Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.
Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения
6. Волкова Е., Мишина Н., О специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание - 2005 - №10 - с.39-45
7. Галигузова
А.Н. Психологический анализ
8. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-121.
9. Карпенко В. Застенчивость// Воспитание школьников - 1995 - №2.
10. Кащенко В.П.
Педагогическая коррекция:
11. Лютова Е.,
Монина Г. Шпаргалка для
136 с.
12. Маралов В.
Г. Основы самопознания и
13. Немов Р.С.
Психология: Учеб.для студ. Высш. пед.
учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд.
- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
14. Психологический
анализ феномена детской
15. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г.
N 28-51-513/16. Методические
рекомендации по психолого-
16. Психолого-педагогическое
сопровождение детей сирот.
17. Психология
воспитания: Пособие для методистов
дошкольного и начального
18. Смирнова
Е.О., Холмогорова В.М.
19. Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум / Ред.-сост.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.- 423 с
20. Титаренко
В.Я. Семья и формирование
21. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка - СПб.: Речь, 2007 - 120 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей «Мой ребенок»
(Модифицированный вариант О.И. Бочкаревой)
Цель - выявить
представления родителей о
Методика проведения. Родителям предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка.
Вопросы:
Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
1. Считаете ли
вы ребёнка самостоятельным?
2. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
3. Насколько общителен с окружающими?
4. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
5. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
6. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его вопросы?
7. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если рассуждения кажутся Вам глупыми?
8. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?
9. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?
10. Решаете ли вы с ним его проблемы?
Результаты анкеты позволяют воспитателю увидеть, каким представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны для воспитания ребенка в данной семье.
Приложение 2
Диагностическая методика «Родительское сочинение» (автор - В.В. Столин, адаптация - А.И. Тащевой)
Цель - изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности ребенка и родителя.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям написать сочинение на тему «Мой ребенок» или «Портрет моего ребенка».
Инструкция.
«Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими радостями и тревогами. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается».
Анализ результатов.
Изучая сочинения родителей, следует обратить внимание на следующие моменты:
1. Многие данные о ребенке известны заранее и достоверно: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д.
2. Существенным
показателем актуальности
4. Содержание
сочинения, особенно характер
изложения данных, может определяться
характером взаимоотношений,
Анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия - антипатия, близость - отдаленность, уважение - неуважение.
Индикаторы названных категорий в тексте:
Симпатия:
- любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком;
- употребление
имени ребенка, эмоционально
- смягчение
или оправдание негативных
Антипатия:
- негативное
отношение к внешности ребенка,
- неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка;
- раздраженность
по поводу динамических черт
его поведения, неадекватная
- негодование,
укор, злая ирония по поводу
деятельности ребенка, его
- неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр.
Уважение:
- высокая оценка
интеллекта, признание достоинств,
уважение к занятиям и
- указание в
личности ребенка социально
- отношение к ребенку как к равному.
Неуважение:
- отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив;
- отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним;
- указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.);
- указание на социально неодобряемые черты ребенка.
Близость:
- ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т.д.);
- хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых игр, книг, фильмов, музыки и пр.);
- употребление прямой речи;
- беспокойство
за настоящее и будущее
- оправдание
ребенка, скрывание его
- взгляд на
ребенка изнутри, без
Отдаленность:
- отстранение,
незнание родителями друзей
- взгляд на
ребенка с ориентацией на «
- описание ребенка по описаниям другими людьми: воспитателями, соседями, знакомыми;
- противопоставление «он» - «мы»;
- формальное
описание ребенка,
- постоянное неупотребление имени ребенка.
Порядок анализа информации может быть следующим: о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье.
Данная методика позволит воспитателю определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии, что позволит в дальнейшем наладить более тесный контакт с семьей воспитанника. Анализируя результаты методики, педагогу необходимо прибегнуть к помощи психолога для более точного описания имеющейся картины взаимоотношений детей и родителей.
Приложение 3
Родителям предлагается
анкета с вопросом: «Если ребёнок
когда - либо испытывал чувство
0 - действия, ему не свойственные; 1 - типичное для него поведение
2 - поведение,
отражающее более сильные
№ |
Критерии застенчивости. |
Ответы |
|
1 |
Низкий голос |
||
2 |
Уклонение от общения с людьми |
||
3 |
Неспособность смотреть прямо в глаза |
||
4 |
Молчание |
||
5 |
Заикание |
||
6 |
Бессвязная речь |
||
7 |
Позирование |
||
8 |
Уклонение от ответственных действий |
||
9 |
Уход от ситуации |
||
1. Считаете ли Вы своего ребенка застенчивым?
2. Как Вы считаете застенчивость - это порок или достоинство? Почему?
3. Какие меры Вы предпринимаете для того чтобы ребенок стал более раскрепощенным в общении?
4. Замечает ли
Ваш ребенок настроение
5. Если случается так, что Вы ругаете ребенка, какие слова вы используете?
6. Часто ли
обижается Ваш ребенок?
Данная методика
позволяет воспитателю
Приложение 4
Анкетирование
родителей «Семейное
Цель - изучить особенности информационной культуры родителей в семейном воспитании.
Методика проведения. Воспитатель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:
1. Считаете ли вы свои знания о воспитании детей вполне достаточными?
да нет не совсем
2. Из каких источников вы получаете информацию о воспитании?
а) СМИ;
б) психолого-педагогическая литература;
в) беседы с друзьями и знакомыми;
г) беседы с педагогами
2. Какая проблема в воспитании Вашего ребенка стоит на первом месте?
а) непослушание ребенка;
б) нарушение поведения ребенком;
в) отсутствие времени у родителей;
г) влияние СМИ.
3. Хотели бы
Вы что-нибудь изменить в
4. Какие, по-вашему,
мнению, препятствия стоят на
пути решения возникших
5. Чью помощь Вы охотно бы приняли?
а) педагога-психолога;
б) воспитателя;
в) администрации ДОУ;
г) медицинского персонала ДОУ.
6. Как вы считаете, кто оказывает большее влияние на ребенка? Почему?
а) семья;
б) семья и воспитатель;
в) воспитатель.
7. В какой форме Вы хотели бы получать информацию о воспитании и развитии Вашего ребенка?
а) лекции;
б) семинары;
в) родительские собрания;
г) наглядный материал;
д.) литературу;
е) устную консультацию;
ж) практикумы.
Полученные результаты данной методики позволят воспитателю, понять какие информационные источники и формы необходимо использовать в работе с родителями в системе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, а также определить роль педагога в воспитании и обучении старших дошкольников.
Приложение 5
Застенчивому ребенку очень важно помочь научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства.
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы.
Игра “Театр масок” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель игры - расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
Ход игры - “Ребята! Мы с вами посетим “Театр Масок”. Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба Яга”. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу Ягу. “Хорошо! Здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят.
А теперь изобразите Ворону (из басни “Ворона и Лисица”) в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр”. Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв. “Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”. Дети могут широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот. “Замрите! Спасибо!
А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться Колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы! Замечательно! Хорошо потрудились!” Далее учитель или воспитатель, на свое усмотрение, могут похвалить особо тревожных детей, например так:
“Все работали хорошо, особенно страшной была маска Вити когда я посмотрела на Сашу, то сама испугалась, а Машенька была очень похожа на хитрую лисицу. Все постарались, молодцы!”
“Рабочий день актера закончен. Мы с вами устали. Давайте отдохнем. Всем спасибо!”
Игра «Волшебник»
Цель игры - преодоление чувство робости, скованности.