Психологическое консультирование подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - выявить особенностей психологического консультирования подростков.
Объект: особенностей психологического консультирования.
Предмет: консультирование подростков.
Задачи исследования:
1. рассмотреть особенности подросткового возраста;
2. изучить понятие психологического и личностного консультирования;
3. Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Подростковый возраст 4
1.1 Особенности подросткового возраста 4
1.2. Понятие психологического консультирования 7
2. Особенности консультирования подростков 9
2.1 Особенности консультирования подростков 9
2.2 Личное консультирование подростков как вид психологической помощи 16
3. Психологическое консультирование подростков 25
3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре 25
3.2 Первая встреча с клиентом 26
3.3 Структурирование времени консультирования 28
3.4 Диагностика: "за" и "против" 29
3.5 Завершение консультирования 30
3.6 Оценка результатов консультирования 31
3.7 Особенности психологического консультирования взаимоотношений родителей с подростками 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

Шашенко,курс,консультрование подростков,60%.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)

Одной из первоочередных задач для себя я считаю определение  специфики и границ различных  видов психологической помощи, уточнение  понятий «консультирование», «психотерапия», «коррекция».

Я предлагаю различать психолого-педагогическое, профессиональное, семейное и личностное консультирование. Первые три вида консультирования достаточно подробно и квалифицированно описаны в специальной литературе [21; с. 189]. По моему мнению, имеет смысл выделить личностное консультирование как вид психологической помощи, адресованной тем, кто испытывает трудности в самореализации: в достижении целей, удовлетворении тех или иных потребностей, принятии решений.

Если человек обращается за помощью к психологу-консультанту, тот помогает ему преодолеть трудности, изменить что-то в реальности, в которой они возникают. Человек обращается к психологу, когда в той или иной мере осознает свои трудности и может описать их. 
С максимальной осторожностью я позволю себе определить, что такое психотерапия и чем она отличается от личностного консультирования. Психотерапия – психологическое воздействие одного человека на другого для лечения организма, психики и разрешения его проблем. 
Опыт детского и семейного психотерапевта, анализ различных школ и подходов привели меня к определению собственной позиции. Суть ее в следующем. Объектом детской и семейной психотерапии являются личностные проблемы детей, проблемы родительско-детских отношений, проблемы супружеских отношений, личностные проблемы родителей. 
В качестве личностных проблем взрослых и детей выступают внутренние конфликты, препятствующие их нормальной жизнедеятельности (учению, игре, общению, труду). Внутренний конфликт возникает из-за несоответствия между актуальной потребностью и возможностью ее удовлетворения.

В зависимости от степени  дезинтеграции личности целесообразно  различать ядерные (центральные) конфликты  и периферийные. Ядерный конфликт определяет все поведение человека, а периферийный – в значимых для  него ситуациях. Ядерные конфликты чаще всего не осознаются человеком, а периферийные либо осознаются, либо близки к осознанию.

Внутриличностные конфликты  детей и взрослых – и причина  и следствие конфликтов между  родителями и детьми, между супругами, между родителями и прародителями, между сиблингами (братьями и сестрами) и т.д. Именно эти конфликты и становятся проблемами родительско-детских, супружеских и других отношений в семье. 
В качестве примера приведем один из наиболее распространенных ядерных конфликтов человека: базальный конфликт между желанием быть любимым и страх не получить этой любви. Такой конфликт обычно закладывается в дошкольном детстве, а на его основе в младшем школьном возрасте развивается другой – желание быть компетентным и страх не добиться этого. В подростковом возрасте к ним присоединяется еще один, когда потребность в признании со стороны сверстников не реализуется. В юношеском возрасте довольно часто возникает конфликт между потребностью быть любимым и тревогой, что это недостижимо. У взрослого человека вершиной такого «конфликтного дерева» будет конфликт между желанием любить и страхом не осуществиться в любви. Разумеется, здесь описана структура личности невротика. 
Периферийные конфликты могут быть связаны с ядерными или возникать ситуативно (при перемене места жительства, профессии, образа жизни, в критических ситуациях и т.д.). Задача психотерапевта – помочь человеку в решении его проблем. Психотерапевт делает это вместе с клиентом (или пациентом, если он лечит больного), работая в масштабе всей его личности, в системе его взаимоотношений с окружающими или даже со всем миром. Психотерапевт стремится вызвать такие изменения в личности клиента, которые приведут к решению его проблем.

Личностное консультирование и психотерапия тесно взаимодействуют. В психотерапии родительско-детских отношений возможны случаи, когда психолог работает с проблемами матери и трудностями сына-подростка. Старшие подростки неохотно допускают психолога в свой внутренний мир, стараются избегать глубокого контакта, но с готовностью просят помощи в налаживании отношений с родителями. Если, например, проблема матери – ее конфликтное отношение к сыну, то трудность сына в том, что мать не принимает его образ жизни (на самом деле она не принимает его личность в целом).

В процессе психотерапии личностных проблем подростка возникает необходимость в личностном консультировании. Это бывает в тех случаях, когда подростку нужно получить совет психолога, как вести себя в конкретных ситуациях общения.

Нередко в практике личностного  консультирования во время обсуждения психологом трудностей клиента между ними устанавливаются хороший контакт и более доверительные отношения, помогающие клиенту обнаруживать свои подлинные проблемы. Переход личностного консультирования в психотерапевтический процесс наблюдается в практике телефонов доверия, семейных консультаций.

Тесно связаны с личностным консультированием и другие виды консультирования. Когда родители подростков обращаются в консультацию за разъяснением, в чем состоит особенность  подросткового возраста, хотят получить совет, как воспитывать подростка, какие формы поощрения и наказания можно применять, они, как правило, просят помощи в преодолении своих личностных трудностей, связанных с конфликтами в семье.

Психолого-педагогическое консультирование, как и профессиональное консультирование подростка, может стать первоначальным этапом личностного консультирования. Если у подростка, беседующего с психологом о своих учебных трудностях, возникает доверие к нему, он решается попросить у него совета, обсудить с ним трудности другого рода: в общении с одноклассниками, родителями, самим собой. В беседе с психологом о выборе профессии, анализируя свои склонности и интересы, подросток нередко расширяет рамки консультации и обращается к психологу со своими трудностями в самых разных сферах жизни. 
Если подростку не с кем посоветоваться, а к школьному психологу или профконсультанту. Он чувствует доверие, его обращение за помощью в разрешении учебных трудностей или в выборе профессии будет лишь поводом для серьезного разговора. В таких случаях психологу следует понять истинный мотив обращения подростка и перестроить установку с диагностической на помогающую.

О позиции психолога, обсуждающего с подростком его личностные трудности, стоит сказать особо. Прежде всего психолог не родитель не учитель. Он не воспитывает, научит, не разъясняет нормы поведения, не осуждает и не оценивает. Адекватна задаче помощи его позиция принятия. 
Только с позиции принятия психолог способен помочь подростку осмыслить то, что мешает ему самореализоваться, и одолеть препятствия в достижении цели. Психолог принимает подростка независимо от того, что бы он ни говорил, какие бы проступки ни совершал. Психологу мало преодолеть антипатию к асоциальному, необаятельному подростку или занять нейтральную позицию. Чтобы помочь подростку открыться, к нему необходимо проявить заинтересованное отношение [3;98]. 
Нуждающегося в помощи человека, тем более подростка, не обманешь даже талантливо сыгранным хорошим отношением. Только с позиции принятия, симпатизируя подростку, психолог может выразить свое отношение к проступку, к отрицательным действиям подростка. Тогда его слова и отношение будут иметь смысл для подростка. 
Подросток никогда не доверится психологу, если увидит в его глазах любопытство, аналитический азарт. Ему захочется поделиться с психологом, в глазах которого читается: «что с тобой?», а не «какой ты?». 
Психолог поможет подростку разобраться в сложностях его жизни, если установит верную дистанцию, не станет фамильярничать, искать с ним приятельства, но и не будет заноситься, демонстрировать свое превосходство. Однако инициатива в общении всегда у психолога. Он чувствует, как следует говорить с робким или, наоборот, дерзким, как помочь выразить себя неуверенному или направить в нужное русло безудержного говоруна.

Помогая подростку преодолеть его  личностные трудности, психолог оказывает  ему поддержку. Я обычно определяю поддержку как «энергетизирующее сочувствие», имея в виду, что психолог выражает клиенту свое искреннее сочувствие в такой форме, что тот воспринимает его как подтверждение своей личности в целом. 
Когда подросток делится с психологом, он рассчитывает на прямой совет. Лучше всего давать «развивающий» совет, т.е. такой, чтобы он предполагал некоторый диапазон «возможных действий и побуждал подростка самостоятельно искать оптимальный ход. Кроме «развивающего» совета можно сообщить подростку «развивающую» информацию: знания, которые позволят ему действовать наиболее адекватно.

Если ситуация требует совместного  принятия решения, психолог делает это  максимально тактично. Он не навязывает подростку своего мнения, он не директивен и вводит свои соображения с помощью слов «по-моему», «а что если». Не надо думать, что недирективный взрослый воспринимается подростком как неуверенный. Сложность состоит в том, чтобы за осторожными высказываниями обнаружить свою твердость и определенность позиции, а предоставляя подростку свободу, косвенно подсказать ему оптимальное решение.

Опыт психологов-практиков свидетельствует  о том, что эффективная работа с детьми и подростками возможна при наличии определенных условий. Чтобы войти во внутренний мир  подростка, необходимо отчетливо представлять особенности социального контекста развития этого подростка, «качество жизни» и ее реалии: состояние медицины, экологии, институтов семьи и школы, социальный, экономический, политический аспект современного ему бытия. 
Ввиду огромной миграции населения в нашей стране психологу следует принимать во внимание культурную специфику развития подростка (обычаи, верования, домашний уклад, способы коммуникаций). Очень важно учитывать маргинальность подростка, если он живет в инородной среде.

Для любого психолога-практика, работающего с детьми и подростками, обязательны психологическая грамотность, умение применять знания возрастных особенностей детей и подростков, их индивидуальных различий (темперамента, характера) в своей работе. И психотерапевт и психолог-консультант общаются не с представителем пола или возраста, не с носителем тех или иных черт, а с уникальным индивидом, неотторжимым от среды его обитания (школа, семья, улица) и находящимся в определенной системе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Подросток в каждый момент жизни несет в себе и свое прошлое, и свое будущее. Умение видеть подростка в истории его развития, во временной перспективе – одно из важнейших профессиональных качеств психолога-практика.

К личностному консультированию в полной мере приложимы три главных принципа психологической помощи: добровольность, конфиденциальность, ответственность.

Обычно первый раз  подросток приходит не по своей воле: его либо направляют учителя (если это происходит в школе), либо приводят родители, так что принцип добровольности соблюдается только при второй встрече. Чтобы подросток вторично сам обратился к психологу или согласился прийти с родителями, нужны все перечисленные выше условия. Учителя и родители ни в коем случае не должны запугивать подростка посещением психолога. Нельзя допустить, чтобы визит к психологу подросток воспринимал как наказание, ждал нотаций, поучений, боялся диагноза. При отрицательной установке подростка психологу вряд ли удастся разговорить его.

Подросток должен быть уверен, что психолог не использует против него то, что он сообщит ему на приеме, что содержание их бесед  не станет известно учителям, родителям, одноклассникам. Полученной информации можно передать ровно столько, сколько это необходимо для блага подростка, обязательно получив его предварительное согласие.

Психолог-консультант  остается в рамках научной психологии. Он не прибегает к эзотерическому знанию, астрологии, дианетике, не воздействует на карму и т.д. Он не становится для подростка гуру, всезнающей харизматической личностью, не заменяет ему пастыря. Он любящий взрослый, старший друг.

Большая ответственность  лежит на психологе, когда он встречается  с личностными трудностями подростка. За все, что сообщает подростку психолог, за советы, рекомендации, за явно или неявно транслируемые подростку ценности и смыслы, за чувства и настроения, которые он вызывает, психолог несет ответственность: профессиональную (перед сообществом), юридическую (перед законом) и личную (перед своей совестью).

3. Психологическое консультирование подростков

 

3.1 Психологическое консультирование подростков в детско-родительской паре

 

Важным вопросом в  практике консультирования  семьи  является вопрос относительно  определения области консультирования и психотерапии. Область консультирования затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Область психотерапии стремится к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности.

 Специфическими чертами  психологического консультирования, отличающие его от психотерапии  являются следующие особенности  - консультирование ориентировано:

- на клинически здоровую личность;

- на настоящее и будущее клиентов;

- на краткосрочную помощь;

- на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

- на ценностное участие консультанта;

- на изменение поведения и развитие личности клиента.

Структурирование консультирования.

Процесс консультирования может быть условно структурирован на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец.

Структурирование означает организацию отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования и оценку их результатов, а также предоставление клиенту информации о процессе консультирования. Закончив один этап, мы вместе с клиентом обсуждаем результаты, формулируем выводы. Необходимо убедиться, что оценки результатов данного этапа консультантом и клиентом совпадают.

Структурирование происходит в течение всего консультирования. Каждый новый этап начинается с оценки того, что достигнуто. Это способствует желанию клиента активно сотрудничать с консультантом, а также создает возможность в случае неудачи на отдельном этапе вновь вернуться к нему. Таким образом, суть структурирования — участие клиента в планировании процесса консультирования.

 

3.2 Первая встреча с клиентом

 

Первая встреча начинается со знакомства.  Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи.

Тревога и напряжение мешают клиенту говорить. Если консультант  видит явное напряжение клиента, полезно обозначить и прокомментировать это состояние: "Вы очень озабочены" или "Вы кажетесь испуганным". Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения.

Иногда клиент боится оценки, диагноза, беспокоится из-за возможного выявления нарушений  психики. Чтобы это выяснить, консультант может спросить: "Некоторые люди боятся обращаться к психологам и психотерапевтам, предполагая, что их примут за душевнобольных. А Вы испытываете подобное беспокойство?". Беспокойство такого рода следует устранить в начале беседы. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить, что большинство людей обращается к психологам и психотерапевтам из-за жизненных проблем, а их нельзя считать болезнями.

Правильное объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и клиента корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. Тревогу можно уменьшить, просто попросив клиента удобно расположиться в кресле и расслабиться.

Информация о работе Психологическое консультирование подростков