Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)

Следующий этап психолого-педагогического сопровождения  направлен на знакомство и установления контактов с родителями.

В самом начале знакомства с детьми и их родителями педагог должен обратить внимание на любые сигналы о неблагополучной  организации семейного воспитания, определить его стиль.

При формальном подходе к воспитанию, мать ограничивается только обеспечением жизненно необходимых  потребностей ребенка: кормит, поит, следит, чтобы он был одет по погоде. Эмоционального контакта с ребёнком нет, он раздражает мать, не доставляет ей радости. Таких детей рано приводят и последними забирают из детского сада. Вопросов к педагогу у матерей такого типа обычно не возникает, они избегают общения с воспитателем - не интересуются жизнью ребёнка, не рассматривают его поделки на выставке детских работ, не слушают рассказа воспитателя и самого ребёнка о том, как прошёл день, могут не прийти на праздничный утренник и т.п.

При авторитарном стиле воспитания в семье мать и остальные взрослые тоже эмоционально отдалены от ребёнка. Бросаются в глаза их строгость, отсутствие похвал, улыбок, доброжелательных прикосновений к ребёнку, бесчисленные замечания и обещания наказаний. Для таких родителей характерны вопросы типа «Ну, что он сегодня натворил? Дрался небось?» и просьбы: «Вы с ним построже! Его распускать нельзя». Они критически относятся к поделкам и рисункам ребёнка («Вечно у тебя всё криво!»), выражают сомнение в его возможностях («Куда ему при всех стихи читать - у него же каша во рту»).

Гиперопекающий  стиль воспитания обычно объясняется крайне неуверенным, тревожным характером матери. Родители такого типа активно контактируют с педагогом, психологом и другими специалистами детского сада. В младшей группе они настаивают на максимальной помощи ребёнку в одевании, кормлении, гигиенических процедурах. Они считают, что ребёнок ещё слишком маленький, ему надо помогать (подразумевается - делать за него). Более старших детей они, с одной стороны, убеждают: «Ты уже большой, ты должен уметь…», а с другой - порываются всё делать за них, даже то, что они уже умеют. Они часто обращаются с претензиями к воспитателю в случаях конфликтов их детей с другими детьми группы или с педагогом. Например: «Почему вы не проследили, и Аня отняла у моего Вани новый грузовик? Вы же знаете, он не умеет постоять за себя». Встречаются жалобы, связанные с несовершенством навыков самообслуживания или решения гигиенических проблем: «Почему вы не заправили моему ребёнку рубашку?» При этом возрастные возможности пятилетнего ребёнка просто не принимаются во внимание.

Поскольку время  общения педагога с родителями обычно ограниченно - он встречается с ними, лишь, когда они приводят ребёнка  в сад или забирают домой, - важно  обращать внимание на поведение и  типичные высказывания взрослых и отчасти  детей в эти минуты.

На этом этапе  осуществляется работа, которая направлена на установление доверительного контакта между родителями, педагогами и специалистами  образовательного учреждения. Для изучения педагогических потребностей родителей, источников повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать анкетирование родителей (3) (см. приложение 4).

В ходе свободных  бесед родители могут поделиться своими тревогами и проблемами в  воспитании детей.

Организация индивидуального  психолого-педагогического сопровождения на этом этапе организуется с родителями, у которых нарушены взаимоотношения с детьми, они придерживаются неэффективного стиля родительского воспитания. После консультаций психолог организует совместный тренинг с такими родителями и их детьми. Ситуации, проигрываемые в тренинге, помогут им преодолеть имеющиеся трудности в общении, достичь партнерских отношений, снять тревожность детей в процессе общения со взрослыми, развить у родителей веру в возможности своих детей. Активное использование организатором рефлексивных приемов, будет способствовать умелому выстраиванию диалога взрослого с ребёнком. (2, с. 6)

Третий - основной этап направлен на профилактику и  коррекцию проявлений застенчивости  у дошкольников, и должен строиться  с учетом специфики их нервной системы, возрастных и личностных особенностей, а также стиля семейного воспитания.

Для формирования доброжелательного, чуткого и доверительного отношения к ребёнку в группе детского сада воспитатель должен обращать внимание на особенности поведения детей, в первую очередь тех, которые этого внимания боятся и избегают, т.е. застенчивых. При этом важно, чтобы внимание воспитателя не было навязчивым, что может еще больше испугать робкого ребёнка. Внимание должно выражаться в одобрительных словах, похвалах, поддержке. Детей, не привыкших к похвалам и одобрению (из семей с формальным и жестко авторитарным стилями воспитания), можно и нужно хвалить не только за реальные успехи (правильный ответ, хороший рисунок, красивая аппликация), не только за хорошие поступки, но и просто так, например, за внешний вид: «Какая ты сегодня красивая! Всем приятно на тебя смотреть. Мы все рады тебе!» Однако детей из семей с преобладанием тревожно-мнительного стиля воспитания желательно хвалить за реальные, пусть даже самые незначительные успехи, а одобрение своего внешнего вида они в избытке получают и дома. Но не надо забывать, что в дошкольном учреждении такие дети пребывают в растерянности, испытывают затруднения из-за необходимости действовать самостоятельно, поэтому их надо хвалить именно в ситуации, когда они, наконец, решились и хоть что-то сделали сами. (6, с. 43)

Если у застенчивого ребёнка не получается то, с чем  справляются остальные дети, не надо привлекать к нему внимание, а тем  более высказывать критические замечания. Следует мягко приободрить ребёнка, выбирая слова, которые его не травмируют: «Сейчас у тебя получится!», «Давай вместе», «Видишь, уже лучше».

При выполнении различных заданий рекомендуется  объединять застенчивых детей в  пары с теми, кто легко справляется  с заданием и при этом обладает доброжелательным и спокойным характером. Это позволяет неуверенному ребёнку, с одной стороны включиться в  деловое общение со сверстником, с другой - сравнить свою работу с работой сверстника и отнести похвалу педагога и к себе (делали-то вместе), что, естественно, повышает внутреннюю самооценку.

Желательно - и  не только на занятиях - объединять робких, застенчивых детей с активными, спокойными и доброжелательными сверстниками, например, при выполнении поручений взрослого: помочь накрыть на стол, сходить на кухню за хлебом, разложить на столах материалы к занятию, привести ребёнка, за которым пришли родители, и т.д.

Для эмоционального комфорта застенчивого ребёнка в группе следует вовлекать его в игры других детей. Сам педагог может временно включиться в игру и придумать в ней роль для отвергнутого ребёнка.

Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Важно помочь ребёнку научиться, свободно и раскрепощено выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно помогут специально организованные игры, например такие как «Угадай эмоцию», «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем», «Кто к нам пришел», «Куклы пляшут», «Фанты», «Путаница» и другие (см. приложение 5).

Очень благотворно  сказывается на снижении застенчивости  включение неуверенных в себе и робких детей в различные  праздничные и досуговые мероприятия, театральные представления. Пусть сначала стеснительный ребёнок будет только зрителем. Затем можно перейти к второстепенным ролям, не исключающим речи. Если есть возможность, следует предоставить таким детям красивые костюмы, головные уборы, маски и прочую атрибутику, особенно в спектаклях и утренниках. Это позволит им почувствовать себя более уверенными.

Удобным моментом для приучения застенчивых детей  быть в центре внимания является празднование дней рождения в группе, когда все  по очереди поздравляют именинника, говорят ему приятные слова, радуются вместе с ним. Положительное эмоциональное состояние ребёнка порождает в нём уверенность, что все его любят, всем он нравится. В другие дни, когда он окажется уже не в роли именинника, а в роли поздравляющего, приятное воспоминание о своём дне рождения поможет и ему сказать несколько тёплых слов другому ребёнку, т.е. вступить с ним в общение и выразить свои чувства, что обычно для таких детей трудно. (6, с. 43)

Нежелательно  включать неуверенных в себе детей в игры соревновательного характера. Те дети, которые соревноваться не хотят, могут быть болельщиками, помощниками «судьи», некоторых можно расставить на старте и финише, поручив им делать «отмашку» флажком и т.д.

На занятиях для застенчивых, робких и тревожных детей нужно подбирать простые, посильные упражнения. Такие дети, столкнувшись с заданием, часто так волнуются, что начинают выполнять его, не понимая и не дослушав до конца педагога, ориентируясь только на его одобрение или неодобрение. Поэтому детям надо чётко всё объяснить и контролировать их работу по шагам. Здесь особенно важны индивидуальный подход, предоставление детям возможности действовать в своём темпе, незаметная помощь, своевременная подсказка.

Если у ребёнка  не хватает знаний или навыков для успешных занятий в группе, с ним проводятся короткие дополнительные занятия. Когда знания и нужные навыки закрепятся можно приблизить занятия - по сложности - к обычным. Очень эффективным приёмом представляется изменение позиции ребёнка с «обучаемого» на «обучающего», когда ему поручают научить чему-нибудь детей младшего возраста или тех, кто не умеет это делать. Это могут быть не специфически «учебные» умения, а любые действия, которые хорошо получаются у данного ребёнка: один красиво рисует, другой метко бросает мячик, кто-то - мастер по конструированию. Содержание деятельности не имеет особого значения - важно, чтобы педагог знал сильные стороны каждого застенчивого ребёнка и пользовался любым случаем напомнить об этом остальным детям в группе. (6, с. 45)

На данном этапе  в процесс психолого-педагогического  сопровождения целесообразно ввести участие родителей в образовательной  программе, которая позволит повысить их психолого-педагогическую компетентность, осознать необходимость изменения собственного поведения в общении с ребёнком.

Программа педагогического  образования родителей включает цикл встреч с родителями, каждая из которых предполагает совместное с  родителями обсуждение теоретического материала, решения педагогических задач и проблемных ситуаций, знакомство с играми и упражнениями, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

В программу  встреч можно включить такие темы как: «Что могут и что не могут  наши дети» (психофизические особенности  старших дошкольников), «Шестилетка - кто ты?», «Детская застенчивость», «Играем с застенчивыми детьми», «Общаться с ребенком. Как?», «Хвалить или ругать», «Как учить общаться».

Например, в  ходе встречи «Играем с застенчивыми детьми», педагог обращает внимание, что игра поможет узнать родителям, что тревожит ребёнка, чего он боится. Играя, родители могут научить своего ребёнка правильно действовать в сложной ситуации, решать проблемы, возникающие в жизни маленького человека. Обсуждается с родителями необходимость формирования у детей коммуникативных навыков. Родители знакомятся с игровыми приемами и играми, развивающими коммуникативные способности (см. приложение 6).

На данном этапе  особое внимание нужно уделять консультированию родителей. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина застенчивого поведения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями. В ходе индивидуальных бесед, консультаций, психолог, воспитатель обсуждают своеобразие развития каждого ребенка, его особенности и проблемы, показывают необходимость выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком.

На этапе  подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов ДОУ  и родителей выясняются достигнутые результаты сопровождения каждого участника. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей.

Для выявления  изменения позиции родителей  по отношению к ребенку. В ходе диагностики могут использоваться анкеты «Что я знаю о своем ребенке?» и пр.

По результатам  заключительного этапа родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка  дома (см. приложение 7).

Главным условием осуществления программы психолого-педагогического  сопровождения застенчивых детей и получения высокой результативности является совместная работа воспитателей и специалистов ДОУ - психолога, социального педагога и родителей, где каждому участник занимает активную, заинтересованную позицию. (2, с. 9)

Вывод по первой части

Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежит психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования. Приступая к разработке программы развивающей работы с детьми дошкольного возраста, специалист должен ориентироваться на знания основных психологических закономерностей развития ребенка в разные периоды детства и учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Важной отличительной  чертой старшего дошкольного возраста является формирование эмоционального переживания, когда ребёнок может  предвидеть возможные результаты деятельности, предвидеть реакцию на его поведение со стороны других людей, что в свою очередь ведёт к расширению его эмоционального мира. Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. У ребенка возникают такие качества как смущение, неуверенность, тревожность, застенчивость и т.д. Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста в группе ДОУ