Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53

Заключение
73

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

валентина диплом.docx

— 476.60 Кб (Скачать файл)

Рецензенты данной программы:

Ердембеков Б.А., доктор филологических наук, декан психолого-педагогического факультета СГПИ

Нурсеитова С.Г.– заведующая ясли-садом №9 «Айголек» г. Семей.

Авторский коллектив:Дрыгина Т.А., Корчевская Г.Г., Татаурова Н.Л., Тирская И.А., Шелипова С.И..

[31Программавоспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста«Біз мектепке барамыз». – Астана, 2009. – 72 с.].

Программа для детей 5-6 летнего возраста определяет базисное содержание дошкольного образования, обеспечивающее развитие личности ребенка и его готовность к последующему школьному обучению. В основе программы предусмотрена ориентация на фундаментальные закономерности развития ребенка и обеспечение условий для его психического и физического роста.

Содержание программы направлено на реализацию целиобучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, предусматривающуюсоздание условий для раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, формирование системы знаний, способствующих разностороннему развитию личности, владеющей ключевыми компетентностями, базирующимися на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме.

Основные задачи:

- создание  комфортной предметно-развивающей  среды, способствующей формированию  важнейших ключевых компетентностей;

- формирование  опыта практической, познавательной, творческой и других видов  детской деятельности;

- привитие  общечеловеческих, культурных и  нравственных ценностей на основе  патриотических, культурно-исторических  традиций Казахстана;

- формирование  культуры межнациональных отношений  воспитанников в коллективе, являющейся  важным звеном в процессе гармонизации  межнациональных отношений в  полиэтническом и поликультурном  мегаполисе;

- использование  потенциала семьи, среды дошкольной  организации в целях развития  и воспитания ребенка в духе  общемировых и общенациональных  ценностей;

- совершенствование  качеств личности каждого ребенка  и их дальнейшее развитие в  целях успешного самоопределения, самовыражения и самореализации  в быстро меняющихся условиях  жизни;

- создание  благоприятного пространства для  полноценного физического развития  ребенка в целях формирования  здорового образа жизни;

- развитие  творческого потенциала, интеллектуальных  способностей каждого ребенка;

- формирование  готовности к школьному обучению.

Содержание и организация воспитания и обучения старших дошкольников 5-6 лет строится на главных педагогических принципах:

- культуросообразности,предполагающего использованиеценностей региональной, национальной и мировой культуры, культурно-средового подхода к организации деятельности в детском объединении;

- воспитывающего обучения, реализующегося в конкретной умственной и практической деятельности детей, которая развивает у них организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность;

- возрастного и индивидуального подхода,предполагающего выбор содержания, тематики, приёмов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей;

- системности, предусматривающегоотбор и преподнесение образовательного материала, обогащение содержания образования и воспитания;

- осознанности и активности, способствующего осознанному усвоению учебного материала, активизации умственных (познавательных) процессов у старших дошкольников;

- деятельностного подхода к организации образования и воспитания, направленного на включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности;

- гуманизации, предполагающего умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю;

- наглядности, способствующего восприятию и познанию окружающей действительности путем сочетания наглядных и эмоциональных технологий обучения;

- креативности, направленному на обучение творчеству, т.е. развитиюу дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Результатом развития и воспитания ребенка в старшем дошкольном возрасте является личность, обладающая ключевыми компетентностями, умеющая общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, владеющая основами физической культуры и здорового образа жизни, готовая к школьному обучению.

Программа включает пять образовательных областей и направлена на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, его ориентацию на последующее школьное образование.

Содержание каждой области предполагает формирование компетентностей:

- здоровьесберегающей;

- коммуникативно-языковой;

- познавательной;

- творческой;

- социальной.

Реализация содержания Программы предусматривает работу по основным тесно связанным образовательным областям, каждая из которых содержит самостоятельные разделы, имеющие свое целевое направление.

В образовательной области «Здоровье» определены задачи, содержание и условия педагогической работы, решение которых содействует укреплению здоровья детей, формированию сознательного соблюдения правил здорового образа жизни, совершенствованию функциональных возможностей детского организма, жизненно важных двигательных навыков, развитию физических и волевых качеств.

Образовательная область «Коммуникация» включает задачи и содержание работы по развитию связной речи, индивидуальных способностей старших дошкольников к речевой деятельности, умения строить содержательный монолог и диалог, демонстрировать речевое творчество с целью подготовки к овладению грамотой и письмом.

В образовательной области «Познание» выделены задачи, содержание и условия педагогической работы по расширению и обогащению ориентировок ребенка в окружающем мире; по развитию способности сравнивать, анализировать, обобщать, экспериментировать, моделировать, заниматься элементарной поисковой деятельностью; по овладению некоторыми способами природоохранной деятельности, навыками работы с различными источниками информации.

Образовательная область «Творчество» рассматривается в единстве формирования у ребенка эстетического отношения к миру и его художественного развития средствами народного, классического и современного искусства; формирования художественных способностей через детское творчество, интеграцию различных видов детской художественной деятельности.

Образовательная область «Социум» рассматривая социализацию как  процесс усвоения и дальнейшего развития у детей социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, предусматривает формирование трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, правил, социальных качеств личности.

Образовательная область «Социум» носит интегрированный характер и на основе реализации содержания четырех образовательных областей и организации разнообразной деятельности детей призвана сформировать у них навыки общения со взрослыми и сверстниками, способность к элементарному самоконтролю и саморегуляции. Центральное место отведено формированию культурных навыков, специфических знаний, выработке основ ролевого поведения и развитию социальных качеств личности, таких, как: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость, социальная гибкость.

При организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста необходимо способствовать воспитанию самостоятельности во время игр и занятий. В процессе режимных моментов, организованных видов учебной деятельности продолжать формировать привычки культурного поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Важно проводить комплекс мероприятий по укреплению здоровья, повышать их умственную и физическую работоспособность во всех видах деятельности, обеспечивать необходимые мероприятия по охране нервной системы детей, предупреждению утомления и переутомления, травматизма, совершенствовать навыки личной гигиены, культурно-гигиенические  привычки, навыки самообслуживания, обеспечивать четкое выполнение режима.

Оздоровление детей должно стать обязательной составной частью работы ДОУ любого типа. Данное положение должно найти отражение в документах всех уровней, регламентирующих деятельность дошкольных учреждений.

Ключевым фактором в улучшении медицинского обслуживания в ДОУ должны стать преемственность и взаимосвязь в работе поликлиники и образовательного учреждения как на этапе подготовки ребёнка к посещению ДОУ, так и в течение всего периода его пребывания в детском саду.

В период подготовки ребёнка к поступлению, как в образовательное учреждение полного дня, так и в группу кратковременного пребывания участковым педиатром проводится:

1) многофакторная (комплексная) оценка состояния здоровья ребёнка с учётом результатов обследования специалистами;

2) коррекция выявленных отклонений в состоянии здоровья и в развитии по результатам комплексной оценки;

3) определение готовности ребёнка к поступлению в образовательное учреждение, прогнозирование течения адаптационного периода, психолого - медико-педагогические назначения на период адаптации для родителей и персонала.

В период посещения ребенком, как образовательного учреждения полного дня, так и группы кратковременного пребывания участковый педиатр проводит:

1) мониторинг состояния здоровья детей с привлечением специалистов поликлиники;

2) выявление детей групп направленного риска и формирование общих и индивидуальных программ их оздоровления;

3) оценку эффективности проводимых мероприятий.

Перед поступлением ребёнка в школу необходимо:

1) прогнозирование течения адаптации ребёнка в школе;

2) формирование комплексных психолого-медико-педагогических рекомендаций на период адаптации.

При организации быта воспитанников учитывать возрастающую самостоятельность детей, способность к контролю за своим поведением и поведением товарищей, т.е. возможность уменьшения опеки со стороны взрослых. За счет сокращения времени на одевание, раздевание, еду, умывание высвобождать время для игр, труда детей, развития их движений, самостоятельной художественной деятельности детей.

В старшей группе увеличивается объем времени, отведенного для организованных форм учебной деятельности, усложняется программный материал. Для предупреждения утомления детей при изучении сложного по содержанию материала (грамота, математика, развитие речи) целесообразно проводить организованную учебную деятельность в первую половину дня. Необходимо широко использовать двигательные, игровые приемы, проводить физкультминутки. При выборе методов и приемов работы предпочтение отдавать тем, которые положительно воздействуют на эмоциональную и двигательную сферу ребенка.

Необходимо организовывать разнообразную самостоятельную художественную деятельность детей, включающую изобразительное творчество, игры-драматизации, инсценировки. На занятиях продуктивными видами деятельности привлекать детей к изготовлению оборудования, атрибутов для игр.

Игровая деятельность становится более разнообразной, дети осваивают назначение новых предметов и способы действия с ними, а также доступный пласт человеческих отношений. Перед воспитателем стоит задача использовать разные виды игр, создавать условия для развития творчества, самостоятельности, волевых качеств детей.

К концу пребывания в старшей группе у детей должен быть воспитан интерес к тем видам деятельности, которые особенно полезны им как будущим школьникам: к настольным и настольно-печатным играм, к рассматриванию игр и картинок, а так же к изготовлению самодельных книг, альбомов, к конструированию, лепке.

Большую роль играет создание развивающей среды, которая функционально моделирует развитие детской деятельности, открывает пространство для ориентировки и действия, отличается вариативностью и возможностью действовать в ней самим детям. Предметная среда призвана обеспечить развитие общения между детьми, детьми и взрослыми. Она должна способствовать физическому, социальному, эстетическому, познавательному воспитанию и развитию детей и быть функционально комфортной.

Необходимым условием успешного воспитания и развития старшего дошкольника является обеспечение сотрудничества педагогов с семьей.

Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования и является одной и приоритетных задач в подготовки детей к школьному обучению.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.  Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного  образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.

Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе