Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53
Заключение
73
Список использованной литературы
Таким образом, теоретический анализ литературы по проблеме исследования даёт возможность говорить о том, что психолого-педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению - это один из важнейших итогов развития в период дошкольного детства, так как:
1) Психологическая готовность к школе - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников;
2) К сожалениюк 6 - 7 годам не у всех детей сформированы компоненты готовности к школьному обучению. Необходимо формировать компонентыготовности к школе в подготовительной группе;
3) В настоящее время существует большое количество программ направленных на подготовку ребёнка к школе.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно выделить следующие педагогические условия осуществления предшкольной подготовки в ДОУ:
- разработку
и реализацию воспитательно-
- преемственность в реализации содержания воспитательно-образовательных программ дошкольного и начального образования;
- сотрудничество основных социальных институтов (ДОУ-семьи-школы);
- реализацию
индивидуально-
2 Формированиепсихологическойгот
2.1 Организация и методика исследования
В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий [39].
Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способности к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки [20].
Психолого-педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап - индивидуальное обследование, в процессе которого педагог наблюдает за деятельностью одного ребенка и фиксирует его устные ответы. Второй этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах.
Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет наблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время, нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов [24].
В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребенка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п.
Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) дается несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.
Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далекоидущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.
Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии [38].
Готовность ребенка к школьному обучению определяется системным обследованием состояния интеллектуальной, речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Каждая из этих сфер изучается рядом адекватных методик, направленных на выявление:
- уровня психического развития;
- наличия необходимых навыков и умений;
-состояния мотивационного отношения к школьному обучению.
До начала психолого-педагогической диагностики необходимо тщательно ознакомиться с характеристикой на ребенка из дошкольного учреждения, рисунками, поделками ребенка. Исследование начинается со знакомства с деятельностью ребенка в естественных условиях (во время игр, занятий, при выполнении трудовых поручений и т.д.)[21].
Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к педагогу необходимо провести беседу. Содержание ее должно быть направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых игр, занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения можно предложить интересную книгу, игрушку, постепенно входя в контакт с ребенком. В процессе обследования необходима спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.
Программа психолого-педагогического диагностирования включает следующие этапы:
а) Понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания важно установит, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее, а если нет, то делает ли попытки понимать;
б) Характер деятельности при выполнении задания. Важно установить выполняет ли ребенок предложенное задание с интересом или формально;
в) Обратить внимание на степень устойчивости интереса. Особое значение имеют такие показатели, как целенаправленность деятельности, способы решения предложенных ребенку задач, сосредоточенность и работоспособность ребенка, умение в случае необходимости пользоваться предложенной ему помощью;
г) Реакция ребенка на результаты, общая эмоциональная реакция на факт обследования. Фиксируются отношения к работе, реакции на похвалу или неодобрение. Эти наблюдения позволяют подойти к результатам обследования неформально, дают возможность проанализировать структуру деятельности ребенка, вскрыть ее особенности.
д) Нарушения речи фиксируются в процессе проведения психологического обследования. Детям с нарушением речи рекомендуется консультироваться у логопеда. Дети, обнаружившие по психическому развитию низкий и очень низкий уровень и составившие группу риска и группу педагогической озабоченности, проходят специальное дополнительное углубленное психоневрологическое обследование. Его результаты заносятся в карту индивидуального обследования ребенка на основе протоколов обследования [25].
Методические приемы для проведения диагностического обследования ребенка должно быть по возможности краткими - экспресс-методиками, удобными для быстрого изучения той или иной сферы личности ребенка. Диагностическое интервью не должно быть длительным и скучным. Необходимо применять разные модификации в соответствии с возрастом детей и задачами диагностики. Хорошо использовать с этой целью игрушки, бумагу, карандаши, фломастеры, т.к. дети не умеют описывать свои чувства, им легче их выразить в рисунках. После проведения первичного знакомства с ребенком, можно начинать собственно психодиагностическое обследование.
Для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению разработана система методик:
Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна –Иерасека [22]. Он содержит 3 задания:
1 Рисование фигуры человека;
2 Графическое копирование фразы из письменных букв;
3 Срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций.
Инструкция. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.
Методика состоит из трех заданий:
1) Срисовывание письменных букв;
2) Срисовывание группы точек;
3) Рисование мужской фигуры.
Ребенку дают лист бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой.
а) Копирование фразы «Ей дан чай»пример приведен в рисунке 1.
Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу «Ей дан чай», написанную письменными(!) буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов.
Инструкция. «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это нарисовать. Хорошенько посмотри, как это написано, и в верхней части листа (показать где) напиши также».
1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°.
2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна.
3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.
4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма.
5 балл - каракули.
Рисунок 1 – образец первого задания теста К. Ийрасека
б) Срисовывание группы точек пример приведен в рисунке 2.
Ребенку выдают бланк с изображением группы точек. Расстояние между точками по вертикали и горизонтали -1 см, диаметр точек - 2 мм.
Инструкция. «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же вот здесь» (показать где):
1 балл - точное
воспроизведение образца. Нарисованы
точки, а не кружки. Какие-либо
незначительные отклонения
2 балла - число
и расположение точек
3 балла - рисунок
в целом соответствует образцу,
не более чем вдвое превышая
его по величине в длину
и в ширину. Число точек не
обязательно соответствует
4 балла - контур
рисунка не соответствует
5 баллов - каракули.
Рисунок 2 – образец задания 2 теста К. Ийрасека
в) Рисунок человека (рисунок 3)
Инструкция: «Здесь (указать где) нарисуй какого-нибудь мужчину (дядю)». Никаких пояснений или указаний при этом не дается. Также запрещается объяснять, помогать, делать замечания по поводу ошибок. На любой вопрос ребенка нужно отвечать: «Рисуй так, как ты умеешь». Разрешается ребенка подбодрить. На вопрос: «Можно ли рисовать тетю?» - необходимо объяснить, что рисовать надо дядю. Если же ребенок начал рисовать женскую фигуру, можно разрешить ее дорисовать, а затем попросить рядом нарисовать мужчину.
Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе