Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53

Заключение
73

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

валентина диплом.docx

— 476.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

Введение

3

1

Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе

6

1.1

Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе

6

1.2

Сущность готовности дошкольника к обучению в школе

15

1.3

Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада

28

2

Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения

40

2.1

Организация и методика исследования

40

2.2

Диагностико-коррекционная программа

53

2.3

Интерпретация результатов исследования

53

 

Заключение

73

 

Список использованной литературы

75

 

Приложение А

78





 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.

Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Сегодня в науке и практике дошкольного образования обсуждается ряд приоритетных направлений, актуализирующих проблему организации предшкольной подготовки дошкольников:

  1. создание оптимальных условий для развития дошкольников с учётом их возросших возможностей в ситуации современного социума (М. М. Безруких, И. Т. Бутозов, Н. Д. Горелик, Н. И. Гуткина, Е. С. Дёмина, О. М. Дьяченко и др.);
  2. сохранение детства как особого мира жизнедеятельности ребёнка и возможности ограждения его от негативного влияния современного общества (И. Д. Демакова, Р. П. Ефимкина, Е. А. Козырев, К. Л. Печора, Д. И. Фельдштейн и др);
  3. разработка и реализация инновационных воспитательно-образовательных комплексов, способствующих формированию готовности ребёнка к обучению в современной общеобразовательной школе (А. А. Бральгина, Н. Ф. Виноградова, М. И. Волошкина, В. И. Ковалько, М. М. Маханева, Т. М. Чурекова, И. Е. Ядрихинская и др.);

4) повышение квалификации педагогов, работающих с дошкольниками (О. М. Дьяченко, М. В. Ермолаева, Р. П. Ефимкина, В. Г. Климов, Т. А. Котова, Т. И. Шалавина и др.);

5) объединение усилий основных социальных институтов (ДОУ-семьи-школы) в воспитании и образовании дошкольников (Н. Ф. Виноградова, Т. А. Данилина, Т. А. Журбенко, М. В. Зиновьева, К. Е. Игошев и др.);

6) учёт индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста при подготовке к школе (А. А. Бударный, Ю. 3. Гильбух, 3. В. Дощицина, Н. А. Карпушина, Л. И. Новикова и др.).

Позиции большинства учёных сходятся в необходимости выявления и формирования готовности ребёнка к обучению в школе. Актуализация проблематики в области дошкольного образования обосновывается появлением в социуме «нового» отношения к детству, потребности к поиску наиболее эффективных вариантов и способов организации обучения ребёнка дошкольного возраста в разных видах образовательных учреждений, реализующих предшкольное образование.

Актуальность нашего исследования объективно вытекает из необходимости разрешения противоречия, существующего сегодня в социуме: между объективными требованиями общества к согласованной деятельности основных социальных институтов (ДОУ – семьи-школы) по формированию готовности дошкольников к обучению в школе и неразработанностью научно обоснованного и реально функционирующего воспитательно-образовательного комплекса, регламентирующего деятельность ДОУ на ступени предшкольного образования, где данный процесс формирования готовности ребёнка к обучению осуществлялся бы с учётом сохранения детства как природного феномена данного возраста.

Необходимость разрешения выявленного противоречия позволила сформулировать проблемуисследования: какова эффективность педагогических условий, обеспечивающие формирование готовности дошкольников к обучению в школе.

Актуальность проблемы исследования, практическая востребованность её решения и необходимость разрешения указанного выше противоречия определили выбор темы диссертационного исследования «Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе».

Кроме того, само понятие «готовность» дошкольника к обучению в школе не имеет однозначного толкования и требует терминологической унификации, так как содержит ряд компонентов и показателей оценки степени готовности: физиологической, психологической, социальной, интеллектуальной (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. А. Козырева, А. Г. Хрипкова, Л. А. Ясюкова и др.).

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить программу формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Задачи исследования:

1) раскрыть сущность готовности дошкольника к обучению в школе и его основные компоненты;

2) определить педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению  в школе;

3) разработать и экспериментально апробировать программу формирования готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения;

4) разработать  методические рекомендации по  подготовке дошкольников к обучению  в школе.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования: предшкольная подготовка дошкольников к обучению в школе.

Гипотеза: Если определены и реализованы педагогические условия осуществления предшкольной подготовки, то подготовка дошкольников к обучению в школе будет эффективной, так как разработана программа формирования готовности к обучению в школе у дошкольников с учетом данный условий.

Новизна исследования:

- определены педагогические условия осуществления обучения и воспитания дошкольников в ДОУ, включающие: разработку и реализацию воспитательно-образовательного комплекса, формирующего готовность дошкольников к учебному процессу в школе;

-преемственность в реализации содержания воспитательно-образовательных программ дошкольного и начального образования; сотрудничество основных социальных институтов (ДОУ-семьи-школы); реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к формированию готовности ребёнка к обучению в начальной школе;

- разработана  программа формирования готовности к обучению в школе у дошкольников.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что раскрыта сущность готовности дошкольника к обучению в школе и его основные компоненты,  определены педагогические условия формирования готовности дошкольников к обучению  в школе.

Практическая значимость: разработана программа формирования готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения.

Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, тестирование, эксперимент.

База экспериментального исследования: дошкольное образовательное учреждение «ясли – сад № 25 санаторного типа для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции малыми и затихающими формами туберкулёза» г. Павлодара.

 

1Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе

 

 

1.1 Значение предшкольной подготовки  детей к обучению в школе

 

К концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иначе, у него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Следует подчеркнуть, что эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходя сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия. Давно замечено, что так называемые «неорганизованные» дети, если в семье не созданы необходимые условия, отстают в своем развитии от сверстников, посещающих детский сад.

Некоторые авторы предлагают отказаться от задачи подготовки дошкольников к школе, так как это, по их мнению, «отрицает самоценность проживания эпохи детства". С этим трудно согласится. Во-первых, любой период жизни человека обладает самоценностью и уникальностью. Во-вторых, психическое развитие это стадиальный процесс, имеющий кумулятивный (накопительный) характер. Это значит, что переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки – возрастные новообразования. Если к концу возрастного периода они не сформированы, то в этом случае говорят об отклонении или задержке в развитии. Следовательно, подготовка ребенка к школьному периоду развития  - одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. В-третьих, главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка [1]. 

Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить целостное гармоническое развитие детей этого возраста. 
Как показывает практика, формирование и объективная оценка требуемого уровня школьной готовности невозможны без активного участия  воспитателей и родителей, а для этого им необходимы определенные знания об особенностях детей старшего дошкольного возраста, способах формирования школьной готовности и возможных трудностях в начале школьного обучения. Для того чтобы ответить на наиболее часто возникающие вопросы родителей будущих первоклассников, помочь им правильно организовать занятия с дошкольниками можно организовать систему мероприятий в виде групповых (родительские собрания, «круглые столы», организационно-деятельностные игры и др.), индивидуальных (собеседования) консультаций, привлечь  к работе с родителями дошкольного психолога.

Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Знания и представления об окружающем мире ребенок может усваивать самыми различными способами: манипулируя с предметами, подражая окружающим, в изобразительной деятельности и в игре, в общении со взрослыми. Какой бы деятельностью ребенок ни занимался, в ней всегда присутствует элемент познания, он постоянно узнает что-то новое о тех предметах, с которыми действует. Важно помнить, что при этом перед ним не стоит специальная задача познания свойств этих предметов и способов действия с ними, перед ребенком стоят другие задачи: нарисовать узор, построить из кубиков домик, вылепить из пластилина фигурку животного и т. д., получаемые при этом знания являются побочным продуктом его деятельности [2,3].

Деятельность ребенка принимает форму учения, учебной деятельности тогда, когда приобретение знаний становится осознаваемой целью его активности, когда он начинает понимать, что выполняет те или иные действия для того, чтобы научиться чему-то новому.В современной массовой школе обучение имеет классно-урочную форму, при этом деятельность учащихся определенным образом регламентирована (учащийся обязан поднимать руку, если хочет ответить или спросить о чем-то учителя, необходимо вставать при ответе, во время урока нельзя ходить по классу и заниматься посторонними делами и т. п.). В недавнем прошлом в дошкольных учреждениях подготовка детей к школе и формирование учебной деятельности сводились к выработке у детей навыков школьного поведения на уроке: умения сидеть за партой, «правильно» отвечать на вопросы педагога и др. Разумеется, если дошкольник поступает в первый класс школы, работающей по традиционной системе, навыки учебной работы ему необходимы. Но не это главное в формировании готовности к учебной деятельности. Основным отличием учебной деятельности от других (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. При этом дошкольник может сидеть за партой или на ковре, обучаться индивидуально или в группе сверстников. Главное - он принимает учебную задачу и, следовательно, учится. Следует обратить внимание, что содержание обучения в первом классе и в подготовительной и старшей группах детского сада во многом совпадает. Так, например дети старшей и подготовительной группы достаточно хорошо владеют звуковым анализом слова, знаю буквы, владеют счетом в пределах 10, знают основные геометрические фигуры. Фактически в первое полугодие обучения в школе знания, которые получают учащиеся на уроке, большей частью были им известны еще в дошкольный период. В то же время наблюдения за адаптацией выпускников детского сада к условиям школы показывают, что первое полугодие в школе самое трудное. Все дело в том, что в основе усвоения знаний в условиях массовой школы лежат другие механизмы, чем это было раньше в привычных для ребенка видах деятельности. В школе овладение знаниями и умениями является осознанной целью деятельности учащегося, достижение которой требует определенных усилий. В дошкольный период знания усваиваются детьми в большей частью непроизвольно, занятия строятся в занимательной для ребенка форме, в привычных для него видах деятельности [5].

Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе