Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Рассмотрим основные формы и методы работы социального педагога с родителями одаренных детей. Г. Бурменская отмечает важным условием в решении проблем одаренных детей связь школы и семьи. Семейное воспитание, как и школьное образование, имеет значение в формировании эмоционального и личностного здоровья одаренных детей. Родители, сотрудничая с педагогами, психологами и социальным педагогом школы, как и педагоги, получая от родителей необходимую информацию, принимают оптимальное решение, касающееся развития, воспитания и обучения одаренного ребенка. Переходя от одной мысли к другой отметим, что социальный педагог, выполняя роли посредника и информатора, организует консультационную работу с родителями, цель которой информирование и помощь родителям одаренных детей в кризисных ситуациях. Также социальный педагог ознакомляет родителей с психолого-педагогической литературой, которая может повысить уровень их педагогических знаний о проблемах и особенностях развития и общения с одаренными детьми.
Говоря о групповых формах работы социального педагога с родителями одаренных детей, А. Савенков выделил, практикумы, педагогические лектории и тематические вечера вопросов и ответов [68, с. 29]. Рассмотрим их подробнее.
Одной из форм работы социального педагога, направленной на выработку у родителей педагогических умений по воспитанию и развитию одаренного ребенка, является практикум. Трудности, обусловленные особенностями личности одаренного ребенка, требуют от родителей умений эффективно решать возникающие в процессе семейного воспитания педагогические ситуации. В связи с этим, организовывая практикум, социальный педагог подбирает проблемные ситуации, которые могут складываться во взаимоотношениях родителей и одаренных детей, родителей и школы. Задача родителей, найти из них выход и выразить свое отношение к ним. Таким образом, цель педагогического практикума активизировать и тренировать педагогическое мышление родителей.
Следующей формой работы с родителями одаренных детей выделим педагогический лекторий, который предусматривает предоставление родителям систематизированных знаний по теории воспитания одаренных детей. Отметим, что главная цель, которая стоит перед социальным педагогом при организации педагогического лектория – активизировать и привлечь внимание родителей к актуальным проблемам особенности личности одаренного ребенка, а также его воспитания и развития, с помощью лекций и бесед.
Эффективной формой работы с родителями, которая помогает повысить их знания в области особенностей личности одаренного ребенка и особом подходе в его воспитании являются тематические вечера вопросов и ответов. Тематические вечера дают возможность родителям полнее понять причины трудностей возникающих у их ребенка, а также ознакомляют их с тактиками поведения в той или иной проблемной ситуации. Подчеркнем, что в такой форме работы как тематические вечера, социальный педагог чаще играет роль посредника. Так как по нашему мнению, целесообразно на такие вечера приглашать консультантов, психологов и специалистов, занимающихся проблемами воспитания.
Социальный педагог общеобразовательной школы, обеспечивая социальный комфорт одаренных детей, создает для них такие условия, в которых сохраняется их эмоциональное, психологическое здоровье, происходит становление и всестороннее развитие личности. В связи с этим, формы работы социального педагога с учителями имеют те же направления и цели, что и формы работы с родителями одаренных детей. Сообразно с этим социальный педагог через консультирование, практикумы и семинары для учителей информирует их об особенностях одаренных детей, о возникающих проблемах в процессе их социализации, а также о способах преодоления этих трудностей и тактиках взаимодействия с одаренными детьми.
Отдельной формой работы
социального педагога с одаренными
детьми, является своевременная яркая
реклама внеклассных
Таким образом, социальный педагог, обеспечивая социальный комфорт одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, работает в трех направлениях: непосредственная работа с одаренным ребенком и коллективом его сверстников, педагогическим составом школы и родителями одаренных детей.
Содержание работы социального педагога обусловлено основной целью его деятельности, которая заключается в создании благоприятных условий развития и обучения одаренного ребенка. Формы и методы, которые применяет социальный педагог в своей деятельности, позволяют ему достичь цели осуществляемой деятельности, реализовать основные функции и роли, которые предусмотрены социально-педагогической деятельностью. Выбор социальным педагогом форм работы с одаренными детьми зависит от характера его проблем. При подборе методов влияния и помощи одаренному ребенку социальный педагог учитывает его возрастные особенности и индивидуальные характеристики.
Среди форм и методов работы социального педагога, направленных на создание социального комфорта одаренных детей, выделяют индивидуальные (занятия по развитию мелкой моторики, консультации, арттерапия, библиотерапия, предоставление литературы по проблемам одаренных детей) и групповые (тренинг, игротерапия, «метод общего сочинения историй», практикум, лекторий) формы работы.
Выводы по первому разделу
Проанализировав теоретические
источники, рассмотрев различные подходы
к определению понятия «
Личность одаренного ребенка имеет специфические черты развития, которые отличают их от других людей: сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, повышенный интерес к дивергентным задачам, диссинхрония между познавательным и физическим развитием, эмоционально окрашенная речь, способность рассуждать. Эти особенности обуславливают проблемы, с которыми сталкивается одаренный ребенок, обучаясь в массовой общеобразовательной школе. К проблемам одаренных детей относятся: негативное отношение к школе, перфекционизм, трудности в профессиональном самоопределении, сложность игровых интересов, стремление к общению с взрослыми, трудности в общении со сверстниками.
В связи с тем, что положительные свойства личности одаренного ребенка имеют отрицательные стороны, они усложняют процесс его социализации, ведут к дезадаптации одаренного ребенка. Поэтому в условиях общеобразовательной школы социальному педагогу необходимо обеспечивать социально комфортные условия, в которых одаренный ребенок будет успешно развиваться.
Социальный комфорт представляет собой субъективную удовлетворенность совокупностью благоприятно сложившихся условий, от которых зависит полноценное развитие и функционирование личности одаренного ребенка в обществе, его самопознание и самоопределение в жизни. Социальный комфорт можно представить в виде структуры, которая состоит из следующих компонентов: субъекты, объекты, деятельность субъектов, цель деятельности, принципы, функции, формы и методы.
Социальный педагог, обеспечивая социальный комфорт одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, использует индивидуальные и групповые формы работы с одаренными детьми, детским коллективом, педагогами и родителями. Индивидуальной формой работы с одаренными детьми являются занятия по развитию мелкой моторики и навыков ручной работы для младших школьников, арттерапия и библиотерапия. В групповых формах работы с одаренными детьми и коллективом и их сверстниками социальный педагог использует тренинги, игротерапию и метод общего сочинения историй. При организации индивидуальной работы с педагогами и родителями одаренных детей социальный педагог использует беседы и консультирования, в групповой форме работы с ними социальный педагог применяет практикумы, педагогические лектории, тематические вечера.
ВЫВОДЫ
1. Необходимость работы
социального педагога по
Отсутствие внимания
к развитию одаренных детей в
общеобразовательной школе
2. Анализ психолого-
3. Социальный педагог,
обеспечивая социальный
Формы работы социального педагога могут быть индивидуальными (занятия по развитию мелкой моторики, консультации, арттерапия, библиотерапия, предоставление литературы по проблемам одаренных детей) и групповыми (тренинг, игротерапия, «метод общего сочинения историй», практикум, лекторий).
4. Работа социального
педагога с одаренными детьми
в Великобритании и Германии
имеет отличия от Украины,
5. Проанализировав опыт
социально-педагогической
Анализ работы школы № 3 с одаренными детьми дает возможность сделать вывод, что положительной стороной организуемой работы является обучение одаренных детей в профильных классах, реализация принципа дифференцированного обучения, функционирование в школе психолога.
Отрицательными сторонами
в работе школы № 3 с одаренными
детьми является отсутствие базы для
удовлетворения познавательных потребностей
одаренных детей, возможности вести
экспериментально-поисковую
6. Анализ особенностей
обеспечения социального