Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы организации обучения и воспитания одаренных детей является актуальным в 21 веке. Трудности, возникающие в процессе обучения одаренного ребенка в массовой общеобразовательной школе, связаны со сложными отношениями таких детей с их сверстниками, отсутствием дифференцированного подхода, недостаточной подготовкой педагогов к обучению одаренных детей. Эти факторы усложняют процесс развития и становления личности одаренного ребенка в общеобразовательной школе. Проблемы в обучении одаренных детей ведут к возникновению неврозов, усложняют процесс личностного и профессионального самоопределения одаренных детей и делают их актуальными для социальной работы.
Необходимость поддержки, развития и обучения одаренного ребенка в Украине стали осознавать в последние десятилетия 20 века. В этот период активизировалось внимание к проблеме одаренности со стороны науки и педагогической практики. В Законе Украины «Об образовании», государственно-национальной программе «Образование», Национальной доктрине развития образования, а также Концепции государственной программы работы с одаренной молодежью на 2006–2010 гг. подчеркивается значимость вопросов поддержки и обучения одаренных детей. В документах раскрыты основные проблемы, возникающие в процессе обучения одаренных детей, пути их решения и цель работы с одаренными детьми, которая заключается в создании условий для поддержки одаренной молодежи, ее творческого, интеллектуального, духовного и физического развития.
Развитие одаренных детей не получает должного внимания в общеобразовательной школе. Отсутствие внимания негативно отражается на потребности одаренного школьника в саморазвитии, приводит к разрушительным для одаренного ребенка последствиям, а именно – у одаренного школьника не формируется чувство единения с группой сверстников. Особенности личности одаренного ребенка ведут к возникновению особых интересов, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, подвергается насмешкам. Это обуславливает необходимость создания социально комфортной среды, в которой будет проходить процесс социализации одаренного ребенка. Социально комфортная среда должна обеспечить физическое и психическое здоровье ребенка.
Проблемам развития одаренных детей посвящены работы Г. Бурменской, А. Матюшкина, В. Моляко, Н. Лейтеса, А. Савенкова, В. Юркевич. В работах Н. Лейтеса рассматриваются особенности психики одаренных детей. Психологические принципы развития одаренных детей младшего школьного возраста рассматриваются в работах Н. Позднякова, А. Савенкова. В исследованиях Г. Бурменской указывается, что создание комфортной среды возможно за счет учета индивидуальных потребностей одаренных детей, создания условий, положительно влияющих на проявление и развитие их способностей. Изучением одаренности и особенностей одаренных детей занимались психологи Б. Теплов, С. Рубинштейн. Ю. Гильбух в своих работах рассмотрел дифференцированную систему обучения, направленную на проявление индивидуальности одаренного ребенка. Исследованием одаренности занимаются украинские психологи Г. Костюк, Р. Семенова. Психологические модели одаренности разработаны западными психологами Дж. Гилфордом, Дж. Рензули, П. Торренсом, В. Штерн.
Работа социального педагога в школе направлена на создание здорового микроклимата в коллективе, гуманизацию межличностных отношений между коллективом, педагогами и одаренным ребенком. Социальный педагог, создавая социальный комфорт одаренных детей в школе, организует деятельность по просвещению педагогов и родителей в вопросах особенностей развития и кризисных этапов взросления одаренных детей, специфики общения с ними.
Работа социального педагога направлена на создание положительного эмоционального фона, который благоприятно влияет на усвоение новых знаний и жизненного опыта. Сопровождение одаренного ребенка способствует обеспечению нормальной адаптации одаренного ученика в школе, а также выявлению, диагностике, прогнозированию, формированию, обучению и развитию личности одаренного ребенка.
Способами организации обучения одаренных детей является введение личностно-ориентированных технологий обучения, использование дифференцированного подхода, введение в учебный план курсов, факультативов, направленных на создание условий, способствующих удовлетворению познавательной потребности одаренных детей, организация работы кружков, привлечение одаренных детей к участию в конкурсах и олимпиадах.
В странах Западной Европы исследования в области одаренности и практическая работа с одаренными детьми началась раньше, чем в Украине. Накопленный зарубежный опыт социально-педагогический работы с одаренными детьми является интересным для рассмотрения. Организуемая в странах Западной Европы работа с одаренными детьми, по некоторым параметрам отличается от особенностей работы с одаренными детьми в Украине. В Великобритании приоритетным направлением работы с одаренными детьми является включение одаренного ребенка в среду общеобразовательной школы посредством улучшения образования для всех детей в целом, что дает возможность одаренному ребенку оставаться в общеобразовательном учреждении, реализуя свой личностный потенциал. В Германии социальный педагог, обеспечивая социальный комфорт одаренных детей, уделяет внимание их раннему профессиональному ориентированию, способствует концентрации внимания на приоритетной сфере развития одаренного ребенка.
За рубежом исследованием организационно-педагогических проблем одаренности занимались Б. Блум, Ф. Уильям. В работах Ч. Спирмена, Р. Эйлера разработаны модели и методы исследования способностей и одаренности.
Наличие противоречий между необходимостью обучения одаренных детей в общеобразовательной школе со стандартными требованиями и индивидуальными особенностями одаренных детей, а также между потребностью одаренных детей в наличии социального комфорта в образовательной среде и отсутствием должного внимания участников учебно-воспитательного процесса к созданию этих условий, а также наличие в странах Западной Европы положительного опыта работы с одаренными детьми и не использование этого опыта в Украине, обусловили выбор темы исследования: «Работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине и странах Западной Европы».
Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
Объект исследования: работа социального педагога с одаренными детьми.
Предмет исследования: работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предложений применялись следующие методы исследования:
Теоретической основой исследования являются психологические модели одаренности (Дж. Рензулли, Дж. Гилфорд), рабочая концепция одаренности (Ю. Бабаева, Д. Богоявленская, В. Шадриков), многофакторная «Мюнхенская модель одаренности» (К. Хеллер), система дифференцированного обучения одаренных детей (Ю. Гильбух).
Исследование проходило в 3 этапа:
На первом этапе (апрель – сентябрь 2011 года) определены исходные позиции научного поиска (объект, предмет, цель, задачи, методы), исследована проблема обеспечения социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине.
На втором этапе (сентябрь 2011 года – февраль 2012 года) проведен анализ практического опыта обеспечения социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине и странах Западной Европы, разработаны методические рекомендации по обеспечению социального комфорта одаренных детей.
На третьем этапе (март – апрель 2012 года) проведен анализ результатов исследования, их обобщение, формулирование основных выводов, оформлен текст дипломной работы.
Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в практике работы социальных педагогов, психологов и учителей с одаренными детьми.
Апробация результатов исследования осуществлялась во время обсуждения на межвузовской, посвященной ХІV недели науки («Удовлетворение образовательных потребностей одаренных детей как одна из составляющих социального комфорта одаренных детей», г. Ялта), «Проблемы и перспективы развития рынка образовательных услуг: региональный аспект» («Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей как средство обеспечение социального комфорта одаренных детей», г. Армянск, 2012), научно-практических конференциях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, списка использованных источников (87 наименований).
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО
1.1 Сущность
понятий «одаренность», «
Современное образование выдвигает повышенный интерес к проблематике одаренных детей [4; 56; 65]. Это связано с тем, что в педагогике и психологии одаренность рассматривается как сложное явление [13, с. 21]. Практика также показала, что одаренные дети нуждаются в поддержке и индивидуальном подходе как и дети с особыми потребностями или с девиантным поведением [65, с. 12].
Для выявления особенностей развития одаренных детей, а также теоретических основ работы социального педагога рассмотрим сущность понятий «одаренность», «одаренный ребенок», «социальный комфорт».
В доступной нам литературе мы не находим четкого определения понятия «одаренность». В исследованиях Г. Бурменской одаренность трактуется в нескольких противоречивых друг другу значениях. Рассмотрим их. Одаренность это:
– качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешность выполнения деятельности;
– общие способности
или моменты способностей, обуславливающие
широту возможностей человека, уровень
и своеобразие его
– умственный потенциал, или интеллект;
– целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к обучению;
– совокупность задатков,
природных данных, характеристика степени
выраженности и своеобразия природных
предпосылок способностей [60,
В зарубежной литературе находим следующее определение «одаренности», данное в 1972 году Комитетом по образованию США: «Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Перспектива таких детей определяется их достижениями или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, академических достижений, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной деятельности [78, с. 47].
В психолого-педагогической литературе одаренность определяется как высокий уровень развития одной или нескольких способностей человека, позволяющего ему достичь особых успехов в определенных областях деятельности [14, с. 78].
Н. Лейтес рассматривая психологию одаренных детей и подростков, отмечал, что одаренность – это развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов, в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [44, с. 24]. Этой точки зрения придерживается и Д. Богоявленская [9, с. 31].
По мнению Т. Чуриковой и Л. Субботиной процесс развития и обогащения понятия «одаренность» неразрывно связано с процессом развития комплекса наук о человеке: психологии и педагогики, биологии и антропологии, физиологии развития и психофизиологии, психогенетики и социологии [78, с. 23]. Вклад в развитие этих наук внесли зарубежные и отечественные ученые.
Рассмотрим эволюцию понятия «одаренность».
Содержание понятия
«одаренность» изменялось от одностороннего
его понимания в узкой
В зарубежной науке до 50-х годов под одаренностью понимался высокий уровень развития интеллекта (А. Бине, Дж. Кеттелл, Л. Термен) [60; 44]. К концу 50-х годов понятие «одаренность» выходит за рамки лишь познавательных способностей [78, с. 81].