Работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически исследовать и проанализировать опыт социально-педагогической работы по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине, Великобритании и Германии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть теоретические основы работы социального педагога с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Следующей функцией социального  педагога отметим функцию социально-педагогической поддержки и помощи. Специалист оказывает квалифицированную социальную, психологическую и педагогическую помощь одаренному ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценивании, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации и самореализации.

Охранно-защитная функция  проявляется в защите социальным педагогом прав и интересов одаренного ребенка.

Психотерапевтическая  функция предполагает заботу о душевном равновесии одаренного ребенка, о его  чувствах, переживаниях. Социальный педагог  должен установить доверительные отношения с ребенком, оказать ему помощь в разрешении межличностных конфликтов, при необходимости снять депрессивное состояние. Выполняя психотерапевтическую функцию, социальный педагог оказывает содействие в изменении отношения одаренного ребенка к жизни, социальному окружению, к себе.

Последней функцией, относящейся  к обязанностям социального педагога, обеспечивающего социальный комфорт  одаренного ребенка, является функция  социальной профилактики. В рамках профилактической функции социальный педагог организует систему мер по предупреждению возникновения проблем и трудностей одаренного ребенка в условиях массовой школы (М. Шакурова) [80, с. 74].

Таким образом, одаренность  рассматривают как сложное, интегральное, динамическое проявление качества психики, которое развивается в течение жизни и определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одной или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Следовательно, одаренным можно назвать ребенка, который выделяется яркими, очевидными, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Сложный процесс социализации одаренного ребенка в процессе обучения в общеобразовательной школе  обусловлен несоответствием организации  обучения в общеобразовательной  школе и потребностями одаренного ребенка, неравномерностью между возрастом и высокими достижениями одаренного ребенка, что обуславливает необходимость организации деятельности социального педагога, направленной на создание социально комфортной среды для одаренных детей.

Социальный педагог, организуя работу с одаренными детьми, обеспечивает их социальный комфорт, под которым понимают субъективную удовлетворенность одаренным ребенком совокупностью благоприятно сложившихся условий, от которых зависит полноценное развитие и функционирование его личности в обществе, его самопознание и самоопределение.

    1. . Психолого-педагогические особенности развития одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

 

В своих работах исследователи  особенностей развития одаренного ребенка  акцентируют внимание на том, что личность одаренного ребенка имеет специфические черты развития и отличается от личности обычного ребенка (Д. Богоявленская, Г. Бурменская, А. Матюшкин, В. Юркевич) [8; 49; 60; 84]. Таким образом, педагогу, работающему с одаренными детьми, необходима специальная подготовка.

Г. Бурменская отмечает, что нестандартные способности, имеющиеся у одаренного ребенка, помимо положительных сторон, имеют  негативные, которые продуцируют  уязвимость одаренного ребенка [60, с. 45]. Они ведут к возникновению  трудностей в развитии ребенка, мешают его самоопределению. По мнению Г. Бурменской, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитие познанием, психосоциальным развитием и физиологическими данными [60, с. 50].

Рассмотрим особенности познавательного развития одаренных детей.

Одной из характеристик, отличающих одаренного ребенка, считают  любознательность, для раннего возраста характерно любопытство и потребность  в умственных впечатлениях. (В. Слуцкий, В. Юркевич) [60; 65]. Как отмечает А. Моляко, умственно одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения, также как одаренные спортсмены, получают удовольствие от повышенных физических нагрузок [53, с. 197].

Одаренным детям в  большей степени, чем их сверстникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Такое свойство одаренного ребенка как нетерпение к ограничению на свои исследования проявляется рано и наблюдается на всех возрастных этапах [64, с. 247]. Среди особенностей одаренного ребенка С. Рубинштейн называет его сверхчувствительность к проблемам. Исследователь отмечает: «истинное познание начинается с удивления обыденному, а все представляется само собой разумеющимся тому, чей разум бездействует» [67, с. 94].

Развитие сверхчувствительности  к проблемам связано с характером обучения. В. Слуцкий отмечает, что догматическое обучение является основным фактором, подавляющим детскую сверхчувствительность к проблемам. Проблемное, ориентированное на самостоятельную исследовательскую практику ребенка, обучение развивает эту способность [84, с. 67].

Д. Богоявленская, В. Панов, характеризуя одаренного ребенка, выделяют его надситуативную активность (познавательную самодеятельность). Деятельность одаренного ребенка не нужно стимулировать, он самостоятельно стремиться углубляться в проблему [9; 51]. Д. Богоявленская, проводя экспериментальную работу с детьми, отметила, что для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы, открытие нового, того, что не видят другие [18, с. 37].

По мнению М. Холодной, одаренного ребенка отличает повышенный интерес к дивергентным задачам [73, с. 15]. Так называют задачи, имеющие  не один, а несколько правильных ответов. Дети не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, возникающие при решении дивергентных задач, их пугают. Одаренным детям интересны открытые дивергентные задачи. Их неопределенность не подавляет, а мобилизирует и стимулирует активность ребенка [54, с. 113]. Но в школе задачи дивергентного типа редкость. Используемые задачи носят конвергентный характер, их условия предполагаю один вариант ответа, достигнуть который можно путем логического рассуждения на основе использования усвоенных правил и алгоритмов.

Г. Бурменская отмечает, что одаренный ребенок способен к прогнозированию больше, чем  его сверстники. Такое качество одаренных  детей как способность к прогнозированию  включает в себя воображение, интуицию и способность к глубинному анализу [60, с. 204]. Хорошо развитое воображение и высокая способность к прогнозированию вызывает у одаренного ребенка преувеличенные страхи.

Для одаренного ребенка  характерна повышенная концентрация внимания. Выражается это, во-первых, высокой степенью погруженности в задачу; во-вторых, возможностью успешной концентрации внимания, даже при наличии помех на восприятие информации. Отсюда такая отличительная черта одаренного ребенка, как склонность к сложным, долговременным заданиям. Часто это качество становится причиной трудностей, возникающих у одаренного ребенка в условиях массового обучения. Большая часть учителей, ориентируется на среднего ученика обладающего «низким порогом отключения». Этот порог характеризуется быстрой утомляемостью, неспособностью долго заниматься одним делом, неустойчивостью внимания [61, с. 156].

По мнению В. Слуцкого, одаренный ребенок поглощен, заинтересован  своим занятием. Его трудно отвлечь, причем заниматься своим делом он способен длительное время, может возвращаться к нему в течение нескольких дней [60, с. 303].

Склонности и интересы одаренного ребенка отличаются устойчивостью  и осознанностью, что находит  свое проявление в упорстве при достижении поставленной цели. По мнению Г. Бурменской, В. Юркевич, такое качество как упорство, является одним из главных признаков одаренности. Широта интересов, обилие увлечений, желание попробовать себя в различных сферах ведет к нерациональной трате сил. Многие начатые дела одаренный ребенок не доводит до конца.

Особенности психосоциального развития одаренного ребенка характеризуются  стремлением к самоактуализации, стремлением раскрыть свой внутренний потенциал. Стремление к самоактуализации – это стремление человека постоянно  реализовывать себя, свои способности (А. Маслоу) [47, с. 34]. По мнению А. Маслоу у ребенка склонного к самоактуализации доминирующим мотивом поведения является радость от использования своих способностей.

Одаренных детей отличает стремление делать все наилучшим образом, стремление к совершенству даже в малозначительных делах. Эта особенность называется перфекционизм (от англ. рerfect – совершенный). В. Слуцкий подчеркивает, что это качество проявляется в раннем возрасте, когда ребенок не удовлетворяется результатом, пока не достигает максимального для себя уровня [44, с. 94]. Следствием этого стремления к совершенству становится постоянное чувство недовольства собой, которое отражается на самооценке, становится причиной неврозов и депрессий. Перфекционизм делает невозможным завершение любой работы, потому что ребенок всегда находит то, что необходимо улучшить.

Такое качество как эгоцентризм  проявляется у каждого ребенка. Исследованиями в данной области  занимался Ж. Пиаже [27, с. 54]. Ж. Пиаже подчеркивал, что детский эгоцентризм закономерен и определен особенностями возрастного развития. Выражается эгоцентризм в неспособности встать на позицию другого человека, что связано с ограниченностью опыта ребенка.

Э. Голубева, В. Моляко отмечают высокую  степень выраженности эгоцентризма именно у одаренных детей. Познавательный эгоцентризм одаренного ребенка заключается в следующем: ребенок не понимает того, почему то, что ясно для него, не ясно для окружающих. Он неспособен выработать терпеливое и дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это ведет к возникновению трудностей в принятии окружающих [53, с. 171]. Говоря о моральном и коммуникативном эгоцентризме, Г. Бурменская отмечает, что в этих случаях эгоцентризм одаренного ребенка проявляется меньше, чем у «обычного» ребенка. Связано это с более высокими умственными способностями и формированию на их базе высоких способностей к познанию [42, с. 188]. Таким образом, одаренный ребенок способен улавливать причинно-следственные связи, глубже воспринимать происходящее, он способен ставить себя на место говорящего, понимать причину поступков другого человека.

Познавательный эгоцентризм преодолеть сложно, что определяется трудностью восприятия одаренным ребенком точки  зрения другого человека. Одаренный  ребенок уверен в способностях других людей.

Некоторых одаренных детей отличает желание быть лидером. Если у ребенка  нет лидерской одаренности, то склонность командовать связана с более  развитыми способностями, такими как  беглость и гибкость мышления, легкость ассоциирования, способность к прогнозированию. По мнению Е. Понамарева, одаренный ребенок лучше представляет себе эффективный характер развития игровых действий, прогнозирует возможные ошибки и несоответствия игрового поведения и, предупреждая их, берет на себя роль лидера [53, с. 57].

Часть одаренных детей перестает интересоваться коллективными играми, предпочитая им индивидуальные игры и занятия. Основные причины: полученный ранее негативный опыт общения ребенка со сверстниками в коллективных играх, особенности характера, темперамента, следствием которых является интерес к различным видам деятельности, как правило, интеллектуальным, а не желание утвердиться в роли лидера.

В качестве одной из основных особенностей развития эмоциональной сферы одаренного ребенка Д. Богоявленская отмечает повышенную уязвимость [8, с. 158]. Это связано с познавательным развитием. Одаренного ребенка отличает способность улавливать причинно-следственные связи. Окружающие события и явления ребенок воспринимает лучше, он тоньше чувствует и способен следить за несколькими явлениями одновременно. Лучшее восприятие того, что не видят другие и познавательный эгоцентризм ведут к тому, что нейтральные замечания могут оказывать сильное воздействие на одаренного ребенка.

Характеризуя физическое развитие одаренных детей, Г. Бурменская отмечает, что навыки ручной работы, координации между визуальным восприятием и механическими движениями связанны с возрастом и не так развиты как познание. Руки ребенка нуждаются в тренировке и практике. Резать и клеить ему сложнее, чем вычитать и складывать, писать труднее, чем читать и говорить. Такая неровность в сравнении с нормами развития часто ведет к раздражению и непринятию, какой либо деятельности ребенком. Трудности произвольной саморегуляции одаренного ребенка проявляются в том, что деятельность эффективно осуществляется только тогда, когда представляет личностный интерес. В других случаях одаренный ребенок игнорирует деятельность, выполняет ее небрежно [60, с. 200].

Л. Холлингуорт, исследуя особенности  одаренных детей, выделяет ряд проблем, возникающих в их развитии. Рассмотрим основные проблемы, с которыми сталкиваются одаренные дети.

По мнению Л. Холлингуорт методика преподавания педагога массовой школы  ориентирована на среднего ученика  и не учитывает особенностей одаренного ребенка, чья познавательная активность и скорость выполнения задания выше, чем у обычного ребенка. Он быстрее других выполняют задание, поэтому у него появляется свободное время, которое необходимо занять интересной для ребенка деятельностью. По мнению Н. Лейтеса, диссинхрония между методикой обучения и уровнем развитием способностей одаренного ребенка ведет к тому, что обучение в школе становится ему неинтересным, он начинает нарушать дисциплину [43, с. 33].

Как указывает Н. Лейтес, причиной негативного отношения одаренного ребенка к школе, может явятся недостаточное знание учителем особенностей одаренного ребенка и в способах взаимодействия с ним. По мнению Н. Лейтеса одаренный ребенок характеризуется стремлением выполнить задание, готовностью правильно ответить, так для него это умственная игра, состязание. Не зная этих особенностей одаренного ребенка, педагог может не замечать готовность к ответу развитого ученика. Не правильно интерпретируя поведение, учитель может допускать по отношению к одаренному ребенку бестактность, считая, его желание правильно ответить, желанием показать себя. Не внимательное отношение педагога к одаренному ребенку влияет на то, что ребенок проявляет меньшую активность на уроке, переключается на посторонние занятия.

Информация о работе Работа социального педагога по обеспечению социального комфорта одаренных детей в условиях общеобразовательной школы в Украине