Психологическое консультирование подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Шашенко,курс,консультрование подростков,60%.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

В процессе консультирования на начальном этапе знакомим родителей  с указанными выше схемами и показываем способ применения их на практике, затем отслеживаем эффекты и динамику изменений детско-родительских отношений, анализируем причины низкой эффективности техники, проводим корректировку. На следующем этапе знакомим с данными техниками подростка, дополнительно обучаем его приемам саморегуляции. На протяжении определенного времени (в каждом отдельном случае временные рамки разные в среднем 1-3 месяца) семья  выполняет инструкции в форме домашнего задания и приходит на промежуточные консультации для обсуждения результатов изменений. Психолог завершает работу с клиентами тогда, когда они достигнут желаемого результата, устраивающего обе стороны и родителей и подростка.

Редко замотивированным на решение конфликтных ситуаций с взрослыми, является сам подросток. Установление контакта и взаимодействия с данным клиентом начинается с организации рефлексивного анализа ситуации, в которой оказался подросток. Обсуждается вопрос о том, как он воспринимает данную ситуацию? В чем видит проблему? Подросток нуждается в эмоциональной поддержке взрослого-психолога, почувствовав, что его принимают и понимают, он вступает во взаимодействие с консультантом. Рассмотрев позитивные аспекты ситуации, ресурсы и дефициты личности подростка, переходим к осознанию подростком проблемной ситуации, заявленной родителями, и переводим эту проблему в плоскость персонификации (принятие проблемы как своей собственной, а не внешней). На следующем этапе рассматривается вопрос о том, что может сделать подросток, чтобы изменить ситуацию. Что может, по его мнению, сделать родитель? Рассматриваются возможные варианты решения проблемы, совместно с подростком осуществляется выбор приемлемых для него на данный момент альтернатив в изменении  поведения (в плане самовоспитания, самоопределения, самореализации, готовности взять ответственность за последствия своих действий). Таким образом, формируется «образ взрослого».  С подростком заключается договор на определенный срок (на 10-12 дней), дается домашнее задание, например, предлагается понаблюдать как изменится ситуация если….. он будет действовать по предложенному на консультации плану. Назначается время повторной встречи, на которой будут обсуждаться положительные эффекты изменений во взаимоотношениях с родителями, анализироваться причины трудностей в реализации поставленных задач.

Новое личностное качество становится основой нового поведения ребенка в кризисный период развития. Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя, формируется мировоззрение. Для подростка очень важна поддержка близких родственников, отсутствие критики, подбадривание, стоит чаще подчеркивать его успехи. Для того чтобы лучше понимать своего взрослеющего ребенка, каждому родителю необходимо знать о взаимодействии психологических и физиологических причин и проявлений подросткового кризиса, а также освоить эффективные техники общения с взрослеющим подростком.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подросток стремится  к самостоятельности, отделению  от родителей, обретению своего места  в мире, познанию себя. Ограничение  его деятельности, отсутствие перестойки взаимодействия в семье в сторону предоставления подростку большей ответственности, самостоятельности в принятии решений отрицательно влияет на поведение и чувства подростка. Он может еще больше отдалиться от родителей, впасть в депрессию, уйти из дома и т.п.

Поэтому родителям и  психологам особенно важно при общении  с подростком перейти на партнерские  отношения, уважать его личность и стремление быть взрослым.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алешина Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 1992.

2. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства у детей. - М., 2000.

3. Безруких М. М. Леворукий ребенок в школе и дома. — Екатеринбург, 1998.

4. Ветер А. Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. — М., 1993.

5. Выготский Л. С. Проблемы детской (возрастной) психологии. — М., 1984.

6. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопр. психол. — 1996. — № 3.

7. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. — М., 1978. — С. 4—51.

8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М., 1993.

9. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. — М., 1982. — Гл.2.

10. Кле М. Психология подростка. — М., 1992.

11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997. — С. 54—60.

12. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

13. Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага, 1984.

14. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. — М., 2002.

15. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

16. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М., 1983.

17. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А.Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М., 1990.

18. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 1993.

19. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М., 1968.

20. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С.Лейтеса. — М., 1996. - С. 10-86; 215-233.

21. Психология подростка / Под. ред. Реана А.А. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2007.

22Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989. - С. 144-166.

23. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1991.

24. Ремшмит X. Психология подросткового и юношеского возраста. — М., 1994.

25. Семья в психологической консультации / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - М., 1989. - Гл. 2.

26. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопр. психол. — 1994. — № 6.

27. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. — М., 1988. — Гл. 1.

28. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.

29. Эльконин Д.Б. Избранные труды. — М., 1998.  

30. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. — М., 1996. 




Информация о работе Психологическое консультирование подростков