Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 22:10, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности методов и средств педагогического воздействия, направленных на преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности работы педагога с застенчивыми детьми старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение на основе анализа психолого-педагогической литературы;
2. Охарактеризовать основные особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста;
3. Охарактеризовать особенности психолого-педагогического сопровождения застенчивых детей дошкольного возраста.
Введение
Часть 1
1.1 Сущность и содержание понятия психолого-педагогическое сопровождение
1.2 Особенности психологического развития детей старшего дошкольного возраста
1.3. Психолого-педагогическое сопровождение застенчивых детей старшего дошкольного возраста
Вывод по первой части
Часть 2
2.1 Обзор исследований застенчивости
2.2 Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста
2.3 Роль семьи в появлении застенчивости
Вывод по второй части
Заключение
Список литературы
Приложения
Ход игры - Ребенок, до которого ведущий дотронется «волшебной палочкой», превращается в сказочного героя. Ребенок изображает его средствами пантомимы. А остальные дети отгадывают, что это за герой, и из какой он сказки.
Ход игры - Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.
После такой подготовки каждая группа молча показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.
Более сложным
вариантом этой игры является индивидуальное
воспроизведение аналогичных
Игра «Передай по кругу».
Цель игры - развитие взаимопонимания, сплоченности.
Ход игры - дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледышку, бабочку (пантомимика).
Игра “Зайки и слоники” (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель игры - дать
возможность детям
Ход игры - “Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется “Зайки и слоники”. Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся” и т.д. Дети показывают. “Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?” Дети разбегаются по группе, классу, прячутся и т.д. “А что делают зайки, если видят волка?...” Педагог играет с детьми в течение нескольких минут. “А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра... ” Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона.
После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.
Игра «В магазине зеркал».
Цель игры - развитие
наблюдательности, внимания, памяти; создание
положительного эмоционального фона;
развитие уверенности, а также умения
подчиняться требованиям
Ход игры - в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала-дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.
Игра «Изображение предметов».
Цель игры - воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения видеть другого.
Ход игры - ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
Игра «Зеркало».
Цель игры - дать возможность проявить активность пассивным детям.
Ход игры - выбирается один водящий, остальные дети - зеркала. Водящий смотрится в зеркала, и они отражают все его движения. Воспитатель следит за правильностью отражения.
Упражнения, направленные на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также способствующие двигательному раскрепощению.
Игра «Путаница».
Цель игры - поддержка группового единства, развитие групповой сплоченности.
Ход игры - выбирается считалкой водящий. Он выхолит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает паутину, также не разжимая рук у детей.
Игра “Гусеница” (Коротаева Е.В., 1997)
Цель - игра учит доверию.
Ход игры - Успех продвижения всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных участников. “Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и будем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впередистоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках.
Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту”.
Игра «Бип».
Цель игры - создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, сплочение группы.
Ход игры - Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».
Игра «Конкурс хвастунов».
Цель игры - Упражнение помогает ребенку осознать свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Ход игры - «Сегодня мы проведем с вами необычный конкурс - конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Чем мы будем хвастаться? Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: «Лена - очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется» и т. п.»
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя - лучшего «хвастуна». Можно обсудить, кому, что понравилось больше: рассказывать-хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
Стеснительным детям полезны любые подвижные игры
“Кричалки-шепталки-молчалки” (Шевцова И.В.)
Цель игры - развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Ход игры - Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь - “шепталка” - можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал “молчалка” - синяя ладонь - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчанками”.
Игра “Давайте поздороваемся”
Цель игра - снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Ход игры - Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
Игра “Бумажные мячики” (Фопель К., 1998)
Цель игры - дать
детям возможность вернуть
Ход игры - Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.
“Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: “Приготовились! Внимание! Начали!”
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду “Стоп!”, вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию”. Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.
Игра “Дракон” (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель игры: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Ход игры - Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник - “голова”, последний - “хвост”. “Голова” должна дотянуться до “хвоста” и дотронуться до него. “Тело” дракона неразрывно. Как только “голова” схватила “хвост”, она становится “хвостом”. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.
Приложение 6
Игры, создающие
эмоционально-положительную
1. Игра - фантазия
Действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку в безопасной для него атмосфере игры как бы со стороны посмотреть на свои трудности понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ребенок, попадают в разные жизненные коллизии и находят выход из них.
Родителям:
Если вы решили попробовать помочь ребенку в решении его проблем с помощью таких придуманных историй, советуем вам руководствоваться следующими правилами.
1). Обдумайте,
какие ситуации являются
2). Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
3). Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка ( например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, вы можете сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим, что все будут смеяться над ним. Из-за этого он боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
4). По ходу
рассказа обращайтесь к
5). Затем введите
персонаж, который станет помощником
ребенка в разрешении
6). Придуманная
история должна иметь положител
7). После того,
как вы вместе обсудите
8). Старайтесь
сделать рассказ живым,
9). Обязательно подключите к своей работе родителей. Хорошо, если они обсудят с ребенком придуманную историю, предложат свой вариант ее развития, включая в сюжет те ситуации, которые они наблюдали дома, в гостях и пр.
Предложенный способ можно использовать в любое свободное время, например, во время прогулки детей.
У застенчивых детей нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Поэтому важно научить их диалогическим формам взаимодействия.
2. Хорошим материалом
для развития речевого
Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры- пантомимы.
Ход игры - ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию на лице, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко.