Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 13:06, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В современных стремительно меняющихся условиях жизни возросла роль качественного образования как одного из важнейших факторов развития личности человека. Обновление системы образования в Казахстане затронуло не только начальную, основную и профильную школу, но и систему дошкольного образования.
Осуществление дошкольной ступени образования предусматривается в условиях различных моделей образовательных учреждений: на базе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), общеобразовательной школы, центра развития ребёнка, учреждения дополнительного образования и др.

Содержание работы

Введение
3
1
Теоретические основы формирования готовности детей к обучению в школе
6
1.1
Значение предшкольной подготовки детей к обучению в школе
6
1.2
Сущность готовности дошкольника к обучению в школе
15
1.3
Условия формирования у дошкольников компонентов готовности к обучению в школе в условиях детского сада
28
2
Опытно- экспериментальная работа по формированию психологической готовности к обучению в школе у воспитанников подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения
40
2.1
Организация и методика исследования
40
2.2
Диагностико-коррекционная программа
53
2.3
Интерпретация результатов исследования
53

Заключение
73

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

валентина диплом.docx

— 476.60 Кб (Скачать файл)

Всего испытуемому предлагается решить 4 задачи. Максимальная оценка за все задания - 4 балла.

Задание 13. Нахождение аналогий

Ребенку предлагается некоторое утверждение, а затем задается вопрос, на который можно ответить путем аналогичного утверждения.

Например: «Днем светло, а ночью?» Предполагается, что ребенок ответит: «Ночью темно».

Всего испытуемому задают 6 вопросов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания - 6 баллов.

Задание 14. Описание картинки

Ребенку предлагается составить рассказ по картинке.

При оценивании рассказа отдельно учитываются четыре аспекта:

а) разговорная речь (беглая или запинающаяся) - максимальная оценка 2 балла;

б) построение предложений (простые или сложные) - максимальная оценка 4 балла;

в) артикуляция (четкое или нечеткое произношение звуков) - максимальная оценка 2 балла; г) фантазия, воображение (повествуется только о том, что изображено на картинке или по ходу рассказа домысливается о том, что было и что будет, о переживаниях и мыслях героев и т. д.) - максимальная оценка 1 балл. Таким образом, рассказ по картинке максимально может быть оценен в 9 баллов.

Задание 15. Учебный тест на сравнение величины

В качестве экспериментального материала используются листы с нарисованными на них предметами разной величины. Например, на одном листе мячи разной величины по мере убывания, на других - другие предметы. На каждом листе предметы изображены в два ряда. Верхний ряд представляет собой образцы величин данного предмета, а в нижнем ряду отсутствует один предмет определенной величины. Ребенок должен определить, какой именно величины должен быть недостающий предмет, исходя из имеющихся в верхнем ряду образцов.

Всего для исследования используются 1 учебный лист и 7 экспериментальных.

За ошибочное решение ставится 0 баллов, а правильное можно помечать знаком «+».

Задание 16. Срисовывание

Для срисовывания предлагаются фигуры (для средней группы детского сада - квадрат и треугольник, а для старшей группы детского сада - треугольник и крест) и два узора, напоминающие прописной шрифт.

Ребенок должен как можно точнее срисовать все образцы.

При оценивании обращают внимание на степень соответствия ри-сунка образцу по форме и пропорциям. Изменение величины образца и незначительные пространственные искажения не учитываются. При полном соответствии с образцом ставится 3 балла, когда рисунок в общем похож - 2 балла, если частично похож - 1 балл, вообще не похож - 0 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов за все задание - 12.

Задание 17. Раскладывание по образцу

В качестве экспериментального материала используются 6 картинок-образцов и 8 квадратов (2 черных, 2 желтых и 4 черно-желтых), из комбинации которых можно получить имеющиеся образцы.

Первая картинка-образец используется как тренировочная и в общую оценку выполнения задания не включается.

Перед ребенком кладут образец и в беспорядке все квадраты, из которых ему предлагают собрать точно такую же фигуру, как на образце.

На выполнение одного задания дается приблизительно от 30 до 60 секунд. Если за это время ребенок не может справиться с задачей самостоятельно, то ему оказывают помощь.

Если, несмотря на помощь, испытуемый не может выполнить подряд два задания, эксперимент прерывается.

Оценивание каждого задания проводится по следующей шкале: решение без помощи - 3 балла; решение с помощью - 2 балла; решения нет, но испытуемый самостоятельно подобрал нужные детали - 1 балл; нет решения - 0 баллов. Таким образом, максимальная оценка за все 5 заданий (тренировочное исключается) - 15 баллов.

Кроме этого на развивающих занятиях использовались методики предложенные в программе Н.И. Гуткиной [25, 26, 17].

Методика «домик» представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв [40].

Цель: задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственно восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению, рассчитана на детей 5-10 лет; имеет клинический характер и не предполагает получения нормативных показателей

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладётся листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного, или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу работы ребёнка необходимо зафиксировать следующее:

- Какой рукой ребёнок рисует (правой или левой);

- Как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воз­душные; линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти.

-Быстро или медленно выводит линии.

- Отвлекаемость во время работы.

- Высказывания и вопросы во время рисования.

- Сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребёнок закончит работу, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их ис­править, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором. Обработка материала проводится путём подсчёта баллов, начисляемых за ошибки.

Ошибками считаются:

1) отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла): на рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;

2) увеличение отдельных деталей рисунка более, чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь);

3) неправильно изображённый элемент рисунка (2 балла): неправильно мо­гут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём, если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображённую палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящим из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь не­правильно скопированный дым. Не за каждую неправильную линию в штри­ховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно, так, если неправильно срисована правая часть забора, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисован­ный забор 2 балла, если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает за каждую часть по 2 балла. Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если часть колечек дыма срисована правильно, а часть нет, то дым оценивается 1 баллом; если часть штриховки на крыше воспроизведена верно, а часть нет, то вся штриховка оценивается 1 баллом.

Неверно воспроизведённое количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, палочек в заборе или линий в штриховке крыши;

4) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а как бы подвешенным в воздухе или ниже линии основания домика: смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра: расположение дыма более, чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком);

5) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос вертикальных и горизонтальных линий (более чем на 30 градусов), из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30градусов) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30 градусов от горизонтальной линии;

6) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши. 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки;

7) залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается «0». Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оцен­ка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5, 5-6 лет редко получают оценку «0», в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсорномоторную координацию. Если же испытуемый 10-ти лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или не­скольких исследуемых методикой психологических сфер. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий:

очень жирные, или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по это­му вопросу литературе, о тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании лишь одного рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Вторая методика, которую я применяла это методика «сказка» [43].

Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.

Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка.

Описание методики: в комнату, где на столике выставлены обычные не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка. Примерный на­бор игрушек может быть следующим: один предмет из кукольной; мебели, один предмет из кукольной посуды, одна мягкая игрушка, один кубик, одна простая машинка; Следует заметить, что в этот набор нельзя включать любимые игрушки испытуемого.

Инструкция: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть игрушки и запомнить их. На это отводится около минуты. После того, как он ознакомится с игрушками, экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает испытуемого, что ему в данный момент больше хочется поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит  к экспериментатору  и  просит дочитать  сказку,  то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к экспериментатору с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку поло­жить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: В протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка. Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива. Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива. Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Занятия с этими заданиями  использовались на коррекционных занятиях в порядке представленной в таблице 7.

 

Таблица 7 – план коррекционных занятий

 

Номер занятия

Применяемое задание

цель

Занятие 1

  1. «Истории в картинках»

 

 

 Цель - Развитие воображение, логики, связной последовательной речи. Формировать коммуникативные навыки  ребенка.

  1.  «Знание предметов».

Цель - развитие внимания, зрительного восприятия.

Занятие 2

  1. «Знание цвета»

 

Цель - развитие внимания, речи, мышления, закрепить знание цветов.

  1.  «Процесс счёта»

Цель - развитие мышления, закрепить навыки счёта.

Занятие 3

  1. «Числовой ряд»

Цель - закрепить порядковый счёт, учить понимать поставленную задачу.

  1.  «восприятие количества»

Цель - развитие внимания, закрепить количественный счёт

Занятие 4

  1. «Размещение фигур».

Цель - закрепление названий геометрических фигур, развитие логического мышления, развитие речи.

  1.  «Нахождение аналогий»

Цель - развитие вербального мышления, умения логически мыслить и отвечать на вопросы.

Занятие 5

  1. «Воспроизведение четверостиший».

 

Цель - развитие речи, памяти, обогощение словарного запаса.

  1. «Описание картинки».

Цель - развитие речи, фантазии, воображения.

Занятие 6

  1. «Учебный тест на сравнение величины»

Цель – развитие восприятия величины, умение ее сравнивать.

  1.  «Сравнение картинок»

.

Цель – развитие внимания, зрительного восприятия

Занятие 7

  1. Понимание цвета и формы.

Цель - развитие зрительного восприятия цвета, формы.

  1. Раскладывание по образцу.

.

Цель - развить умение работать по образцу

Занятие 8

  1. «Срисовывание»

Цель - развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движения руки, умение подражать образцу и сосредоточенно, не отвлекаясь работать.

Занятие 9

  1. «Знание цвета»

Цель - развитие внимания, речи, мышления, закрепить знание цветов

 

  1. «Классификация предметов».

 

Цель - развить логическое мышление.

  1. Методика Гуткиной «Домик»
 

Информация о работе Психолого-педагогические основы предшкольной подготовки детей к обучению в школе