5 Завершение консультирования

 

Прекращение консультативного контакта чаще всего происходит тогда, когда клиент начинает ясно осознавать свои проблемы и свободу выбора решений или когда проблемы исчерпываются в ходе консультирования. Вопрос о прекращении консультативных встреч клиент и консультант решают вместе. Последняя встреча должна быть посвящена подведению итогов и установлению важнейших результатов терапии или консультирования. Лучше, чтобы первым это сделал сам клиент. Только он способен сформулировать действительные результаты. Консультант должен помочь клиенту точнее и конкретнее обозначить изменения, которые произошли за период консультирования. Именно конкретность свидетельствует об осознанном принятии клиентом происшедших перемен.

Порой возникает вопрос о необходимости встреч с клиентом по окончании консультирования. Нужно оставить возможность клиенту обращаться к консультанту в случае надобности, при возникновении новых проблем, но с другой стороны, не стоит поощрять такие обращения.

 

3.6 Оценка результатов консультирования

 

Одно из важных этических требований, предъявляемых консультанту, — это осознание истинных результатов своей работы и эффективности применяемых в консультировании методов.

Для оценки результатов  консультирования конкретного клиента  можно использовать ряд критериев. Blocher (1966) выделяет четыре основных:

- социальная приспособленность;

- личностные особенности;

- профессиональная приспособленность;

- успешность учебы.

Критерий социальной приспособленности широко используется, поскольку большинство клиентов и обращаются к консультанту из-за возникших трудностей в социальном приспособлении, как правило, по причине внутренних конфликтов личности. Улучшение социального приспособления способен оценить сам клиент, но к оценке можно привлечь друзей клиента, членов семьи, учителей (если мы консультируем ребенка).

Личностные критерии охватывают изменение самооценки и  множество других параметров, обычно измеряемых тестами.

Профессиональная приспособленность  включает профессиональные планы, удовлетворенность  работой и т.п.

Критерии учебной деятельности используются в консультировании учащихся и отражают динамику успеваемости.

Обычно основным источником информации об эффективности консультирования является сам клиент, представляемая им оценка своего состояния. Такая оценка имеет определенные ограничения, но все же объективнее всего отражает истинное положение. Важно, чтобы оценка результатов самим клиентом была достаточно конкретна. Поэтому одна из важнейших задач консультанта — помочь клиенту конкретизировать свои достижения в ходе консультирования.

 

3.7 Особенности  психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками

 

Значительная часть  трудностей подростка и их родителей  связаны с отделением их от семьи  и становлением самостоятельности. Специфика трудностей подростков обусловлена их возрастными особенностями среди них депривация, которая может приводить к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении и к суицидальным попыткам. Подросток страдает не в случае объективной сексуальной непривлекательности, а при неполучении признания сексуальной привлекательности со стороны ближайшего окружения. Для подростка становится значимым именно нарушение запретов. Подростки ориентированы на активное от стаивание своих прав и пренебрежение к обязанностям. Отделение подростка от семьи – важнейшая предпосылка достижения им впоследствии самостоятельности, возможности принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. Оно затруднено если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Значительная часть трудностей подростка связана с отделением их от семьи и становлением самостоятельности. У подростков наблюдается инфантильное отношение к будущему. Будущее воспринимается как проекция желания настоящего.

В нашем обществе дети и взрослые представляют две разные группы и имеют разные права, обязанности и привилегии. В ограничении для детей зафиксировано их отличие от взрослых тем, что доступно для взрослых является запретным для детей, это фиксирует несамостоятельность ребенка, его подчиненное, неравноправное положение.

Переход в группу взрослых предполагает изменение прав, обязанностей и привилегий. Претензии подростка  на новые права распространяется на всю сферу отношений с взрослым, являются причинами конфликтов с  взрослыми. Протест и неподчинение взрослым являются для подростка средством, при помощи которого он хочет добиться изменений прежнего типа отношений с взрослым на новый тип отношений, характерный для общения взрослых людей.

Проблема прав взрослого  и подростка в отношениях друг с другом – проблема равноправия. Она свидетельствует о нарушении баланса в системе прежних отношений и тенденции к смене существующего типа отношений. Протест подростка инициирует перемены, а взрослый этому сопротивляется. Таким образом, перестройка социальной ситуации развития в подростковом возрасте заключается в постепенном переходе от  «детско-взрослых» отношений к взаимоотношениям «взрослый-взрослый».

Задача взрослых обеспечить в подростковом возрасте постепенное  обучение ребенка «быть взрослым». Чтобы учиться этому, ребенок, ребенок должен начать жить в системе норм и требований, существующих для взрослых. Это может быть связано с расширением самостоятельности, обязанностей, изменением прав ребенка.

Восприимчивость к усвоению различных образцов взрослого поведения  и готовность перехода к новому типу отношений с взрослым, соответствует стремлениям подростка, но у взрослых отсутствует готовность к расширению прав подростка. Если у взрослого сохраняется отношение к подростку как еще к ребенку то, это вступает в противоречие с задачами воспитания подростков и является тормозом развития социальной взрослости, с другой стороны это вступает в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и претензии на новые права. Именно эти противоречия являются источником конфликтов в отношениях взрослого и подростка. Длительность конфликта определяется временем неизменности отношения взрослого к подростку. Негативная фаза отражает определенную форму перехода к новому  типу отношений, в условиях, когда сдвиги в развитии личности ребенка в начале подросткового возраста опережают появление соответствующих им изменений в отношениях с взрослым. Положительное содержание негативной фазы заключается в том, что подросток путем разных форм неподчинения взрослому, ломает прежние отношения и строит новые, при которых развивается его взрослость. Этот процесс составляет основное содержание формирование личности и стимулирует проявление определенных морально-этических представлений, ценностей, целей, планов на будущее, задач саморазвития и самовоспитания и стремления поступать в соответствии с собственными представлениями и целями. Но конфликтные отношения способствуют нежелательной эмансипации подростка и создают у него смысловой барьер к воздействию взрослого, который теряет возможность оказывать на него влияние. Иначе протекает подростковый период, если переход к новому типу отношений происходит по инициативе взрослого. В этом случае он происходит постепенно без специфических трудностей. Не дожидаясь, времени, когда инициатором изменений отношений станет подросток, взрослый начинает перестраивать свое отношение к нему и выбирать эффективные способы расширения самостоятельности и прав подростка, повышения требований и увеличения ответственности. Признание взрослым новых возможностей ребенка и проявления «чувства взрослости» сглаживает противоречия и конфликты. Возможность бесконфликтного протекания подросткового периода связана с эффективными способами пошагового перехода к новому типу отношений и постепенного расширения самостоятельности подростка в разных направлениях в той степени, которая соответствует реальным возможностям и общественным требованиям, но не превышает меры, определяющей возможность взрослого оказывать влияние на поведение подростка.

Информация о работе Психологическое консультирование подростков