Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
На негативное отношение одаренного ребенка к школе может влиять диссинхрония между познавательным и физическим развитием [28, с. 13]. Неравномерность между развитием познания, координационными способностями и мелкой моторики ведет к ложным представлениям о недостатках в развитии последних. Необходимость выполнения на уроке стандартной деятельности вызывает у одаренного ребенка раздражение, неприязнь к определенным видам деятельности. Он стремиться делать то, что ему нравиться, то в чем он успешен, избегая сложной для него работы.
Одаренные дети, отвергают стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты отличаются от их интересов. Но бывает другое проявление. Когда одаренный ребенок, не желая отрываться от коллектива, выделяться из толпы, теряет свою индивидуальность, старается подстроиться под всех.
Ряд авторов (Д. Богоявленская, В. Бурменская, В. Юркевич) проблемой одаренных детей выделяют их чувствительность [8; 60; 84]. Повышенная способность к восприятию, умение одновременно следить за несколькими явлениями, замечать интонации, позы, жесты, модели поведения окружающих, увеличивает уязвимость и чувствительность ребенка [58, с. 221]. Дети чувствуют вину, даже если их ни в чем ни обвиняют, нейтральную реплику воспринимают как критику. Одаренного ребенка отличает чувствительность к недовольству взрослых и резкая реакция на малозначительные события.
Для одаренного ребенка характерна внутренняя потребность совершенства или перфекционизм. Повышенная требовательность одаренного школьника ведет к тому, что собственную работу в той или иной деятельности он оценивает по работе взрослого. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Чувства неполноценности одаренного ребенка могут усиливать взрослые, если их ожидания завышены, и ребенку трудно им соответствовать [54, с. 2].
Одаренный ребенок отличается большим количеством интересов. Их широта влияет на то, что ребенок берется за несколько дел одновременно, не доводя их до конца. Часто одаренный ребенок, осознав свои способности, принимается за решение сложной задачи, не по его силам. Не добившись успеха, у ребенка возникает чувство разочарования.
Большие способности и завышенные ожидания взрослого стимулируют ребенка на деятельность, которая будет одобряться другими. Таким образом, мотивы выполнения работы не связаны с личным удовлетворением ребенка, с желанием самоопределиться. Завышенные требования и неадекватно сформированные мотивы деятельности ведут к тому, что ребенок не умеет пережить неудачу.
По мнению Дж. Уитмор,
такая проблема как нетерпение связана
с особенностями когнитивного эгоцентризма
характерного одаренному ребенку [44, с.
163]. Когнитивный эгоцентризм
Я. Понамарев отмечает, что повышенные требования к другим, сложность игровых интересов, тяга к общению с более взрослыми детьми и различные познавательные интересы делают трудным процесс коммуникации одаренного ребенка с группой сверстников [66, с. 21].
Ряд авторов (Г. Бурменская, Л. Холлингуорт) говорят о том, что одаренный ребенок рано начинает размышлять на философски темы и интересоваться глобальными мировыми проблемами. В отличие от сверстников у них больше развито чувство справедливости. Повышенная эмоциональная реакция и чувствительность одаренных детей связана с высоким уровнем развития восприятия. Л. Холлингуорт в своей книге «Одаренные дети», по этому поводу отметила: «Ребенок, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» [60, с. 170].
Таким образом, психолого-педагогическими особенностями личности одаренного ребенка являются большой словарный запас, яркая эмоционально окрашенная речь, способность хорошо рассуждать, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, повышенный интерес к дивергентным задачам, неравномерность между познавательным и физическим развитием, гибкость мышления, высокая концентрация внимания, перфекционизм, познавательный эгоцентризм, стремление к самоактуализации.
Положительные свойства личности одаренного ребенка имеют негативные стороны и усложняют процесс его социализации, ведут к дезадаптации одаренного ребенка.
Из-за особенностей личности одаренным детям трудно адаптироваться к условиям и требованиям, которые ставит перед ними школа. Несоответствие школьной среды личности одаренного ребенка обуславливает роль социального педагога, который выступает посредником между ними. Сопровождая одаренного ребенка, социальный педагог создает социально комфортную среду, в которой происходит становление личности одаренного ребенка и его самоопределение.
1.3. Формы и методы обеспечения социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Как было указано в параграфе 1.2, у одаренных детей в условиях массового обручения возникают трудности в процессе их социализации (Д. Богоявленская, В. Бурменская, В. Кащенко, А. Савенков) [8; 33; 60; 68]. В качестве профилактики стрессовых состояний и неврозов одаренных детей, для преодоления основных трудностей и проблем в их обучении и развитии, в школе им оказывается помощь, путем создания социально комфортных условий.
Для обеспечения таких социально комфортных условий в школе необходимо организовать слаженную работу всех участников педагогического процесса. Отметим, что деятельность по созданию социального комфорта одаренного ребенка должна быть направлена на интеллектуальную, эмоциональную и физическую сторону личности одаренного ребенка. По мнению Г. Бурменской, именно в этих сферах проявляются основные проблемы одаренных детей [60, с. 75]. Кроме того отметим, что работа должна вестись не только с ребенком, но и с педагогическим коллективом школы, а также родителями одаренных детей.
По мнению А. Савенкова, необходимость работы с учителями и родителями обусловлена тем, что своим отношением и неправильным подходом, они могут обострять возникающие проблемы одаренных детей [68, с. 7].
Мы считаем, что понятие «социальный комфорт» можно охарактеризовать словосочетанием «индивидуальный подход», который предусматривает учет всех особенностей личности одаренного ребенка и среды, в которой он обучается. Именно учет индивидуальных особенностей при создании социально комфортных условий воспитания, обучения и развития, позволит оптимизировать процесс социализации одаренного ребенка в условиях общеобразовательной школы.
Перейдем к мысли о том, что создание социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, обеспечивают классный руководитель, педагоги-предметники, психолог, социальный педагог и родители. Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что главное место в создании социального комфорта одаренных детей занимает социальный педагог, выполняя такие роли как оптимизатор, мобилизатор, просветитель, консультант, советник, координатор, посредник, защитник. Играя эти роли и осуществляя предусмотренные социально-педагогической деятельностью функции, социальный педагог организовывает действия всех участников образовательного процесса, направляет их на создание социального комфорта одаренных детей.
Таким образом, социальный
педагог общеобразовательной
Анализ психолого-
Говоря об особенностях развития одаренного ребенка младшего школьного возраста, Г. Бурменская отмечает: «Тонкая моторная координация, навыки ручной работы и координация между визуальным восприятием и механическими движениями гораздо более связаны с возрастом и обычно не так развиты как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и в массе возможностей попрактиковаться в том или ином деле. Резать и клеить может оказаться сложнее, чем вычитать и складывать, а писать труднее, чем читать и говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и к росту зависимости в поведении ребенка. В соответствии с ранними программами обучения одаренных детей, требуется тонкая индивидуализация, с тем, чтобы не допустить отвращения к основным навыкам, которые могут остаться у ребенка на всю жизнь» [60, с. 125].
Вышесказанное позволяет выделить такую форму работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, как индивидуальные занятия, целью которых является развитие отстающих от познания навыков ручной работы. Содержания занятий должны включать задания направленные на развитие мелкой моторики одаренного ребенка. Таким образом, организуемая социальным педагогом деятельность по своевременному развитию навыков ручной работы одаренного ребенка младшего школьного возраста, позволит преодолеть неприязнь к ней.
Отмеченная рядом авторов (А. Матюшкин, А. Савенков, В. Юркевич) повышенная чувствительность и эмоциональность одаренного ребенка, требует коррекционного воздействия [49; 68; 84]. Социальный педагог для решения этой проблемы может применять индивидуальные формы работы с элементами арттерапии и библиотерапии. Упомянутые методы требуют от социального педагога серьезной подготовки, так как направлены на психическую сторону личности. Использование элементов арттерапии позволяет гармонизировать развитие личности одаренного ребенка путем развития способности самовыражения и самопознания. Через творчество ребенок дает возможность выхода негативным и скрытым чувствам и эмоциям. А. Хилл отмечал, что работа с рисунками, картинками или пластилином требует упорядочения цвета и форм. Таким образом, одаренный ребенок развивает чувство внутреннего контроля [63, с. 179].
Следует помнить, что арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве вспомогательного. Отметим, что социальный педагог, не имея соответствующей квалификации арттерапевта, в работе с одаренными детьми использует элементы арттерапии.
Л. Выготский характеризуя арттерапию, отмечал, что основа ее психического, коррекционного воздействия состоит в том, что искусство позволяет в символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переконструирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта [17, с. 98].
Таким образом, арттерапия в работе социального педагога с одаренным ребенком позволяет переработать те чувства и эмоции, которые ребенок привык подавлять. Д. Богоявленская отмечает, что через невербальные средства одаренный ребенок выражает и объясняет свои переживания и убеждения. Мысли и чувства, выраженные через средства изобразительного искусства, способствуют улучшению отношений с партнерами по общению и повышению самооценки одаренного ребенка [8, с. 23].
Библиотерапия представляет собой метод коррекционного воздействия на личность одаренного ребенка с помощью специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния [63, с. 82]. Отметим, что коррекционное чтение отличается от обычного чтения своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния и свойства личности для их нормализации и уравновешивания. В. Мясищев отмечает, что коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их в другом направлении.
Таким образом, можно ослабить или усилить воздействие на чувства одаренного ребенка, для восстановления его душевного равновесия [63, с. 99]. А. Миллер, характеризуя бибилиотерапию, подчеркнул, что рекомендуя книги в бибилиотерапевтических целях необходимо учитывать такие принципы как, степень доступности изложения, герой книги должен быть «по плечу» одаренному ребенку, а сходство ситуации книги максимально с ситуацией, в которой находится ребенок.
Рассмотрев индивидуальные формы работы социального педагога с одаренными детьми, перейдем к групповым формам. Отметим, что различие игровых интересов, нетерпимое отношение и возникающие коммуникативные трудности одаренных детей с коллективом сверстников обуславливают выбор социальным педагогом групповых форм и методов работы. А именно, тренинги, игры и метод сочинения историй. Рассмотрим их подробнее.
Тренинг, как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, дает возможность привить одаренному ребенку несформированные навыки общения со сверстниками, а также влияет на формирование терпимого, уважительного отношения к мнению других детей и взрослых. Искусственно созданные социальным педагогом ситуации в тренинге обеспечивают условия для самореализации одаренного ребенка и самостоятельного поиска решения психологических проблем.
Актуальными методами работы с одаренными детьми является игра. Ее психотерапевтическое воздействие помогает создать близкие отношения между участниками группы, снять напряженность, тревогу, страх перед окружающими. В процессе игровых действий нормализуется самооценка одаренного ребенка, а проигрывание различных ситуаций и ролей позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. Вместе с тем отметим, что игровая терапия оказывается эффективной при проявлении таких особенностей одаренных детей, как социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверконформность и нарушение поведения [63, с. 73].
Вслед за игротерапией рассмотрим предложенный Р. Стирценгером метод «общего сочинения историй» ребенком и взрослым. Суть метода заключается в следующем, ребенок, сочиняя истории вместе с взрослым, вербализирует образы, ассоциации, беспокойства и страхи, находит адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающие нарушения поведения в школе [63, с. 123]. Метод реализуется следующим образом: с начала некоторую историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый, который вводит в повествование более адекватные способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помогает одаренным детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и выразить его без опаски [63, с. 188]. После того как рассказ составили, дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные способы разрешения конфликта, более приемлемого в социальном плане.