Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53
Заключение
73
Список использованной литературы
После проведения данной методики мы получаем следующие результаты:
Высокий уровень: 4 ребенка
Средний уровень: 9 детей
Низкий уровень: 4 ребенка
Рисунок 10 - диаграмма диагностики по методики «графический диктант» в эксперементальной группе на констатирующем этапе
Таким образом, результаты исследования показали, что у старших дошкольников в эксперементальной группе преобладает средний уровень развития произвольности выполнения заданий, а также дети владеют знаково-символическими средствами и умением учитывать позицию другого человека.
Результаты психолого -педагогической диагности для обучения детей к школе в контрольной группе по методике «графический диктант» Д. Б. Эльконина представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей контрольной группе по методики «графический диктант»
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Итого баллов |
Уровень |
1 |
АликаровДиас |
6 |
средний |
2 |
Базылов Н. |
10 |
высокий |
3 |
Гришина Катя |
7 |
средний |
4 |
ЖалиеваДильназ |
10 |
Высокий |
5 |
Габдыл – самат М. |
4 |
Низкий |
6 |
Каиргельдинов Д. |
6 |
Средний |
7 |
Лейман Саша |
5 |
низкий |
8 |
Мухаметсиитова |
8 |
Средний |
9 |
Мынбаев Ж. |
9 |
Средний |
10 |
Новиков Витя |
7 |
Средний |
11 |
Оралбаев В. |
5 |
Низкий |
12 |
Сулейменов А. |
6 |
Средний |
13 |
Смагулов Аслан |
3 |
Низкий |
14 |
Свинина Нина |
9 |
Средний |
15 |
ТунабековМанат |
6 |
Средний |
16 |
Тареева Марина |
3 |
Низкий |
17 |
Шиманова О. |
10 |
Высокий |
Подведем итоги в контрольной группе по методики «графический диктант»:
Высокий уровень подготовленности к школьному обучению имеют 3 детей, средний уровень имеют 9 детей, а низкий уровень наблюдается у 5 детей.
Рисунок 11 – диаграмма исследования в контрольной группе по методики «графический диктант»
Таким образом, результаты диагностики позволили выбрать направления коррекционно-развивающей работы.
2.2 Диагностико-коррекционная программа
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных мероприятий для детей, имеющих средний и низкий уровни развития.
Нами была разработана программа на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе». Задания, включённые в программу, рассчитаны на детей 5,5 – 7 лет [24].
Цель - развитие мышления, развитие речи, способность к научению.
Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут.
Программа состоит из 17 заданий.
Задание 1. Истории в картинках
В этом задании предлагается две серии последовательных картинок, каждая серия содержит 3 картинки.
Первый сюжет «История о постройке башни» предлагается как вводное задание. При этом взрослый показывает ребенку на разложенные перед ним по порядку картинки, и сам рассказывает нарисованную историю, указывая каждый раз на соответствующую той или иной фазе рассказа картинку. Затем картинки убираются, а испытуемого просят повторить рассказ, который он только что слышал, но уже без зрительной опоры на рисунки. В случае необходимости экспериментатор может задавать наводящие вопросы.
Независимо от качества полученного рассказа исследователь кратко еще раз формулирует основное содержание сюжета. Применительно к данной истории это выглядит следующим образом: «Девочка построила башню из кубиков. Мальчик споткнулся, задел башню, и она упала. Поэтому девочка очень огорчена».
Рассказ испытуемого оценивается в баллах: максимальная оценка - 4, минимальная - 0. При оценивании обращают внимание на следующее: правильно ли отражены основные смысловые моменты, добавляются ли при рассказе второстепенные детали и какое внимание им уделяется (т. е. не затмевают ли они основную линию сюжета), не происходит ли мозаичное описание отдельных картинок без учета их взаимосвязи; особо выделяются случаи отказа от пересказа.
Вторая сюжетная серия картинок предлагается в качестве основного задания. Перед испытуемым раскладывают по порядку 3 картинки и просят его составить по ним рассказ. При этом никакая помощь ребенку не оказывается. После окончания рассказа картинки убирают и ребенка просят еще раз коротко повторить историю.
При оценивании ответа обращают внимание на те же моменты, что и в первой серии картинок при выполнении вводного задания.
Задание 2. Знание цвета
Перед ребенком кладут доску с различными 12 цветами и поочередно (в любом порядке) предлагают ему назвать тот или иной цвет. Максимальное количество баллов - 12.
Задание 3. Заучивание четверостиший
Ребенку предлагают выучить стихотворение, чтобы потом он мог дома рассказать его родным.
Сначала взрослый выразительно один раз читает все стихотворение, а затем начинается заучивание, для которого четверостишие делится на три части. Взрослый читает каждую часть отдельно, после чего ребенок повторяет ее. При наличии ошибок повторение одной части происходит максимум три раза, после чего переходят к следующему отрывку.
Максимальное количество баллов (6) выставляется только при полном правильном повторении всех трех частей стихотворения.
Задание 4. Знание предметов
Перед ребенком кладут 9 аппликаций, содержательно представляющих фрукты, овощи и цветы. Испытуемый должен назвать каждый предмет, причем при ответе «это цветок» экспериментатор просит уточнить название цветка (то же самое относится и к остальным группам предметов).
После того, как ребенок ответил на все вопросы, исследователь ещераз сам правильно называет все предметы. Максимальная оценка - 9 баллов.
Задание 5. Процесс счета
Используются те же 9 аппликаций, что и в задании 4. Ребенка спрашивают: «Скажи мне теперь, сколько тут лежит предметов?»
Если испытуемый не может прийти ни к какому решению или дает неправильный ответ, то ему подсказывают: «Ты можешь посчитать». При повторном неправильном решении предлагают: «Посчитай еще Раз». Больше никаких указаний для счета не дается, но целесообразно проверить, может ли ребенок считать, если указательный палец исследователя соскальзывает с предмета на предмет.
Максимальная оценка 5 баллов ставится при счете глазами без видимых моторных компонентов. Чем больше моторных компонентов (начиная от беззвучного движения губами и кончая дотрагиванием до предметов) употребляется при пересчете предметов, тем меньшее количество баллов получает испытуемый. В случае полного отказа от работы или неправильного решения ставится 0 баллов.
Задание 6. Числовой ряд
Всех детей, которые решили задание 5, просят: «Считай подряд, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь начинает считать: «1,2,3». Затем испытуемому предлагают начать считать самостоятельно сначала. При прекращении счета экспериментатор говорит: «Правильно, а какое число дальше?» При продолжении испытуемым счета прервать его на числе «22».
В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал. Соответственно максимальная оценка - 22.
Задание 7. Классификация предметов
Используются все те же 9 аппликаций, что и в предыдущих заданиях, соответственно представляющих фрукты, овощи и цветы, а также доска с изображенными на ней тремя корзинами (одна под другой).
Ребенку предлагают рассортировать все предметы по корзинам так, чтобы в верхнюю попали только фрукты, в среднюю - только овощи, а в нижнюю - только цветы.
Максимальная оценка - 9, означающая, что все предметы разложены по соответствующим корзинам.
В случае ошибок необходимо объяснить ребенку, что именно он неправильно сделал. Например, указать, что яблоко относится не к овощам, а к фруктам и т.д.
Задание 8. Восприятие количества.
Используются те же материалы, что и в задании 7, плюс лист однотонной бумаги.
В результате правильно выполненного задания 7 перед ребенком находятся три корзины, соответственно наполненные фруктами, овощами и цветами.
Нижнюю корзину (с цветами) закрывают листом бумаги, после чего испытуемого спрашивают: «Скажи, пожалуйста, сколько всего фруктов и овощей, вместе взятых, в этих двух корзинах?»
Если при подсчете ребенок ошибется, то необходимо предоставить ему еще одну или несколько попыток достичь правильного результата.
Если испытуемый считает только фрукты или только овощи, то те и другие следует вынуть из корзин и разложить перед ним в цепочку. Причем вначале между фруктами и овощами делается разрыв, если этот разрыв мешает ребенку воспринимать все предметы вместе как одно множество, то разрыв убирается, фрукты придвигаются к овощам, а ребенка опять просят сосчитать, сколько всего предметов.
Затем все то же самое проделывается в отношении всех трех корзин, то есть теперь испытуемому надо сосчитать, сколько всего вместе взятых фруктов, овощей и цветов во всех трех корзинах.
Максимальная оценка за все задание - 6 баллов: складывается из 3 баллов за первую часть задания в случае правильного решения без помощи и 3 баллов за вторую часть задания. При выполнении задания с помощью взрослого количество баллов уменьшается - чем больше оказанная помощь, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неправильном результате ставится 0 баллов.
Задание 9. Размещение фигур
В качестве экспериментального материала используются 3 карточки с нарисованными на них кругом, треугольником и квадратом, а также 9 вырезанных геометрических фигур, представляющих собой разнообразные круги, треугольники и квадраты.
Сначала проверяют, знает ли ребенок названия фигур, изображенных на карточках. Допустимо, если вместо «квадрат» он скажет «прямоугольник» или «четырехугольник». Если ребенок не знает названия фигуры, то ее следует назвать. Затем испытуемого просят объяснить, почему треугольник, четырехугольник и круг называются именно так. Предполагается, что в объяснении ребенок будет ссылаться на наличие и количество углов у фигуры. Если он не может сам этого сделать, то ему объясняют, что фигура называется треугольником, потому что у нее три угла (показать), четырехугольником - потому что четыре угла (показать), а круг - круглый.
Затем перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур, а несколько поодаль от них 3 карточки с нарисованными кругом, треугольником и квадратом. Ребенку предстоит выбрать из 9 фигур треугольники, четырехугольники и круги и положить их на соответствующие карточки.
Каждый этап работы оценивается отдельно. I этап - количество правильно названных нарисованных геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат); максимальное количество баллов - 3.
IIэтап - количество правильных объяснений названия той- или иной нарисованной геометрической фигуры; максимальное количество баллов - 3.
III этап - количество правильных наложений; максимальное количество баллов - 3.
Задание 10. Сравнение картинок
Экспериментальным материалом служат 4 пары картинок. В каждой паре картинки почти идентичны, но вместе с тем имеют некоторые различия, которые испытуемый должен обнаружить.
Если ребенок не может самостоятельно найти различия или называет несуществующие отличия, то ему оказывается помощь.
Каждая пара картинок оценивается по следующей шкале: правильное решение без помощи - 2 балла; с помощью - 1 балл; отсутствие решения - 0 баллов. Таким образом, за 4 пары картинок ребенок может получить максимально 8 баллов.
Задание 11. Воспроизведение четверостиший
В этом задании ребенку предлагают воспроизвести по памяти четверостишие, которое он учил наизусть в задании 3.
Если испытуемый допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и в задании 3.
Для оценивания результата используются те же критерии качества выполнения работы, что и в задании 3.
Задание 12. Понимание цвета и формы
В этом задании ребенку предлагается достроить незаконченную фигуру определенного цвета, подобрав к ней недостающую часть из предлагаемого набора форм, различающихся по цвету. Таким образом, для решения задачи ребенку необходимо совместить два признака: форму и цвет.
Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе