Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53

Заключение
73

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

валентина диплом.docx

— 476.60 Кб (Скачать файл)

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи  (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С.К.Карлиев, В. К. Котырло, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др.), а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении  показывает: что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Таким образом, сохраняется противоречие между возрастанием значимости взаимодействия ДОУ и семьи в интересах полноценной реализации потенциала дошкольного детства в отношении каждого ребенка и недостаточным методическим обеспечением  взаимодействия с семьями воспитанников на практике.

Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей,  психологические особенности родителей, их возрастные характеристики,  разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что  каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Воспитатели ДОУ подбирают различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства  взаимодействия с разными типами семей [32].

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

 Методическая  работа по взаимодействию с  семьей в дошкольном учреждении  строится по двум направлениям:

1.  Работа  с коллективом ДОУ по организации  взаимодействия с семьей;

2.  Взаимодействие  педагогического коллектива с  семьей.

Первое направление - работа с коллективом ДОУ -  это длительный, регулярный системный процесс, который  осуществляется  по блокам.

В мотивационный блок включена работа, направленная на помощь воспитателям в осознании и преодолении собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями воспитанников, формировании установки на доверительное безоценочное взаимодействие с родителями.

Когнитивный блок включает в себя формирование у педагогов дошкольного учреждения системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания, методах изучения семьи.

Практический блок включает в себя работу, направленную на овладение воспитателями практическими умениями и навыками по диагностике особенностей семейного воспитания, организацию педагогически целесообразного общения с родителями, овладение коммуникативными умениями.

Каждый блок содержит разнообразные взаимосвязанные формы и методы активизации воспитателей.

В осуществлении каждого  блока системы взаимодействия непосредственно участвует методист ДОУ, оказывая методическую помощь воспитателям в соответствии с их запросами, а те, в свою очередь, оказывают помощь родителям в воспитании детей.

Методическая помощь педагогам в установлении контакта с родителями подразделяется  на несколько позиций, а именно:

1) диагностика, которая, в свою очередь, реализуется в двух направлениях:

а) выявление особенностей воспитания ребенка в семье;

б) диагностика работы воспитателя с семьей;

2) планирование, в условиях которого в течение учебного года каждый педагог  ДОУ еженедельно планирует работу с семьей, включая:

а) наблюдение за характером детско-родительских отношений и особенностями поведения детей в моменты расставания и встречи с родителями;

б) плановые беседы с родителями по обсуждению индивидуального развития ребенка;

в) просмотр родителями разных видов детской деятельности;

г) вовлечение родителей в детскую деятельность как равных партнеров детей;

д) ознакомление родителей с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества;

е) проведение опросов, анкетирование родителей с целью изучения их ожидания в отношении детского сада, их мнений по различным проблемам семейного и общественного воспитания детей. 

В каждой группе существует свой план взаимодействия с семьями                                                                                        методическая помощь и контроль, когда  после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению  намечаются основные пути, определяется конкретное содержание и адекватные формы  методической помощи.

Вторым направлением в системе взаимодействия дошкольного учреждения с семьей является  непосредственно работа педагогического коллектива с семьей.

Длительный мониторинг в сочетании с анализом  богатого опыта работы педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьями позволяет   выделить в работе по этому направлению следующие основные этапы:

1 этап - изучение семей воспитанников, детско-родительских отношений, посещение семей на дому;

2 этап –  разработка программы сотрудничества  и составление планов работы  с семьями в соответствии с  их особенностями (выбор содержания,форм, средств взаимодействия с семьей);

3 этап –  реализация программы сотрудничества.

Большое значение на данном этапе уделяется мотивации и вовлечению родителей в работу дошкольного учреждения.

На протяжении нескольких лет в ДОУ  используются различные формы  взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:

 Дни здоровья  в детском саду, проведение марафона «Моя дружная семья», совместные спортивные праздники «Папа, мама и я - спортивная семья», «Умелые руки не знают скуки» ко дню 8 Марта, совместные проекты различного рода.

При этом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, причём традиционные формы осмысливаются   по-новому.

Воспитателю важно установить доверительные отношения с семьями воспитанников с целью совместного поиска решений проблем ребенка, обеспечивать максимальное привлечение родителей к организации жизни и деятельности группы.

В процессе общения со взрослыми и сверстниками ребёнок получает разнообразные сведения, среди которых выделяют две группы знаний и умений. Первая предусматривает знания и умения, которыми дети могут овладеть в повседневном общении. Втораякатегория включает знания и умения, подлежащие усвоению детьми на занятиях. На занятиях воспитатель учитывает, как дети усваивают программный материал, выполняют задания; проверяет быстроту и рациональность их действий, наличие различных умений и, наконец, определяет у них способность соблюдать правильное поведение, которые потребуются ему при поступлении в школу.

Воспитатель понимать связь преемственности между детским садом и начальной школы как преемственности по учебным предметам и по тому, какие знания, умения и навыки мы должны давать детям в детском саду и с какими знаниями школа должна их получать.

Поэтому немало важную роль в подготовки детей к обучению в школе имеет преемственность детского сада и школы.

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Н. К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчёркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...».

Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования [33].

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работники дошкольных учреждений должны хорошо знать требования, которые предъявляются детям в 1 классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы. Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе [35].

Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.

Основополагающим принципом современного обучения в школе является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в детском саду особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых планово и систематически совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет воспитателю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания и умения в новой деятельности, владение способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.

Педагог заботится об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность[36].

Индивидуальный подход в процессе обучения предусматривает постепенное усложнение умственных задач, способов их выполнения. Например, детям, не умеющим составлять описательный рассказ, педагог дает его план, а потом предлагает выполнить задание самостоятельно. Если он чаще всего ориентируется на детей более активных, а робкие, медлительные остаются вне его внимания, то это порождает у последних пробелы в знаниях, умениях, затормаживает их развитие. Такие дети с трудом усваивают программу 1 класса, не справляются с требованиями, которые предъявляет школа к умственной деятельности ученика. Уделяя же мало внимания дошкольникам, которые хорошо и быстро усваивают материал, не давая им заданий, побуждающих активно мыслить, действовать, педагог затормаживает их развитие, в результате у них пропадает интерес к знаниям.

Современные психологи (А.А.Венгер, С.П.Проскура) считают, что 80% интеллекта формируется до 8 лет. Такое положение выдвигает высокие требования к организации воспитания и обучения старших дошкольников [37].

Познавательные задачи соединяются с задачами формирования нравственно-волевых качеств и решение их осуществляется в тесной взаимосвязи. Познавательный интерес побуждает ребёнка к активности, способствует развитию любознательности, а умение проявлять настойчивость, прилежание, оказывает влияние на качество деятельности, в результате чего дошкольники достаточно прочно усваивают учебный материал.

Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий, овладеть знаниями, достигать положительных результатов в учении.

Пребывание в детском саду влияет на развитие произвольности, поскольку в окружении других детей ребёнокпостепенно привыкает делать не только то,что ему хочется, но и то, что от него требуют обстоятельства и окружающие люди[38].

Большое влияние детский сад оказывает на развитие личности ребёнка. Находясь постоянно в окружении детей, ребёнок начинает сравнивать себя с окружающими, начинает формироваться его самооценка. Он должен соотносить свои действия и поступки с действиями окружающих, то есть у него формируется структура деятельности, появляется соподчинение мотивов и целей. Помимо этого нередко среди детей возникают конфликты, и разрешение этих конфликтов детьми так же влияет на развитие личности.

Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе