Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа
Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.
Начиная с 50 – 60-х годов XX века, позиция российских и украинских психологов относительно проблемы одаренности постепенно сближается с западной. Происходит расширение понятия «одаренность», на что указывает С. Рубинштейн: «Общую одаренность часто обозначают термином «одаренность», в зарубежной литературе ее обычно отождествляют с интеллектом. Нужно, однако, сказать, что если под общей одаренностью разуметь совокупность всех качеств человека, от которых зависит продуктивность его деятельности, то в нее включается не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темп деятельности» [67, с. 134]. Б. Теплов также выступал против узкого интеллектуализма в представлениях об одаренности. В его понимании одаренность, это комплексное синтетическое понятие, качественно-своеобразное сочетание способностей [37, с. 540].
Отметим, что нет однозначности в понимании взаимосвязи общей и специальной одаренности. По мнению Л. Попова и В. Юркевич «одаренность» представляет собой интегральное личностное качество. Ребенок редко одарен лишь в одной сфере. И если он одарен то, он способен достичь успеха во многих видах деятельности [84, с. 45].
Сторонники другой точки зрения (В. Давыдов, М. Холодная), полагают, что видов одаренности существует столько, сколько может быть найдено точек приложения человеческой активности. Согласно этому подходу одаренность всегда конкретна, и нельзя говорить об одаренности вообще, надо говорить об одаренности математической, музыкальной, художественной [73, с. 12].
Проявление одаренности, как считает А. Савенков, надо рассматривать и в возрастном аспекте. Одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) менее дифференцирована и должна рассматриваться как общая способность. С возрастом под влиянием средовых факторов одаренность приобретает направленность, реализуется в каком-либо виде деятельности [68, с. 220].
С. Рубинштейн отмечает, что способности человека проявляются в единстве общих и специальных свойств. Общие способности являются основной специальных способностей. Они называются «базальными факторами одаренности», без которых специальные способности не могут существовать [67, с. 69].
Таким образом, в современных концепциях «одаренность» рассматривается как сложное психологическое явление, включающее личность в целом; наряду с высоким уровнем развития интеллекта важным фактором считают творчество. Раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков, анатомо-физиологических особенностей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [24, с. 4]. В практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» ученые Ю. Бабаева, Д. Богоявленская, М. Холодная рекомендуют использовать понятия «признаки детской одаренности» или «ребенок с признаками детской одаренности» [9, с. 13]. Такой подход связан со спецификой детской одаренности, которая заключается в ее отличии от взрослой.
По мнению Е. Кульчицкой, признаки детской одаренности – это особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения по характеру его действий [40, с. 52]. Проявляясь в поведении признаки одаренности, охватывают два его аспекта: инструментальный, который характеризует способы деятельности ребенка, и мотивационный, который означает отношение ребенка к той или иной стороне действительности.
Инструментальный аспект
поведения включает в себя наличие
специфической стратегии
По мнению Е. Кульчицкой, повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предмета или какой-либо форме социальной активности, ярко выраженный интерес, повышенная познавательная потребность, предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных, типичных заданий, а также высокая критичность характеризуют мотивационный аспект [40, с. 12]. С. Шаповаленко считает, что общее образование направлено на овладение обучающимися основами наук о природе и обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, а также развитие гармоничной личности [74, с. 137].
Организация процесса обучения в школе ориентируется на большинство детей. Педагогу массовой школы трудно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, поэтому в своем подходе он ориентирован на среднего ученика. Педагог массовой школы уделяет мало внимания одаренному ребенку, который, как и его сверстники имеет потребности в познании, самовыражении, самоактуализации, самоопределении. Сложность для педагога в подборе методики обучения соответствующей каждому ученику и диссинхрония между школьной средой и развитием способностей одаренных детей делает сложным процесс их социализации. Именно поэтому в условиях общеобразовательной школы необходима деятельность социального педагога, направленная на одаренных детей. Деятельность социального педагога будет способствовать созданию специальных условий, учитывающих особенности одаренного ребенка, в которых он сможет всесторонне развиваться в условиях массовой школы.
Под такими условиями
подразумевается свобода
В психолого-педагогической литературе определения понятия «социальный комфорт» одаренного ребенка нет. Для его определения рассмотрим в доступной литературе понятия «комфорт» и «социальный».
В словаре С. Ожегова понятие «комфорт» определяется как «условие жизни или обстановка, которые обеспечивают удобства, спокойствие, уют» [62, с. 248]. В словаре иностранных слов А. Булыко находим следующее определение: «комфорт – состояние удовлетворения, внутреннего покоя из-за благоприятно сложившихся обстоятельств» [12, с. 283]. Социально комфортная среда включает в себя природные и социально-экономические показатели окружающей человека среды, обеспечивающие достаточную его удовлетворенность (А. Борисов) [11, с. 236].
Таким образом, комфорт можно рассматривать как благоприятно сложившиеся условия, в которых человек чувствует себя спокойно и удовлетворенно.
Понятие «социальный» в словаре иностранных слов А. Булыко, толковом словаре С. Ожегова определяется как прилагательное, по значению связанное с жизнью людей в обществе, в их отношениями в обществе или к обществу [12; 48].
Таким образом, социальный
комфорт представляет собой субъективную
удовлетворенность
Социальный комфорт можно представить в виде структуры, которая состоит из таких компонентов: субъекты, объекты, деятельность субъектов, цель деятельности, принципы, на которых базируется деятельность, функции субъектов, а также применяемые в работе формы и методы для достижения главной цели деятельности. Рассмотрим составные части социального комфорта подробнее.
Объектом социального комфорта является одаренный ребенок, который нуждается в помощи или поддержке в процессе его становления и развития.
Главная цель социального комфорта – учитывать потребности и специфику развития одаренных детей, обеспечивать комфортную среду и условия для их социализации, обучения, воспитания, взаимодействия с окружающими, всестороннего развития и самоопределения. На достижение цели социального комфорта, направлена деятельность. Она осуществляется субъектами социального комфорта и должна создавать оптимальные условия социализации одаренных детей [34, с. 56].
Субъектами социального комфорта выступают физические лица, которые осуществляют деятельность, направленную на оказание помощи (социальной, психологической, педагогической) одаренным детям.
Следующей составной частью структуры социального комфорта выделим его основные задачи. Они заключаются в:
– сохранении и укреплении физического, психического, социального здоровья одаренного ребенка;
– создании благоприятных условий в микросреде (школа, класс) для развития способностей и реализации возможностей одаренного ребенка;
– оказании комплексной социальной, психологической, педагогической помощи и поддержки одаренных детей;
– предупреждении негативного влияния социального окружения на одаренного ребенка (М. Шакурова) [80, с. 43].
Принципы, как компонент социального комфорта, заключаются в основных требованиях к содержанию, организации и осуществлению деятельности. Осуществляемая субъектами деятельность базируется на следующих принципах:
– принцип содействия самореализации ребенка обеспечивает осуществление воспитания, обучения, как создания условий для саморазвития личности одаренного ребенка;
– принцип дифференциации и индивидуального подхода в социальном комфорте состоит в том, что проблемы и потребности одаренного ребенка необходимо отнести к определенной группе подобных явлений и, базируясь на этом, выбрать технологии, формы и методы деятельности с учетом индивидуальных особенностей одаренного ребенка;
– принцип целенаправленности проявляется в следующем: поставленная цель достигается целенаправленно, решение проблемы не оставляется, дело необходимо довести до конца;
– принцип системности заключается в единстве форм, методов, средств, приемов решения проблем одаренных детей. Эффективность деятельности обеспечивается последовательностью и вариативностью технологий, которые должны быть тесно взаимосвязаны друг с другом. Принцип системности предотвращает эпизодичность, фрагментарность, хаотичность во время работы;
– принцип гуманизма проявляется в деятельности, осуществляемой на основе альтруизма, эмпатии, человечности, принятия личности;
– принцип клиентоцентризма в социальном комфорте подчеркивает приоритет прав одаренного ребенка во всех случаях, кроме тех, в которых это противоречит интересам других людей. Автономность и суверенность прав одаренного ребенка заключается в его праве принимать или не принимать помощь, выбирать вид помощи или предложенный специалистом вариант решения проблемы (Л. Кузнецова) [39, с. 32];
– принцип опоры на
потенциальные возможности
– принцип конфиденциальности выражается в том, что полученная социальным педагогом во время работы с одаренным ребенком информация, не должна распространяться;
– принцип толерантности проявляется в корректном и терпеливом отношении к поведению, особенностям общения, ценностным ориентациям одаренного ребенка;
– принцип комплексного подхода, который учитывает все проблемы и трудности одаренного ребенка;
– принцип взаимодействия, подразумевающий сотрудничество школы, семьи, специальных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также специалистов компетентных в вопросах одаренности, повышает эффективность работы социального педагога с одаренными детьми (П. Шептенко) [81, с. 75].
Социальный педагог, как
один из субъектов социального
Диагностическая функция заключается в изучении и оценивании особенностей школьной и классной среды и ее направленности на одаренного ребенка, социального статуса в различных сферах деятельности и общения; выявлять индивидуально-психологические особенности одаренного ребенка, его проблемы; изучении особенностей деятельности и обучения ребенка; устанавливании причины возникающих трудностей.
Функцией социального
педагога обеспечивающего социальный
комфорт одаренного ребенка можно
отметить прогностическую функцию.
Прогностическая функция
При обеспечении социального
комфорта для одаренного ребенка
социальный педагог осуществляет организационно-
При осуществлении коррекционной функции социальному педагогу необходимо корректировать влиянии на ребенка школьной среды. При необходимости социальный педагог корректирует самооценку ребенка, его статус в коллективе и группе сверстников (В. Кащенко) [33, с. 12].
Кординационно-организационная
функция заключается в организа