Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.
Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:
· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков
1.2 Причины трудновоспитуемости подростков
1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками
2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп»
2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

·           выявление и составление статистики реализации прав и нарушения прав в отношении подростков и самими подростками в городе

Оформление полученной информации:

·           механизм защиты прав: куда и к кому непосредственно обращаться в случае нарушения прав подростка, адрес организации и телефоны должностных лиц, образцы заявлений;

·           оформление в таблицах и графиках статистики нарушения прав и обязанностей подростками и в отношении подростков.

Возможный сценарий проведения деловой игры (этап II).

1. (Звучит запись первого крика ребенка. Ведущие – старшеклассники.)

- Человек родился?

- Человек родился .

- Человек!

- Получит свой первый документ  – свидетельство о рождении. Станет  полноправным гражданином своей  страны.

- Человек растет. Общается с  окружающим его обществом (социумом).

- А общество живет по правилам.

- А для чего люди придумывают  правила?

- Да чтобы не было ссор, обид. Правил много. В каждом случае  свои.

- Затем эти правила превратились  в Законы, в которых прописаны  права и обязанности. Эти законы  охраняют права всех граждан  и должны соблюдаться всеми. Если  этого не происходит, то появляются  конфликты между людьми и даже  между государствами.

- Но как же узнать, в каком  случае, какой закон защищает  ваши права?

Учитель. Каждый человек в своей жизни выполняет множество различных социальных ролей. Например: сейчас мы с вами в школе, где моя социальная роль – учитель, ваша – учащиеся. После школы мы идем домой. Наши социальные роли меняются. Ваша социальная роль – сын (или дочь), внук (внучка). Я в свой семье - мама и жена.

Сейчас я вам предлагаю вспомнить и назвать все социальные роли, которые вы выполняли в своей жизни или те, которые вам предстоит выполнять.

(Все предложенные варианты записываются  на доске, объединяются по направлениям. На доске чертится таблица)

Вариант записи на доске.

Социальные роли

С кем взаимодействует в данной социальной роли

Правила

Законы

Кто охраняет?

Сын, дочь – член семьи

С другими членами семьи

Правила поведения в обществе, правила этикета

Семейный кодекс

Инспектор по охране детства

И т.д.

       

 

 

 

2. Класс делится на микрогруппы по 3-5 человек. Каждой группе предлагаются выдержки из правовых документов для изучения. Дается время на изучение документов. Затем представитель каждой группы озвучивает на весь класс информацию из документа (кратко).

3. Каждой группе предлагаются ролевые ситуации взаимодействия с чиновниками (написаны на перевернутых листах). Команде необходимо инсценировать ситуацию и проиграть правильное поведение.

Варианты анкет по итогам проведения всех этапов классного часа.

вопрос

Варианты ответов

1

Полезна ли встреча и общение с представителями правозащитных служб?

1.Да

2.Нет

3.не знаю

2

Узнали ли Вы что-то новое о своих правах и обязанностях?

1.Да

2.Нет

3.Затрудняюсь ответить

3

Помогут ли Вам знания механизма защиты прав подростка в решении проблемных жизненных ситуаций?

1.Да

2.Нет

3.Затрудняюсь ответить

4

Сможете ли Вы самостоятельно составить текст заявления, доверенности и т.п.?

1.Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

5

Надо ли продолжать работу по повышению правовой компетентности подростков?

Ваши предложения:

1.Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

6

Интересна ли тебе тема защиты прав подростков?

1. Да

2. Нет

3. Не задумывался

7

Приходилось ли тебе сталкиваться с проблемой нарушения прав?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

8

Сможешь ли ты воспользоваться ею?

1. Думаю, что смогу

2. Наверное, нет

3. Затрудняюсь ответить

9

Если в твоем присутствии нарушили права подростка, твои действия:

1. Пройду мимо, меня это  не касается

2. Посоветую как защитить  права

3. Я не знаю, как помочь.


 

Итоговый выход.

 

 

 

Приложение 6

 

 

Работа с родителями

ЦЕЛЬ: Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида.

ЗАДАЧИ:

1.         Расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суициды.

2.         Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребёнком.

3.         Воспитывать уважение к личности подростка и понимание к его проблемам.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1.         Фотографии (портреты) детей класса (параллели) для размещения в аудитории. Лучше, если это будут фотографии из жизни класса, (школы).

2.         Магнитофон, аудиозапись.

3.         Листочки 5 х 10, карандаши (ручки) по количеству родителей.

Играет музыка для создания фона. В классе (зале) размещены большие фотографии (портреты) детей класса (возрастной параллели).

ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье.

По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя — уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах.

Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.

Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением — правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. Риск самоубийства более высок среди тех, кто пристрастился к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной.

Исследование, проведенное среди учащихся восьмых и девятых классов, показало, что подростки, ведущие сексуальную жизнь и употребляющие алкоголь, подвергаются большему риску самоубийства, чем те, кто от этого воздерживается.

Для многих склонных к самоубийству подростков характерны высокая внушаемость и стремление к подражанию.

Когда случается одно самоубийство, оно становится сигналом к действию для других предрасположенных к этому подростков. Небольшие группы ребят даже объединялись с целью создания некой субкультуры самоубийств. Потенциальные самоубийцы часто имеют покончивших с собой родственников или предков.

Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства — это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.

Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о  смерти: “Я собираюсь покончить  с собой”; “Я не могу так  дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем  намерении: “Я больше не буду  ни для кого проблемой”; “Тебе  больше не придется обо мне  волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность  вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие  большую личную значимость, окончательно  приводить в порядок дела, мириться  с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные  перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет  друзей или имеет только одного  друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье —  в отношениях с родителями  или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная  проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия  — физического, сексуального или  эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки  суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству  вследствие того, что оно совершалось  кем-то из друзей, знакомых или  членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть  кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен  по отношению к себе.

Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося  на самоубийство подростка. В  состоянии душевного кризиса  любому из нас, прежде всего, необходим  кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять  проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений  и чувств ребенка. Если он или  она уже имеют конкретный план  самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты  и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального  кризиса. Подросток может испытывать  серьезные трудности, но при этом  не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся  в состоянии депрессии, вдруг  начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может  служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко  всем, даже самым незначительным  обидам и жалобам. Не пренебрегайте  ничем из сказанного. Он или  она могут и не давать волю  чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться  в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она  о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит  вред. Часто подросток бывает  рад возможности открыто высказать  свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

·           Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

·           Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

Информация о работе Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками