Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Лучше всего  начинать с легко узнаваемых и  угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали и т. д. Показывать эмоции следует утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (раздражение, возмущение, гнев, ярость, раздумье и т. д.).

Сперва лучше  играть вдвоем. Затем, когда ребенок  без труда начнет справляться с заданиями, можете вовлечь в игру его приятелей.

Застенчивые дети с большим удовольствием отдаются этой игре. Уже через некоторое  время можно будет заметить в  них перемены. Они станут активнее включаться в игру, больше фантазировать, свободнее чувствовать себя при показе сценок.

4. Упражнение  «Добрый - злой, веселый - грустный»

Цель - расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.

Содержание - Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных  героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать тебе, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Взрослый делает веселое выражение лица. Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

Застенчивым детям  важно научиться безбоязненно, выражать свои чувства и мысли.

5. Игра «Что  бывает зеленым?»

Ход игры - Старайтесь привлечь к этой игре побольше детей. Ведущий задает вопрос "Что бывает...?" по очереди всем играющим, они отвечают. Выигрывает тот, кто даст наибольшее количество ответов. На место слова "зеленый" можно поставить любое другое, обозначающее цвет, форму, вкус и т.п. Уровень сложности вопросов должен соответствовать возрасту и развитию детей.

6. Игра «Вопросы»

Ход игры - В  общем-то, эта игра аналогична предыдущей, с той только разницей, что в  ней можно задавать любые вопросы. Для облегчения задачи можно заранее оговорить тематику. Например, вопросы про животных, про растения, про времена года, про сказки и т.п. Ведущего нет. Игрок, поймавший мячик и ответивший на вопрос, должен задать в свою очередь спросить кого-то о чем-то и бросить мяч ему. Тот, кто не смог придумать ответ или не поймал мяч, выбывает из игры, либо - если игроков много - получает штрафное очко. В последнем случае надо оговорить предельно допустимое число штрафных очков.

7. Игра «Черного  и белого не берите, да и  нет не говорите»

Цель игры - повысить концентрацию внимания и развивает  гибкость мышления. Стеснительных мальчиков и девочек эта игра, во-первых, вынуждает вести диалог, от которого они в жизни часто предпочитают уклоняться. Во-вторых, в роли водящего, который должен изобретать каверзные вопросы, они получают возможность столь необходимого им самовыражения, и в-третьих, в интеллектуальном плане "да и нет не говорите" учит застенчивых ребят по-боксерски уклоняться от удара. Не пасовать, не бросаться за помощью к маме, а ловко избегать опасности (вылет из игры) при помощи обходных маневров (оборотов речи, позволяющих обойтись без запрещенных слов).

Ход игры - Игроков  два и более. Ведущий говорит: "Барыня прислала сто рублей. Черного  и белого не берите, да и нет не говорите. Вы поедете на бал?" Дальше он задает любые вопросы, а игрок  должен отвечать на них, ни в коем случае не произнося слова "черный", "белый", "да" и "нет". Соответственно, задача ведущего подловить его на этом. Тот, кто по оплошности скажет запретное слово, выбывает из игры.

Все игры должны заканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.

Приложение 7

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ

1. Не сравнивайте  своих детей с другими

Главная ваша задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и “заразился” вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.

2. Наберитесь  терпения. Дайте ребенку время привыкнуть к новому

Торопить несмелого  ребенка - значит вводить его в  состояние психологического давления, которого нежные и ранимые детки  не выдерживают. Срабатывают защитные механизмы психики - дети еще больше замыкаются, уходят в себя.

3. Увещевания и нотации не помогают

Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет  в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами “здесь нет  ничего страшного” бессмысленно. Нужно  дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?

4. Ни в коем  случае не давите!

Застенчивому, робкому ребенку нужно дать время  познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой  ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.

5. Нельзя кричать  ни на детей, ни в присутствии  детей

6. Повышенная требовательность  родителей - опасна

7. Застенчивые дети обладают  большим творческим потенциалом

Им особенно важна личная территория, возможность побыть в  одиночестве. Наедине с собой  они не скучают, а играют, адаптируясь  и приспосабливаясь к сложным  ситуациям, осмысливают и переживают все, прежде случившееся.

Мир фантазий у застенчивого малыша очень богат. И именно с помощью творчества можно помочь крохе стать увереннее в себе и общительнее.

8. Позитивный опыт - лекарство  от застенчивости

Не нужно “подставлять руки” на каждом шагу, нужно создать  условия для развития самостоятельности и веры в себя. Родителям важно предоставить ребенку определенную свободу, возможность самому принимать решения и решать проблемы. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которыми он пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений приземляет, опыт побед и успехов окрыляет. Помогите вашим детям…

9. Расширяйте круг общения  своего ребёнка

Чаще приглашайте к  себе друзей ребёнка, берите малыша в  гости к знакомым, расширяйте маршрут  прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.

10. Привлекайте ребёнка  к выполнению разнообразных поручений,  связанных с общением.

Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с "чужими взрослыми": попросите его купить хлеба или  спросить в библиотеке книгу. При  этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

11. Поддерживайте ребёнка.

Подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте  ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь  и играя с другими детьми и  взрослыми.

Помочь родителям в работе с застенчивыми детьми могут следующие книги:

1. Лютова Е. К., Монина  Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб. М., 2002.

2. Лютова Е. К., Монина  Г. Б. Тренинг эффективного  взаимодействия с детьми. СПб., 2000.

3. Шишова Т. Застенчивый  невидимка. М., 1997.

4. Клюева Н. В., Филиппова  Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.

5. Луговская А. Если  малышу трудно подружиться. М.,


Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ