Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа
Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Опираясь на вышесказанное, для того, чтобы сделать процесс перехода к новому типу отношений управляемым и целесообразным в различных конкретных условиях, мы поставили перед собой задачу разработать модель психологического консультирования родителей, обратившихся на психологическую консультацию в кризисный период социальной ситуации развития подростка.
В общем виде этапы психологического консультирования: могут быть представлены таким образом:
- установление контакта с клиентом;
- предоставление клиенту возможности выговориться;
- предоставление эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;
- совместная, с клиентом переформулировка проблемы;
- заключение динамического контракта;
- формирование регистра возможных решений проблемы;
- выбор оптимального решения;
- закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения;
- завершение консультирования с предоставлением права повторного обращения.
Для того чтобы сориентироваться в проблематике трудностей подросткового возраста, проанализируем типологию ситуаций обращения за 2011-2012 год, они были представлены следующим образом:
Типология обращений |
Сравнительные данные в % |
Подростки с нарушением эмоционально-волевой сферы |
18,4% |
Подростки с учебными трудностями |
20,9% |
Подростки с проблемами в общении |
11% |
Подростки с проблемами личностного развития |
13,3% |
Подростки с асоциальным поведением |
5,5% |
Подростки с неврологическими расстройствами |
5% |
С нарушениями речи |
2% |
Проблемы профессионального |
2,5% |
Нарушение детско-родительских отношений |
22% |
В практике психологического консультирования эффективно используется модель возрастной периодизации Выготского Л.С., она находит свое подтверждение относительно возрастных границ и специфики поведения, из анализа проблематики обращений и жалоб родителей можно сказать, что существуют некоторые особенности в поведении современных подростков, но нет существенных отличий, от варианта предложенного автором. Проблема трудновоспитуемости подростка выступает на первый план, родители отмечают, что поведение подростка становится трудно управляемым со стороны взрослых и конфликтным. Если из жалоб родителей составить психологический портрет трудного подростка, то он будет выглядеть следующим образом: «В последнее время подросток стал игнорировать просьбы о помощи по дому, отказывается выполнять поручения; делает все наоборот и «на вред»; перестал выполнять домашние задания, ничем не интересуется, в том числе и учебными предметам, прогуливает уроки; много времени тратит на разговоры по телефону с друзьями; поздно ложится вечером, а утром не может подняться, все делает в последний момент; не следит за порядком в своей комнате, за своей одеждой, просит купить странную и непрактичную одежду; стал лгать, пассивен, грубит старшим, на замечания реагирует криком, может демонстративно хлопнуть дверью и уйти, не закончив разговор; заявляет о том, что его не любят, и в тоже время отказывается проводить время с семьей; приходит поздно, отключает телефон и не отвечает на звонки родителям, и совсем не может управлять своим временем».
Подобное поведение подростков можно объяснить тем, что он стремится расширить свои права, уменьшить круг своих обязанностей, стремится ограничить степень влияния родителей на самостоятельность принятия им решения. Из уст подростка можно часто слышать фразы: «Я имею право…», « А почему я должен…», «Вы не имеете права…». Стремление к эмансипации, сенситивные реакции на критику, замечания и требования раздражают родителей, и они начинают оказывать давление на подростка, но прежняя система отношений оказывается мало эффективной. Обнаружив дефицит воспитательской компетентности, родители обращаются на консультацию к психологу.
Остановимся на особенностях психологического консультирования по проблеме нарушения детско–родительских отношений. Оно имеет свою специфику. Во-первых, необходимо определить, кто является основным клиентом психолога, и конкретизировать запрос. По мнению родителей, основным клиентом психолога является подросток. Однако подросток не заявляет никаких личных проблем и редко является инициатором обращения, так как считает, что у него нет проблем, которые он мог бы обсуждать с психологом. При консультировании детско-родительской пары подросток не готов осознавать и решать проблему, заявленную родителем, к психологу относится настороженно, держит дистанцию, так как психолога воспринимает таким же взрослым как родителя. Во-вторых, «объявляя» подростка клиентом родители не осознают, что сами опосредованно являются клиентами, неготовыми к изменениям.
Таким образом, возникает проблема в установлении контакта с клиентами, обратившимися на консультацию.
Установление контакта зависит от степени мотивации клиента на взаимодействие с психологом и готовности к изменениям. Условно можно выделить три группы клиентов в консультировании родителей подростков:
Мотивированные родители, которых беспокоят конфликтные отношения с ребенком и они стремятся найти эффективные способы взаимодействия с ним, готовые к изменениям отношений, как правило, они владеют психологическими знаниями и нуждаются в освоении определенных психотехник, которые изменяют трудное поведение подростка во взаимодействии с ним;
Мотивированные родители, обеспокоенные негативной фазой развития ребенка, но не готовые к изменениям отношений с ним, ориентированные, прежде всего, на изменение подростка и его нежелательного поведения третьим лицом (психологом, педагогом);
Не мотивированные родители,
которые не осознают проблем своего
ребенка и собственной
Работа с родителями имеет следующую структуру, на первом этапе формулируется жалоба от родителей, затем оформляется реальный запрос, работаем с ожиданием родителей, относительно того, как они хотели бы изменить проблемную ситуацию, в чем конкретно видят помощь психолога. Далее совместно с родителями выстраиваем гипотезу относительно возможных причин возникших трудностей в общении с подростком, и появления у него девиаций в поведении. Практика показывает, что причинами могут быть:
- нарушение системы семейного воспитания;
- возрастные и индивидуальные особенности подростка;
На следующем этапе работаем над мотивацией родителей на изменение стиля отношения с подростком, в качестве аргументов можно использовать результаты опросника АСВ Эдемиллера, который рассматривает различные аспекты нарушения системы семейного воспитания:
Нарушение семейных представлений во взаимоотношениях родителей и подростков (ориентация родителей на разрешение сиюминутных ситуаций и недооценку отдаленных последствий своих поступков по отношению к подростку).
Нарушение структурно-ролевого аспекта семьи (обусловленное системой ролей, возникающих под влиянием имеющегося нервно-психического расстройства члена семьи, расширением сферы родительских чувств, проекцией детских качеств в подростке, проекцией собственных нежелательных качеств, неразвитостью родительских чувств, эмоциональным отвержением, жестоким обращением, повышенной моральной ответственностью).
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи (обусловленное воспитательской неуверенностью родителей, фобией утраты ребенка).
Нарушение системы требований к подростку (наличие жестких требований или полное их отсутствие «Т+/Т-», наличие / отсутствие запретов «З+/З-», наличие/отсутствие санкций «С+/С-»)
Уровень протекции в процессе воспитания (гиперпротекция или гипопротекция).
Акцентуации характера у подростков связаны с определенными типами семейного воспитания и взаимоотношениями подростков в семье. Совершенно очевидно, что тот или иной тип воспитания, в свою очередь, связан с характерологическими особенностями самих родителей. Можно выделить наиболее неблагоприятные сочетания типов семейного воспитания и акцентуации характера у подростков: гипопротекция и неустойчивый, конформный, гипертимный тип акцентуации, доминирующая, гиперпротекция и психастенический, сензитивный, астено - невротический, гипертимный; потворствующая гиперпротекция и лабильная, истероидная, гипертимная, шизоидная акцентуация; эмоциональное отвержение при сенситивной, лабильной и астено-невротической.
Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий считают, что нарушения семейных представлений приводят к усилению отклонений у подростков (близорукость), ухудшению их нервнопсихического здоровья («патологизирующие роли родителей»), развивают гиперпротекцию (расширение родительских чувств» или «предпочтение детских качеств»), эмоциональное отвержение («пpoeкция нежелательных качеств»).
Нарушение механизмов интеграции в семье, выраженное в неразвитости родительских чувств, предпочтении мужcкиx или женских качеств в ребенке, приводят соответственно к гипопротекции или эмоциональному отвержению.
Нарушение системы взаимного влияния членов семьи, воспитательная неуверенность родителей или страх утраты ребенка - чревато гиперпротекцией в воспитании.
Нарушения взаимоотношений в семье, ошибки в восприятии членами семьи друг друга влияют на развитие у подростков ситуативных нарушений поведения, неврозов и неврозоподобных состояний на фоне акцентуаций характера, патохарактерологических формирований, определяют динамику психопатий. В свою очередь, аномалии поведения подростков приводят К ломке жизненных стереотипов у родителей, их невротизации, эмоциональной неустойчивости.
Чтобы разорвать этот порочный круг, нужна работа со всей семьей - как с родителями, так и с подростками.
Этапы семейной терапии при акцентуациях характера у подростков следующие:
I этап - диагностический
(включает личный анамнез и
анамнез семьи глазами
II этап - ликвидация семейного конфликта (заключается в установлении эмоционального контакта, эмоциональном отреагировании, ликвидации напряженных отношений в семье, в односторонних встречах);
III этап - реконструктивный
(включает совместное
IV этап - поддерживающий (включает консультирование психолога с целью поддержания новых форм взаимодействия, достичь которых удалось в ходе семейной психотерапии).
Показанием к семейной терапии являются все виды нарушений поведения за исключением аномалий характера, биология которых связана с различными типами семейной дезорганизации и неправильного воспитания. Для установления контакта с подростками психологу следует придерживаться позиции партнерства, серьезного отношения, доброжелательности, отсутствия директивности, опоры на референтных лиц и осведомленности об интересах и склонностях подростков. У родителей необходимо снимать излишние опасения, тревоги и напряженность.
При выявленных акцентуациях желательно учесть, что гипертимы, неустойчивые, конформисты, эпилептоиды и лабильные лучше реагируют на тон «старшего товарища и врача»; «тон строгого родителя и педагога» подходит конформным и неустойчивым подросткам. Лабильные хорошо реагируют на сочувствие, позицию «опекающего друга». Сензитивные и шизоидные подростки трудны в контакте и принимают только позицию «стороннего наблюдателя, готового прийти на помощь». Истероидным нужен и «потворствующий родитель», поощряющий действительно положительные действия. С эпилептоидом надо говорить прямо и откpытo и препятствовать его стремлению доминировать над всеми в группе. Циклоидные в позитивной фазе нуждаются в строгом отношении, а в негативной - «опекающем друге». Нужна определенная тактика и в отношении родителей. С типом «потворствующая гиперпротекция» можно конструктивно обсуждать проблемы после их выслушивания. При типе «доминирующая гиперпpoтeкция» надо действовать через лидера семьи. При «жестоком обращении» нужен намек психолога на знание им истины, которая скрывается родителями. В других случаях терапия неэффективна, в этом типе семейной терапии рекомендуется использовать различные методики.
Информирование родителей о психологических и возрастных особенностях подростка, способствует осознанию ими причин девиантного поведения ребенка, делающегося конфликтным и трудновоспитуемым. Обращение к «Я - образу подростка» родителей позволяет провести параллель между особенностями поведения родителя-подростка и ребенка-подростка. Как правило, родители, сравнивая, находят не только различия в поведении, но и видят много общего в своем поведении в детстве и в поведении взрослеющего ребенка. Это приводит родителей к пониманию и принятию индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка, мотивирует на осознанное изменение отношений с ним, представляет возможным прогнозирование последствий собственных действий на поведение ребенка в будущем.
Таким образом, родители выступают инициаторами изменений отношений с подростком в соответствии с его возрастными потребностями и индивидуальными особенностями. Эффектом таких изменений является снижение количества конфликтных ситуаций, достижение взаимопонимания, появление возможности принимать участие в жизни ребенка. Родители целенаправленно и поэтапно создают ситуации, где ребенок может проявить свою самостоятельность, сделать выбор и принять решение, где обозначается поле его ответственности за результат собственных действий. Со стороны родителей структурируется система требований, запретов, разрешающих действий и санкций.
С этой целью эффективна в практике консультирования таблица «4-х цветовых зон» предложенная Д. Элиумом и модифицированная схема, предложенная в трансактном анализе Э. Берном. Снизить конфликтность и эмоциональную напряженность в детско-родительских отношениях помогает использование техники «Я-сообщения». В практике психологического консультирования положительную динамику дают бланковые методики предложенные Мониной и Лютовой - «Как я справляясь со своим гневом?», «Как я решаю конфликты с…», они позволяют подростку в форме игровой процедуры освоить конструктивные способы разрядки гнева, саморегуляции, выбрать и проанализировать стратегию поведения в конфликтной ситуации. На закрепление положительной динамики изменения отношений в детско-родительской паре используются арт-терапевтические методики «совместное рисование», «ассоциации», «сказкотерапия».
Информация о работе Психологическое консультирование подростков