Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа
Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.
Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53
Заключение
73
Список использованной литературы
При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.
1 балл - есть голова, туловище, конечности, шея. Голова не больше туловища. На голове волосы (шапка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки с пятью пальцами. Есть признак мужской одежды. Рисунок сделан непрерывной линией («синтетический»,когда руки и ноги как бы «вытекают» из туловища.
2 балла - по сравнению с описанным выше могут отсутствовать шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица. Рисунок выполнен не «синтетическим способом». Нарисована отдельно голова и туловище. К ним «прилеплены» руки и ноги.
3 балла - есть голова, туловище, конечности. Руки, ноги должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствуют шея, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.
4 балла - примитивный рисунок головы с конечностями, изображен на одной линии. По принципу «палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек».
5 баллов - отсутствие ясного изображения туловища, конечностей, головы и ног. Каракули.
Рисунок 3 – образец третьего задания теста К. Ийрасека
Итоги:
Если общая сумма баллов:
- 1-6 - высокий уровень;
- 7-11 - средний уровень;
- 12-15 - низкий уровень (требуется дополнительная углубленная диагностика).
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук.
Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых - тренировочный.
1 «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги, теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
Рисунок 4 – образец задания 1методики «графический диктант»
2 «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Рисунок 5 – образец второго задания методики « графический диктант»
3 «Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Рисунок 6 – образец третьего задания методики «графический диктант»
4 «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево (слово "налево" выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово "налево" опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
Рисунок 7- образец 4 задания методики Д. Б. Эльконина
На самостоятельное выполнение каждого узора дается полторы-две минуты. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Анализ результатов.
Безошибочное воспроизведение узора - 4 балла. За 1-2 ошибки ставят 3 балла. За большее число ошибок - 2 балла. Если ошибок больше, чем правильно воспроизведенных участков, то ставится 1 балл.
Если правильно
- 10-12 баллов – высокий;
- 6-9 баллов - средний;
- 3-5 баллов - низкий;
- 0-2 балла - очень низкий.
II этап - апробирование программы составленной мною по итогам изучения литературе по готовности детей к школе, а также программы Н.И. Гуткиной, разработанной на основе теста Г. Витцлака «Способность к обучению в школе», рассчитанном на детей 5,5 – 7 лет [39].
Занятия проводились с 26 марта по 17 апреля 2014 года.
После проведения диагностического обследования на предмет готовности к обучению в школе мы руководствовались комплексом коррекционных мероприятий для 1 группы детей. Предлагаем методические рекомендации родителям и педагогам, направленные на развитие памяти, мышления, речи, произвольной сферы и внимания. Эти же задания могут быть использованы и для первичной диагностики уровня развития детей.
III этап - проведение повторной диагностики уровня сформированности компонентов готовности к школьному обучению у воспитанников экспериментальной группы.Цель - проверка эффективности формирующего эксперимента.
Нами было обследовано 2 группы детей: экспериментальная- 17 детей подготовительной группы «А» и контрольной- 17 детей подготовительной группы «Б» по системе методик для проведения обследования готовности ребенка к школьному обучению, описанных выше.
Результаты первого этапа исследования по методики Керна-Ийрасека представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы по тесту Керна-Ийрасекана констатирующем этапе
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Развитие моторики |
Всего баллов |
Уровень | ||
Рисунок муж. Фигуры по представлению |
Подражание письменным буквам |
Срисовывание группы точек | ||||
1 |
Агаркова Дарья |
4 |
3 |
1 |
8 |
средний |
2 |
Гуков Равиль |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
3 |
Двинянин Артур |
4 |
4 |
3 |
11 |
низкий |
4 |
Жиляев Коля |
2 |
3 |
1 |
6 |
высокий |
5 |
Кучук Иван |
4 |
3 |
3 |
10 |
низкий |
6 |
Кучук Данил |
3 |
5 |
4 |
12 |
низкий |
7 |
Кутьин Ваня |
2 |
3 |
1 |
6 |
высокий |
8 |
Мухтаров Адильжан |
3 |
3 |
2 |
8 |
средний |
9 |
МукатовРахат |
3 |
4 |
2 |
9 |
средний |
10 |
Маненов Тамерлан |
2 |
3 |
2 |
7 |
средний |
11 |
НурмагамбетовЖанат |
3 |
3 |
2 |
8 |
средний |
12 |
Поломарь Коля |
3 |
4 |
2 |
9 |
средний |
13 |
Тураев Рахман |
3 |
4 |
3 |
10 |
низкий |
14 |
Соловьева Катя |
3 |
3 |
2 |
8 |
средний |
15 |
Цевансофия |
2 |
4 |
3 |
9 |
средний |
16 |
Швайка Олеся |
4 |
5 |
4 |
13 |
низкий |
17 |
Шмидт София |
3 |
3 |
1 |
7 |
средний |
Анализируя данные таблицы можно подвести следующие итоги:
Высокий уровень: 3 ребенка
Средний уровень: 9 детей
Низкий уровень: 5 детей
Рисунок 8 - диаграмма по результатам методики Керна-Ийрасека в эксперементальной группе на констатирующем этапе
Таким образом, анализируя табличные и графические данные можно сделать вывод о том, что готовность детей к школьному обучению находится на среднем уровне, так как 53% детей представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению, высокий уровень имеют 18 %, а 29% детей требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Полученные результаты не дают психодиагностической информации. Они являются поводом для повышенного внимания к ребенку, усиления эмоциональной и педагогической поддержки в самом начале обучения, а при низких результатах - проведения углубленного психологического обследования.
Таким образом, можно говорить, что методика Керна-Ийрасекадает предварительную ориентировку в уровне развития готовности к школьному обучению.
Затем провели подобный тест в контрольной группе и получили следующие результаты представленные в таблице 4.
Таблица 4 - Уровень сформированности к школьному обучению контрольной группы по тесту Керна-Ийрасека
Фамилия и имя ребенка |
Развитие моторики |
Всего баллов |
Уровень | |||
Рисунок муж. Фигуры по представлению |
Подражание письменным буквам |
Срисовывание группы точек | ||||
1 |
АликаровДиас |
1 |
3 |
1 |
5 |
Средний |
2 |
Базылов Н. |
4 |
3 |
1 |
8 |
Средний |
3 |
Гришина Катя |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
4 |
ЖалиеваДильназ |
2 |
5 |
1 |
8 |
Средний |
5 |
Габдыл – самат М. |
4 |
4 |
3 |
11 |
Низкий |
6 |
Каиргельдинов Д. |
3 |
5 |
4 |
11 |
Низкий |
7 |
Лейман Саша |
2 |
3 |
1 |
6 |
Высокий |
8 |
Мухаметсиитова |
3 |
3 |
2 |
8 |
Средний |
9 |
Мынбаев Ж. |
1 |
3 |
2 |
6 |
Высокий |
10 |
Новиков Витя |
2 |
3 |
2 |
7 |
Средний |
11 |
Оралбаев В. |
3 |
3 |
3 |
9 |
Средний |
12 |
Сулейменов А. |
3 |
4 |
4 |
12 |
Низкий |
13 |
Смагулов Аслан |
3 |
4 |
3 |
10 |
Низкий |
14 |
Свинина Нина |
1 |
1 |
1 |
3 |
Высокий |
15 |
ТунабековМанат |
2 |
4 |
3 |
9 |
Средний |
16 |
Тареева Марина |
4 |
5 |
4 |
13 |
Низкий |
17 |
ШимановаО. |
3 |
3 |
4 |
11 |
Низкий |
При анализе теста Керна-Ийрасека, мы получили следующие результаты:
Высокий уровень:2 ребенка
Средний уровень: 9 детей
Низкий уровень: 6 ребенка
Рисунок 9 – диаграмма полученных результатов контрольной группы по тесту Керна-Ийрасека на констатирующем этапе
Таким образом, анализируя табличные и графические данные можно сделать вывод о том, что готовность детей к школьному обучению находится на среднем уровне, так как 50% детей представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению, высокий уровень имеют 17 %, а 33% детей требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных.
Затем провели методику «
Результаты уровня подготовленности в экспериментальной группе указаны в таблице 5.
Таблица 5 - Уровень сформированности компонентов готовности к обучению детей экспериментальной группы по методики «графический диктант»
№ |
Фамилия и имя ребенка |
Итого баллов |
Уровень |
1 |
Агаркова Дарья |
6 |
средний |
2 |
Гуков Равиль |
10 |
высокий |
3 |
Двинянин Артур |
7 |
средний |
4 |
Жиляев Коля |
11 |
Высокий |
5 |
Кучук Иван |
4 |
Низкий |
6 |
Кучук Данил |
6 |
Средний |
7 |
Кутьин Ваня |
12 |
Высокий |
8 |
Мухтаров Адильжан |
8 |
Средний |
9 |
МукатовРахат |
9 |
Средний |
10 |
Маненов Тамерлан |
7 |
Средний |
11 |
НурмагамбетовЖанат |
5 |
Низкий |
12 |
Поломарь Коля |
6 |
Средний |
13 |
Тураев Рахман |
3 |
Низкий |
14 |
Соловьева Катя |
9 |
Средний |
15 |
Цевансофия |
6 |
Средний |
16 |
Швайка Олеся |
3 |
Низкий |
17 |
Шмидт София |
10 |
Высокий |
Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе