Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

6. Волкова Е., Мишина Н., О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание - 2005 - №10 - с.39-45

7. Галигузова  А.Н. Психологический анализ феномена  детской застенчивости // Вопросы  психологии - 2000 - N 5 - с.28-38.

8. Галигузова  Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-121.

9. Карпенко В.  Застенчивость// Воспитание школьников - 1995 - №2.

10. Кащенко В.П.  Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей  и подростков: Кн. для учителя.- 2-е  изд.-М.: Просвещение, 1994.-223 с.: ил.

11. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. - СПб.: Речь, 2002. -

136 с.

12. Маралов В.  Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб, заведений - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.

13. Немов Р.С.  Психология: Учеб.для студ. Высш. пед.  учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. - Кн.2: Психология образования. -608 с.

14. Психологический  анализ феномена детской застенчивости.  Л.Н. Галигузова// журн.: Вопросы психологии, 2000, №5.

15. Письмо Министерства  образования РФ от 27 июня 2003 г.

N 28-51-513/16. Методические  рекомендации по психолого-педагогическому  сопровождению обучающихся в  учебно-воспитательном процессе  в условиях модернизации образования.

16. Психолого-педагогическое  сопровождение детей сирот. Вып. 1 / Под ред. С.Б. Корниловой и  др. - Ярославль, 2005. С. 6-14.

17. Психология  воспитания: Пособие для методистов  дошкольного и начального школьного  образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 152 с.;

18. Смирнова  Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные  отношения дошкольников, диагностика,  проблемы, коррекция: Психология  для всех,- М.: ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003 - 160 с.

19. Столяренко  Л.Д.Основы психологии: Практикум  / Ред.-сост.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.- 423 с

20. Титаренко  В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987г. 352 с.

21. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка - СПб.: Речь, 2007 - 120 с.

Приложения

Приложение 1

Анкета для  родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный  вариант О.И. Бочкаревой)

Цель - выявить  представления родителей о своем  ребенке, некоторые особенности семейного воспитания.

Методика проведения. Родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.

Вопросы:

Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)

1. Считаете ли  вы ребёнка самостоятельным? Почему?

2. Замыкается  ли Ваш ребёнок после замечаний?

3. Насколько  общителен с окружающими?

4. Что в Вашем  ребёнке вас раздражает; как вы  с этим справляетесь?

5. Что вам  особенно нравится в Вашем  ребенке?

6. Как вы обычно  общаетесь с ребёнком? Отвечаете  ли на все его вопросы?

7. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?

8. Наказываете  ли Вы ребёнка, и как ребёнок  реагирует на это?

9. Считаете ли  вы важным помогать ребенку  в случаях затруднений?

10. Решаете ли  вы с ним его проблемы?

Результаты  анкеты позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его  близким, какие методы наиболее типичны  для воспитания ребенка в данной семье.

Приложение 2

Диагностическая методика «Родительское сочинение» (автор - В.В. Столин, адаптация - А.И. Тащевой)

Цель - изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и  родителя.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям  написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».

Инструкция.

«Уважаемый  родитель, Вам необходимо максимально  полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими радостями и тревогами. Объем  Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».

Анализ результатов.

Изучая сочинения  родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:

1. Многие данные  о ребенке известны заранее  и достоверно: его пол, возраст,  национальность, место проживания, социальное происхождение и т.  д.

2. Существенным  показателем актуальности возможной  проблемы является временная  перспектива, в которой излагается  информация: если автор использует  в основном прошедшее время,  то, скорее всего, данная проблема  в прошлом и не является  значимой в данный момент.

4. Содержание  сочинения, особенно характер  изложения данных, может определяться  характером взаимоотношений, сложившихся  между воспитателем и родителем.  Так, при сухом (формальном) отношении  воспитателя текст может преподноситься  холодно; если воспитатель в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания.

Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим  категориям: симпатия - антипатия, близость - отдаленность, уважение - неуважение.

Индикаторы названных категорий в тексте:

Симпатия:

- любование,  умиление ребенком, одобрение его  поступков, благожелательность, удовлетворение  сделанным ребенком;

- употребление  имени ребенка, эмоционально окрашенных  слов, ласкательных, уменьшительных  суффиксов, его любимых словечек;

- смягчение  или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике  ребенка.

Антипатия:

- негативное  отношение к внешности ребенка,  негативная оценка черт, даже  социально одобряемых, утрирование  его отрицательных черт;

- неблагожелательное  отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;

- раздраженность  по поводу динамических черт  его поведения, неадекватная раздраженность  к мелочам;

- негодование,  укор, злая ирония по поводу  деятельности ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам;

- неодобрение  его стрижки, манеры одеваться  и пр.

Уважение:

- высокая оценка  интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям  ребенка;

- указание в  личности ребенка социально одобряемых  черт;

- отношение  к ребенку как к равному.

Неуважение:

- отрицание  способностей, наличия интеллекта, его перспектив;

- отрицание  прав ребенка, занижение его  возраста, доминирование, властвование  над ним;

- указание на  личностные качества, которые выдают  его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);

- указание на  социально неодобряемые черты  ребенка.

Близость:

- ощущение родственности,  единства (выражения типа «мы», «наш»  и т.д.);

- хорошее знание  ребенка (развернутое описание  свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);

- употребление  прямой речи;

- беспокойство  за настоящее и будущее ребенка;

- оправдание  ребенка, скрывание его недостатков;

- взгляд на  ребенка изнутри, без сравнения  с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем воспитателей и других взрослых.

Отдаленность:

- отстранение,  незнание родителями друзей ребенка,  его увлечений, забот, проблем,  привязанностей;

- взгляд на  ребенка с ориентацией на «норму»;

- описание ребенка  по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;

- противопоставление  «он» - «мы»;

- формальное  описание ребенка, перечисление  по пунктам его свойств, сухость  в описании интимной жизни  ребенка;

- постоянное  неупотребление имени ребенка.

Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.

Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии, что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника. Анализируя результаты методики, педагогу необходимо прибегнуть к помощи психолога для более точного описания имеющейся картины взаимоотношений детей и родителей.

Приложение 3

Родителям предлагается анкета с вопросом: «Если ребёнок  когда - либо испытывал чувство застенчивости, как это проявлялось в его  поведении?»

0 - действия, ему  не свойственные; 1 - типичное для него поведение

2 - поведение,  отражающее более сильные чувства

 

Критерии застенчивости.

Ответы

 

1

Низкий голос

   

2

Уклонение от общения  с людьми

   

3

Неспособность смотреть прямо в глаза

   

4

Молчание

   

5

Заикание

   

6

Бессвязная  речь

   

7

Позирование

   

8

Уклонение от ответственных  действий

   

9

Уход от ситуации

   
       

1. Считаете ли  Вы своего ребенка застенчивым?

2. Как Вы считаете  застенчивость - это порок или  достоинство? Почему? 

3. Какие меры  Вы предпринимаете для того  чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении?

4. Замечает ли  Ваш ребенок настроение близких  людей? Проявляет ли сострадание  к животным?

5. Если случается  так, что Вы ругаете ребенка,  какие слова вы используете?

6. Часто ли  обижается Ваш ребенок? Обоснованы  ли его обиды?

Данная методика позволяет воспитателю определить считают ли сами родители своего ребенка  застенчивым. Какую оценку они дают этой черте характера.

Приложение 4

Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор Хоменко И.А. - модификация  Ворониной О.И.)

Цель - изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.

Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям  ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли  вы свои знания о воспитании  детей вполне достаточными?

да нет не совсем

2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?

а) СМИ;

б) психолого-педагогическая литература;

в) беседы с друзьями и знакомыми;

г) беседы с педагогами

2. Какая проблема  в воспитании Вашего ребенка  стоит на первом месте?

а) непослушание ребенка;

б) нарушение  поведения ребенком;

в) отсутствие времени  у родителей;

г) влияние СМИ.

3. Хотели бы  Вы что-нибудь изменить в Ваших  отношениях с ребенком?

4. Какие, по-вашему, мнению, препятствия стоят на  пути решения возникших проблем  во взаимоотношении с ребенком? (Перечислите)

5. Чью помощь  Вы охотно бы приняли?

а) педагога-психолога;

б) воспитателя;

в) администрации  ДОУ;

г) медицинского персонала ДОУ.

6. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние  на ребенка? Почему?

а) семья;

б) семья и  воспитатель;

в) воспитатель.

7. В какой  форме Вы хотели бы получать  информацию о воспитании и  развитии Вашего ребенка?

а) лекции;

б) семинары;

в) родительские собрания;

г) наглядный  материал;

д.) литературу;

е) устную консультацию;

ж) практикумы.

Полученные  результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.

Приложение 5

Застенчивому  ребенку очень важно помочь научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы.

Игра “Театр масок” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)

Цель игры - расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Ход игры - “Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга”. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.

А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она сжимает  в клюве сыр”. Дети плотно сжимают  челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!

А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла, что  разговаривает не с внучкой, а  с Серым Волком”. Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо!

А как хитро  улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так:

“Все работали хорошо, особенно страшной была маска  Вити когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!”

“Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте  отдохнем. Всем спасибо!”

Игра «Волшебник»

Цель игры - преодоление  чувство робости, скованности.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ