Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Российский  государственный педагогический университет

им. Герцена

Институт детства

Кафедра дошкольной педагогики

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: «Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ»

Санкт-Петербург - 2011

Содержание

Введение

Часть 1

1.1 Сущность  и содержание понятия психолого-педагогическое  сопровождение

1.2 Особенности  психологического развития детей  старшего дошкольного возраста

1.3. Психолого-педагогическое  сопровождение застенчивых детей  старшего дошкольного возраста

Вывод по первой части

Часть 2

2.1 Обзор исследований застенчивости

2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста

2.3 Роль семьи  в появлении застенчивости

Вывод по второй части

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность  исследования.

Застенчивость - это особенность, характерная для  очень многих людей, как детей, так  и взрослых. Наверное, эту черту  можно назвать наиболее распространенной причиной возникновения коммуникативных трудностей. Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Застенчивые люди испытывают большие трудности в  установлении межличностных контактов; пассивны в деятельности и жизнедеятельности  в целом; чрезмерно озабочены  оценкой себя другими людьми; более  зависимы от других, ранимы, внушаемы, поддаются давлению со стороны окружения. Эти особенности, присущие застенчивым людям, делают их очень уязвимыми в условиях современной жизни. Застенчивость затрудняет их адаптацию в обществе.

В зарубежной психологии проблему застенчивости исследовали такие ученые, как Ф. Зимбардо, Д. Филдипс, Р. Кеттел, Д. Дениелс, С.Суоми, Д.Каган и другие. В отечественной психолого-педагогической науке данной проблемой занимались Л.Н. Галигузова, Е.П. Ильин, А.Б. Добрович, В.Н. Куницина, Н.В. Шингаева, Т.Л. Шишова, Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова и др.

На сегодняшний  день в психологии распространена точка  зрения, что застенчивость формируется  в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка  в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Застенчивость может быть как избирательной, так  и распространяться на всё социальное окружение малыша. Её возникновение  может быть связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими, подсознательно не желая травмировать и без того ущемлённое самолюбие.

Помочь ребёнку  преодолеть застенчивость - это важная и общая задача, как для педагогов, так и для родителей. Она разрешима, но делать это необходимо пока ребенок еще маленький. Дошкольное детство - период, когда закладываются основные личностные механизмы, когда у ребенка возникает система представлений об окружающей действительности, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми. Важно, именно, в этот период сформировать у ребёнка дошкольного возраста, необходимые навыки общения со взрослыми и сверстниками, которые способствовали бы его полноценному развитию. Ведь малая общительность, неуверенность в себе, застенчивость - это черты характера, которые могут тормозить развитие активности ребёнка, а в дальнейшем закрепиться в таких нежелательных качествах, как чрезмерная робость, нерешительность, безынициативность.

С возрастом  у застенчивого ребёнка уже складывается определенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в своем «недостатке». Поэтому так важно выявить особенности педагогического взаимодействия с застенчивыми детьми, направленными на предупреждение и преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста. Данный аспект недостаточно разработан в педагогической литературе. Практика показывает, что воспитатели не всегда используют индивидуальный подход в работе с застенчивыми детьми дошкольного возраста, не знают особенностей педагогического взаимодействия с данной категорией детей. Это и определило проблему исследования. Решение данной проблемы составило

Цель исследования: выявить особенности методов  и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости  у детей старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Раскрыть сущность  и содержание понятия психолого-педагогическое  сопровождение на основе анализа  психолого-педагогической литературы;

2. Охарактеризовать  основные особенности психологического  развития детей старшего дошкольного  возраста;

3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

4. Раскрыть понятие  «застенчивость».

5. Исследовать  особенности проявления застенчивости  у детей дошкольного возраста.

6. Раскрыть причины  застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.

7. Рассмотреть  влияние семьи на формирование  застенчивого поведения у детей.

Часть 1

1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение

Жизнь ребёнка  протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности среде. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему различных отношений ребёнка со сверстниками и детьми другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми.

По своему содержанию эта среда может быть эмоциональной, интеллектуальной, эстетической, бытовой и т.п. Ребёнок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни: как учиться и как строить свои отношения со взрослыми, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям, правилам и многое другое. В помощь предлагается окружающие ребёнка взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личной позиции могут оказать ему разнообразную поддержку. Прежде всего - это педагог, родитель и психолог.

Термин "сопровождение" впервые появился в работах по практической психологии в книге  Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т.Чередниковой (1993) в сочетании со словом "развитие" - "Психологическое сопровождение  естественного развития маленьких  детей". Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).

Сопровождать - не значит вести за руку, решать всегда за ребенка, оберегать от всех возможных опасностей. Это значит быть рядом, побуждать к самостоятельности, порадоваться успехам, помогать преодолевать возникающие трудности (16, с. 3).

Наиболее развернутое  и образное определение «сопровождения»  дала отечественный психолог М. Р. Битянова: «...сопровождать ребенка по его жизненному пути - это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Взрослый внимательно приглядывается и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг дороги. Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор Дороги - право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным, - это большая удача». (12, с.326)

Ниже представлены взгляды ведущих исследователей в области психолого-педагогического сопровождения:

Э.М. Александровская (2002). Особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в  решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса.

Е.И. Казакова (1998). Такая помощь ребенку, его семье  и педагогам, в основе которой  лежит сохранение максимума свободы  и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы. Мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития.

Е.А. Козырева (2000). Система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленная на создание условий для позитивного развития отношения детей и взрослых в образовательной ситуации, психологическое и психическое развитие ребенка с ориентацией на зону его ближайшего развития.

Т.И. Чиркова (1999). Позиция психолога по отношению  к субъектам взаимодействия и основные принципы его работы: осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребёнка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом.

Таким образом, с целью раскрытия понятия  психолого-педагогическое сопровождение  в качестве основных смысловых единиц используются такие понятия как взаимодействие, сотрудничество, создание условий, помощь, деятельностная направленность, работа с объектом.

Анализ литературных источников показал, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать  в нескольких аспектах:

- как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;

- как процесс,  содержащий комплекс целенаправленных  последовательных педагогических  действий, помогающих ребёнку сделать  нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;

- как взаимодействие  сопровождающего и сопровождаемого;

- как технологию, включающую ряд последовательных  этапов деятельности педагога, психолога  и др. специалистов по обеспечению  учебных достижений учащимися;

- как систему,  характеризующую взаимосвязь и  взаимообусловленность элементов:  целевого, содержательного, процессуального  и результативного. (1, с.13)

Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического  сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

В основу сопровождения  были положены следующие принципы:

1. Гуманизация  - предполагающая веру в возможности  ребенка.

2. Системный  подход - основанный на понимании  человека как целостной системы.

3. Комплексный  подход к сопровождению развития  ребенка.

4.Учет индивидуальных  и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.

5. Непрерывность  сопровождения ребенка в образовательном  процессе, а именно, преемственность  и последовательность сопровождения. (15)

Целью психолого-педагогического  сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального  развития ребенка (в соответствии с  нормой развития в соответствующем  возрасте).

Задачи психолого-педагогического  сопровождения:

- предупреждение  возникновения проблем развития  ребенка (ранняя диагностика и  коррекция нарушений в развитии);

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных  задач развития, обучения, социализации: обеспечение готовности к школе,  учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями;

- психологическое  обеспечение воспитательно-образовательных  программ;

- развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов.

Основные направления  работы по психолого-педагогическому  сопровождению:

- Профилактика - это одно из основных направлений  деятельности, которое позволяет  предупредить возникновение тех  или иных проблем. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в опосредованности воздействия на ребенка через родителей и воспитателей.

- Диагностика (индивидуальная, групповая (скрининг). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, и диагностировать их: отслеживая норму развития ребенка, и зная кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ