Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Другим не менее  важным пусковым фактором формирования застенчивости является отношение  к ребенку значимых для него людей. Они, например, могут, сравнивая ребенка  с братьями, сестрами или сверстниками и делая оценки не в его пользу, существенно снизить его самооценку, побуждая тем самым избегать контактов с людьми. Нередки случаи, когда ребенка в раннем детстве обзывают, дразнят, высмеивают, что также не способствует развитию открытости и общительности (9, с. 29).

Порождает детскую  застенчивость и авторитарность взрослых. Родители организовывают жизнь в соответствии с твёрдыми нормами и правилами, без учета индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. В такой семье дети растут в атмосфере постоянных запретов, приказов, одергиваний, их часто наказывают и редко хвалят, почти не ласкают. В результате вопреки установкам родителей, которые убеждены, что делают все для того, чтобы ребенок стал сильным, настойчивым, уверенным в себе, он растет забитым, стеснительным, покорным и часто трусливым. Это естественно, поскольку родители подавляют любые попытки ребенка к самостоятельности и независимости, принимая их за проявление упрямства. Для подобных семей характерна однообразная, скучная жизнь, ограниченность внешних связей - мало знакомых, друзей, встречи, с ними редки. Дети лишены достаточных контактов в раннем возрасте, не получают опыта общения с другими людьми, навыками общения овладевают формально. Из-за бедности эмоционального опыта они порой не понимают и не уважают чувства других людей, что затрудняет отношения с ними. Для многих детей, растущих в таких условиях, характерно сочетание запуганности, с одной стороны, и трусливой злобности - с другой. Поскольку в жестких условиях подобного авторитарного воспитания эмоциональная сфера ребенка постоянно травмируется с самых ранних пор, дети растут скованными. Стеснительность, застенчивость становятся их основной формой поведения, которая до поры до времени вполне устраивает родителей.

Очень многие родители озабочены тем, чтобы поскорее привить ребенку навыки гигиены и самоконтроля. Сколько сил тратит молодая мать, приучая грудничка к горшку! А какая нервотрепка - научить трехлетку самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы! Или ходить по квартире в домашних тапочках! И вроде бы родителями движут благие побуждения: им хочется, чтобы малыш поскорее привык к дисциплине. Ведь ему потом будет легче приспособиться к условиям детского сада, - рассуждают они. Но как говорится, "одно лечим - другое калечим". Среди детей, родители которых "зациклены" на соблюдении правил личной гигиены, гораздо больше застенчивых, чем среди тех, которым дают в этом деле поблажку. В конце концов, самостоятельно одеваться и чистить зубы любой человек рано или поздно научится. А вот преодолеть скованность, впитанную, что называется, с молоком матери, куда сложнее. (21, с. 4)

Застенчивость может развиться, если между родителями и ребёнком нет прочного контакта. Это случается, если ребёнок родился  не вовремя или не обладает теми качествами, о которых мечтали  родители. Невнимание или недостаточное внимание родителей к детям в его количественном и качественном выражении означает утрату важнейшего воспитательного фактора - общения. В таких случаях родители оказываются неспособными проникнуть во внутренний мир детей, правильно осознать их потребности и интересы. Утрата духовных контактов и духовной близости с родителями остро переживается детьми, в конце концов, они становятся замкнутыми, перестают делиться с родителями своими радостями и огорчениями. Недостаток общения и порождает эмоциональный голод. Возникшая в обстановке дефицита общения скрытность и замкнутость детей, с одной стороны, неспособность родителей проникнуть в их мир - с другой, способствуют утере контактов между ними, порождают отчужденность (20, с. 308).

В воспитании ребенка большая часть ответственности лежит на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка, его функция - приобщение к культурному наследию, общественному опыту поколений, его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности (17, с. 23).

Ребенок относится  к себе так же, как относятся  к нему родители. Родителям очень  важно правильно воспитывать  застенчивого ребенка, чтобы не усугубить  его стеснительность, а наоборот сгладить ее.

Вывод по второй части

Несмотря на разное понимание застенчивости  различными авторами, можно выделить общие характеристики в понимании  ее генезиса. Это связь застенчивости  с самоуважением и самосознанием, эмоциональное переживание собственного смущения и возникновение затруднений при установлении контактов и процессе общения в целом.

Застенчивость может быть временным явлением (возрастная и ситуативная) и постоянной личностной чертой. Возрастная - возникает в  период активного усвоения социального  опыта, новых социальных ролей. Возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни.

Проявление  застенчивости разнообразно: дети менее  инициативны, чем их незастенчивые ровесники; часто испытывают робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегают взглядов в глаза; проявляют двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращаются к взрослому или отвечают на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий окрашены амбивалентными эмоциями.

Формированию  этой черты могут способствовать:

- Тип нервной  системы или темперамент, который  ребенок получает с рождением  от родителей. Застенчивость чаще  свойственна меланхоликам.

- У застенчивых  родителей дети тоже часто  застенчивы.

- От застенчивости  страдают чаще первые или единственные  дети - те, на кого приходится основной  груз родительских ожиданий и  ошибок.

- Гиперопека  со стороны родителей, которые  стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «плохого влияния улицы». Ребенок растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый ценный опыт - опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.

- Излишняя строгость  и требовательность родителей.  Ребенок, растущий в атмосфере  запретов, приказов, одергиваний, не  знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым.

Застенчивые дети доставляют родителям меньше хлопот, чем озорные и непослушные. Поэтому  и внимания уделяется меньше, в  то время как именно таким детям  оно требуется в большей мере. Они не заявляют об этом открыто, но потребности в доброжелательном внимании, уважении к своей личности у них развиты очень сильно. Без удовлетворения этих потребностей у ребёнка не закладывается тот фундамент, который лежит в основе его развития доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир, творчески осваивать и преобразовывать его. (8, с. 119) Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания.

Взрослый должен воспитывать в себе умение быть внимательным к ребёнку не только в случае, когда тот обращается за помощью  или поддержкой, но и тогда, когда  она, на первый взгляд не нужна ему.

Заключение

В данной курсовой работе производилось исследование проблемы психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей старшего дошкольного возраста.

Под психолого-педагогическим сопровождением воспитательно-образовательного процесса понимается целостный и  непрерывный процесс изучения личности ребенка, закономерностей ее формирования, создания условий для самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах обучения и воспитания, осуществляемый всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса в ситуациях взаимодействия.

В исследовательской  работе была произведена характеристика психологических особенностей детей  старшего дошкольного возраста. Охарактеризованы общие причины появления у  старших дошкольников застенчивого поведения:

- отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности.

- собственное  отношение ребенка к своим  конкретным действиям независимо  от оценок взрослого.

- общая самооценка

- потребность  застенчивых детей оградить внутреннее  пространство своей личности

Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого. В этом возрасте взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку (9, с. 118).

Помочь ребёнку  преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятия - общая задача педагога и  родителей.

В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:

- обучение способам  расслабления;

- проигрывание  проблемных ситуаций, являющихся  травмирующими для застенчивого  ребенка (публичное выступление,  ситуация знакомства и т.д.);

- подвижные  игры для развития коммуникативных  навыков;

- постановка  спектаклей;

- рисование  для выявления и отработки  страхов;

- использование  элементов сказкотерапии, художественных  произведений с ярко прорисованными  характерологическими чертами героев  и явным разрешением проблем;

- обучение диалоговому  общению в сюжетно-ролевых играх

Творческие  виды занятий помогают ребенку научиться  свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства, что застенчивым  детям особенно трудно.

В рамках данной работы были охарактеризованы понятия  застенчивости с точки зрения психоанализа, психологии, социологии и других течений исследования проблемы застенчивости человека, на основании которых было выделено определение застенчивости как черты характера, проявляющейся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников.

Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделяем комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:

1) борьба двух  противоположных тенденций приближения - удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;

2) эмоциональный  дискомфорт, который ребенок испытывает  при встрече и в ходе общения  с посторонними, а иногда и  со знакомыми взрослыми;

3) боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;

4) избирательность  в контактах с людьми: предпочтение  общения с близкими и хорошо  знакомыми взрослыми и отказ  или затруднения в общении  с посторонними.

В данной работе показано, что наиболее значимое влияние на формирование детской застенчивости оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок, формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье.

Родители формируют  у ребенка определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа "Я" и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа "Я". Дети с заниженной самооценкой как правило нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях, застенчивы.

Для предотвращения застенчивости необходимо создать  определённые организационно-педагогические условия в воспитании ребёнка. Главным образом, условий целенаправленного формирования у ребёнка навыков общения и умения действовать совместно с другими людьми. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

В воспитании застенчивого ребёнка большая часть ответственности  должна лежать на воспитывающем взрослом, так как его личность - мощный фактор развития личности ребёнка (функция  воспитывающего взрослого - приобщение к культуре, общественному опыту поколений), его роль - наглядно демонстрировать модели поведения, социальные нормы, ценности.

Список  литературы

1. Байбородова  Л.В. Сопровождение образовательной  деятельности сельских школьников: Монография. - Ярославль; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 88 с.

2. Березина Т.А., Воронина О.И, Психолого-педагогическое  сопровождение родителей будущих  первоклассников, Журнал «Детский  сад от А до Я». № 5, 2007

3. Березина Т.А., Воронина О.И. Диагностика особенностей семейного воспитания дошкольников в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи - Научно-методическое пособие "Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста (в 3 частях - 1 часть). - СПб.: РГПУ им А.И. Герцена, 2008

4. Богачкина  Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть  детскую застенчивость: Академия  развития, 2007 - 224 с.

5. Волкова Е.М.  Трудные дети или трудные родители? - М.: Профиздат, 1992. - 96 с.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ