Работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные формы и методы работы социального  педагога с родителями одаренных детей. Г. Бурменская отмечает важным условием в решении проблем одаренных детей связь школы и семьи. Семейное воспитание, как и школьное образование, имеет значение в формировании эмоционального и личностного здоровья одаренных детей. Родители, сотрудничая с педагогами, психологами и социальным педагогом школы, как и педагоги, получая от родителей необходимую информацию, принимают оптимальное решение, касающееся развития, воспитания и обучения одаренного ребенка. Переходя от одной мысли к другой отметим, что социальный педагог, выполняя роли посредника и информатора, организует консультационную работу с родителями, цель которой информирование и помощь родителям одаренных детей в кризисных ситуациях. Также социальный педагог ознакомляет родителей с психолого-педагогической литературой, которая может повысить уровень их педагогических знаний о проблемах и особенностях развития и общения с одаренными детьми.

Говоря о групповых  формах работы социального педагога с родителями одаренных детей, А. Савенков выделил, практикумы, педагогические лектории и тематические вечера вопросов и ответов [68, с. 29]. Рассмотрим их подробнее.

Одной из форм работы социального  педагога, направленной на выработку  у родителей педагогических умений по воспитанию и развитию одаренного ребенка, является практикум. Трудности, обусловленные особенностями личности одаренного ребенка, требуют от родителей умений эффективно решать возникающие в процессе семейного воспитания педагогические ситуации. В связи с этим, организовывая практикум, социальный педагог подбирает проблемные ситуации, которые могут складываться во взаимоотношениях родителей и одаренных детей, родителей и школы. Задача родителей, найти из них выход и выразить свое отношение к ним. Таким образом, цель педагогического практикума активизировать и тренировать педагогическое мышление родителей.

Следующей формой работы с родителями одаренных детей  выделим педагогический лекторий, который  предусматривает предоставление родителям  систематизированных знаний по теории воспитания одаренных детей. Отметим, что главная цель, которая стоит перед социальным педагогом при организации педагогического лектория – активизировать и привлечь внимание родителей к актуальным проблемам особенности личности одаренного ребенка, а также его воспитания и развития, с помощью лекций и бесед.

Эффективной формой работы с родителями, которая помогает повысить их знания в области особенностей личности одаренного ребенка и особом подходе в его воспитании являются тематические вечера вопросов и ответов. Тематические вечера дают возможность родителям полнее понять причины трудностей возникающих у их ребенка, а также ознакомляют их с тактиками поведения в той или иной проблемной ситуации. Подчеркнем, что в такой форме работы как тематические вечера, социальный педагог чаще играет роль посредника. Так как по нашему мнению, целесообразно на такие вечера приглашать консультантов, психологов и специалистов, занимающихся проблемами воспитания.

Социальный педагог  общеобразовательной школы, обеспечивая  социальный комфорт одаренных детей, создает для них такие условия, в которых сохраняется их эмоциональное, психологическое здоровье, происходит становление и всестороннее развитие личности. В связи с этим, формы работы социального педагога с учителями имеют те же направления и цели, что и формы работы с родителями одаренных детей. Сообразно с этим социальный педагог через консультирование, практикумы и семинары для учителей информирует их об особенностях одаренных детей, о возникающих проблемах в процессе их социализации, а также о способах преодоления этих трудностей и тактиках взаимодействия с одаренными детьми.

Отдельной формой работы социального педагога с одаренными детьми, является своевременная яркая  реклама внеклассных мероприятий, а также функционирующих клубов, кружков и секций по интересам, в которых одаренный ребенок может применять свои умения и реализовывать таланты. По мнению Г. Бурменской, участие ребенка в общественной жизни школы помогает преодолеть его обособленность от сверстников. Занятия в различных кружках дает возможность выбрать то направление, которое ближе всего подходит ребенку и вместе с тем показывает, что цель занятия какой-либо деятельностью заключается не только в достижении первого места, и иногда пережить неудачу нормально [60, с. 167].

Таким образом, социальный педагог, обеспечивая социальный комфорт одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, работает в трех направлениях: непосредственная работа с одаренным ребенком и коллективом его сверстников, педагогическим составом школы и родителями одаренных детей.

Содержание работы социального  педагога обусловлено основной целью  его деятельности, которая заключается  в создании благоприятных условий  развития и обучения одаренного ребенка. Формы и методы, которые применяет  социальный педагог в своей деятельности, позволяют ему достичь цели осуществляемой деятельности, реализовать основные функции и роли, которые предусмотрены социально-педагогической деятельностью. Выбор социальным педагогом форм работы с одаренными детьми зависит от характера его проблем. При подборе методов влияния и помощи одаренному ребенку социальный педагог учитывает его возрастные особенности и индивидуальные характеристики.

Среди форм и методов  работы социального педагога, направленных на создание социального комфорта одаренных детей, выделяют индивидуальные (занятия по развитию мелкой моторики, консультации, арттерапия, библиотерапия, предоставление литературы по проблемам одаренных детей) и групповые (тренинг, игротерапия, «метод общего сочинения историй», практикум, лекторий) формы работы.

 

 

Выводы по первому  разделу

 

Проанализировав теоретические  источники, рассмотрев различные подходы  к определению понятия «одаренность», можно сделать вывод, что одаренность  – это сложное, интегральное, динамическое проявление психики, которое развивается в течение  жизни и определяют возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренность может проявляться в разных сферах: интеллектуальной, академической, творческой, общении, художественной, двигательной активности. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Личность одаренного ребенка имеет специфические  черты развития, которые отличают их от других людей: сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, повышенный интерес к дивергентным задачам, диссинхрония между познавательным и физическим развитием, эмоционально окрашенная речь, способность рассуждать. Эти особенности обуславливают проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок, обучаясь в массовой общеобразовательной школе. К проблемам одаренных детей относятся: негативное отношение к школе, перфекционизм, трудности в профессиональном самоопределении, сложность игровых интересов, стремление к общению с взрослыми, трудности в общении со сверстниками.

В связи с тем, что  положительные свойства личности одаренного ребенка имеют отрицательные  стороны, они усложняют процесс  его социализации, ведут к дезадаптации одаренного ребенка. Поэтому в условиях общеобразовательной школы социальному педагогу необходимо обеспечивать социально комфортные условия, в которых одаренный ребенок будет успешно развиваться.

Социальный комфорт  представляет собой субъективную удовлетворенность совокупностью благоприятно сложившихся условий, от которых зависит полноценное развитие и функционирование личности одаренного ребенка в обществе, его самопознание и самоопределение в жизни. Социальный комфорт можно представить в виде структуры, которая состоит из следующих компонентов: субъекты, объекты, деятельность субъектов, цель деятельности, принципы, функции, формы и методы.

Социальный педагог, обеспечивая  социальный комфорт одаренных детей  в условиях общеобразовательной  школы, использует индивидуальные и групповые формы работы с одаренными детьми, детским коллективом, педагогами и родителями. Индивидуальной формой работы с одаренными детьми являются занятия по развитию мелкой моторики и навыков ручной работы для младших школьников, арттерапия и библиотерапия. В групповых формах работы с одаренными детьми и коллективом и их сверстниками социальный педагог использует тренинги, игротерапию и метод общего сочинения историй. При организации индивидуальной работы с педагогами и родителями одаренных детей социальный педагог использует беседы и консультирования, в групповой форме работы с ними социальный педагог применяет практикумы, педагогические лектории, тематические вечера.

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

1. Необходимость работы  социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы обусловлена отсутствием дифференцированного подхода к работе с одаренными детьми, сложными отношениями одаренных детей со сверстниками, недостаточной подготовкой педагогов к работе с одаренными детьми. Одаренность является сложным, интегральным, динамическим проявлением качества психики, которое развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Отсутствие внимания к развитию одаренных детей в  общеобразовательной школе обуславливает  создание социально комфортной среды. Под социальным комфортом понимают субъективную удовлетворенность одаренным ребенком совокупностью благоприятно сложившихся условий, от которых зависит полноценное развитие и функционирование его личности в обществе, его самопознание и самоопределение. Социальный комфорт можно представить в виде структуры, которая состоит из следующих компонентов: субъекты, объекты, деятельность субъектов, цель деятельности, принципы, функции, формы и методы.

2. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме исследования дает возможность сделать вывод о том, что личность одаренного ребенка имеет специфические особенности, которые проявляются в трех сторонах его развития: познавательной, психосоциальной и физической. Положительные и отрицательные стороны развития одаренности оказывают влияние на процесс развития и социализации одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы. Особенностями одаренного ребенка являются любознательность, большое стремление к познанию, сверхчувствительность к проблеме, надситуативная активность, оригинальность мышления, интерес к задачам дивергентного типа, большое количество интересов, стремление к самоактуализации, перфекционизм, познавательный эгоцентризм, повышенная уязвимость, неравномерность развития между познанием и навыками ручной работы.

3. Социальный педагог,  обеспечивая социальный комфорт  одаренных детей в условиях  общеобразовательной школы, организует  свою работу в трех направлениях: работа с одаренными детьми  и коллективом их сверстников,  работа с педагогами и родителями. Выделяют

Формы работы социального  педагога могут быть индивидуальными (занятия по развитию мелкой моторики, консультации, арттерапия, библиотерапия, предоставление литературы по проблемам  одаренных детей) и групповыми (тренинг, игротерапия, «метод общего сочинения историй», практикум, лекторий).

4. Работа социального  педагога с одаренными детьми  в Великобритании и Германии  имеет отличия от Украины, проявляющиеся  в принципах, на которых базируется  обеспечение социального комфорта  одаренных детей (принцип включения в Великобритании, принцип гибкого и дифференцированного подхода в Германии). Работа социальных педагогов в Великобритании и Германии отличается специфическими формами консультативной поддержки одаренных детей, внеклассными развивающими мероприятиями, функционированием летних лагерей для одаренных детей.

5. Проанализировав опыт  социально-педагогической работы  с одаренными детьми в условиях  общеобразовательных школ в Украине,  отметим, что содержание организуемой  в школах работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей зависит от того, как проходит развитие одаренного ребенка, в направлении успешной социализации или дезадаптации. Для систематизации работы школы по созданию социального комфорта одаренных детей применяют комплексные программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Проводимая работа направлена на создание положительной эмоционально-психологической среды для одаренных детей, поддержку их в кризисные периоды развития, помощь в профессиональном самоопределении.

Анализ работы школы  № 3 с одаренными детьми дает возможность  сделать вывод, что положительной  стороной организуемой работы является обучение одаренных детей в профильных классах, реализация принципа дифференцированного  обучения, функционирование в школе психолога.

Отрицательными сторонами  в работе школы № 3 с одаренными детьми является отсутствие базы для  удовлетворения познавательных потребностей одаренных детей, возможности вести  экспериментально-поисковую учебную  деятельность, недостаточное количество обучающих программ для педагогов, направленных на повышение их практических умений в работе с одаренными детьми, а так же минимальное участие родителей одаренных детей в организации и реализации программ, способствующих обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях школы.

6. Анализ особенностей  обеспечения социального комфорта  одаренных детей в Украине  и в странах Западной Европы  был проведен по таким факторам  как принципы работы с одаренными  детьми, наличие муниципальных программ  обеспечения социального комфорта одаренных детей, летние лагеря для одаренных детей, особенности взаимодействия социального педагога с психологом, применение социальным педагогом в работе с одаренными детьми консультирования посредством интернет-связи. На основании проведенного анализа разработаны методические рекомендации по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Цель рекомендаций – помочь социальным педагогам, психологам и педагогам школы создать благоприятные условия для развития, воспитания и обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Рекомендации включают разработку индивидуальных маршрутов развития одаренных детей, организацию сотрудничества родителей со школой, психолого-педагогического просвещения родителей об особенностях одаренных детей, формирование у педагогов практических навыков работы с одаренными детьми, организацию работы с одаренными детьми в форме конкурсов, привлечение волонтеров и тьюторов к работе с одаренными детьми, предоставление консультационных услуг посредством интернет связи, организацию летних лагерей для одаренных детей.

Информация о работе Работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине