Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - социально-педагогическая работа центра детского творчества «Темп» с трудными подросткам.
Гипотеза нашего исследования: социально-педагогическая работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками будет более эффективна при реализации комплекса педагогических условий:
· вовлечение подростков и молодежи в социально значимую деятельность;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы проблемы работы с трудными подростками в учреждениях дополнительного образования
1.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков
1.2 Причины трудновоспитуемости подростков
1.3 Социально-педагогическая работа в системе дополнительного образования с трудными подростками
2. Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками
2.1 Анализ работы центра детского творчества «Темп»
2.2 Разработка и апробация программы социально-педагогической работы центра детского творчества «Темп» с трудными подростками
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 169.41 Кб (Скачать файл)

8.         Вопросы социологии и социальной педагогики под ред проф. А. Н. Ростовцева. – Рязань: Изд-во РГПУ, 2006. – 88 с.

9.         Воспитание юного москвича в системе дополнит. образования. Материалы городской научно-практической конференции (Москва, 19 февраля 1997). - М., 1997

10.      Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория / Соц. исследования –2000 г.№ 4.

11.      Горхова В.А., “Комплексная диагностика в реабилитационном центре”. //“ Семья в России” №1 –1997год, Стр. 74-83.

12.      Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1998.- 143 с.

13.      Журавлева Л.А.“ Факторы и условия наркотизации молодежи”.// Социологические исследования-2000 год № 5

14.      Иващенко Г.М. Из опыта работы специализированных учреждений по реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Государственный НИИ семьи. Научно-методическое издание И-99год.

15.      Калиш И.В. От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей. / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Владос, 2000.- с. 11

16.      Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения./ Учителю опедагогической технике. – М.: 1987

17.      Кезина Л.П. Социально-психологические основы развития образования. Дисс. канд. психол. наук. - М., 1995

18.      Ковалева Т.В., Степанова О.К. “ Подростки смутного времени”.// Социологические исследования,2003год № 8

19.      Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980

20.      Краевая целевая программа “ Развитие социального обслуживания семьи и детей”.

21.      Краевая целевая программа “Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

22.      Линг С. По лезвию бритвы: социально-психологический анализ преднамеренного риска / Социльные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Социология 1993г.№ 2.

23.      Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983

24.      Локк Д. Мысли о воспитании. /Пед. наследие/. Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179

25.      Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2001. – 458 с.

26.      Мардахаев Л. В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. – Рязань, 1999. – 92 с.

27.      Мардахаев Л. В. Дипломная работа по социальной педагогике (методическое пособие), М –1999. – 56 с.

28.      Мирсагатова М.Н. Роль и место специализированных социально-реабилитационных учреждений в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Свердловск, 1985

29.      Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999

30.      Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог:введение в должность: Сб. материалов – СПб.: КАРО, 2000. – 272 с.

31.      Осипова О.С.“ Девиантное поведение: благо или зло”.// Социологические исследования, № 8 2001год

32.      Плоткин М.М., Ширинский В.И.“Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей”// “ Семья в России” №1 –2007год, стр. 90-102.

33.      Президентская программа “ Дети России”, М.-1999год.

34.      Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением. Редакционно-издательский центр Консорциума “ Социальное здоровье России” М-99г. (Социальное здоровье России).

35.      Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987

36.      Северный А.А. О развитии образовательной деятельности по социальной педагогике и социальной работе в регионах России // Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития / материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь, 1999. - С.22-27.

37.      Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. Учебное пособие для студ., обуч. по специальностям "Социальная работа" и "Социальная педагогика". - М., 2002. - 196 с

38.      Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология" и "Социальная педагогика". М.,2000. - 336 с.

39.      Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986.

40.      Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - М., Тула, 1993

41.      Смелзер Н.Дж., Социология, М.,1994год.

42.      Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

43.      Социальная работа/ Под ред. Курбатова В.И., Ростов-на-Дону, М.2000 г.

44.      Социальная энциклопедия / Под ред. А.П.Горнина, Г.Н. Кареловой, Е.Д. Катульского и др. М: Большая Российская энциклопедия, 2000 год.

45.      Социальные технологии: Толковый словарь/ Ответ. ред. Иванов В.Н. , Москва – Белгород, 1995год.

46.      Справочное пособие по социальной работе. Отв. редакторы А.М.Панов и Е.И.Холостова.

47.      Степанов В. Г. Психология трудных школьников. – М., 1988

48.      Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

49.      Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Знание, 1998

50.      Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Тельнова Ж.Н. - Омск, 2005

51.      Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.

52.      Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Издательство «Ось-89», 1997, с. 22

53.      Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М. «Политиздат», 1990 г.

54.      Цилуйко М.В.“ Влияние средств массовой информации на формирование противоправного поведения подростков”.//Вестник психосоциальной и коррекционной работы 2006 год № 4.

 

Приложения

 

 

Приложение 1

Темы тренингов

Конфликты и причины их возникновения

Разрешение конфликтов без насилия.

Проблемы молодежи глазами молодежи

Создание древа молодежных проблем: причины, проблемы, возможности решения

Анализ проблемных ситуаций среди молодежи

Как избежать проблемных ситуаций

«Альтернатива – негативу»

Молодежь – против СПИДа!

ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений, забота о себе и своем партнере

Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!

Толерантное отношение к ВИЧ – инфицированным людям.

«Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!

ЗОЖ.

Профилактика негативных явлений в молодежной среде.

Что такое ЗОЖ?

Я выбираю ЗОЖ… Для чего и для кого я это делаю?

Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.

Умей отказаться от наркотиков!

Наркотики и закон.

Репродуктивное здоровье сегодня и в будущем.

Культура взаимоотношений между девушками и юношами.

Будьте здоровы!!!


 

 

Приложение 2

Специфика реализации программы «Альтернатива +»

Специфические особенности программы «Альтернатива»

Необходимые условия для эффективной реализации программы «Альтернатива»

1.

Сложность в управлении и контроле группы при большом количестве детей и подростков, НТЖС

Численный состав группы не должен превышать 10- 12 человек.

2.

Невозможность полностью контролировать группу, продуктивно реализовывать программу при наличии одного руководителя.

По необходимости - работа в группе двух педагогов одновременно. Создание волонтерского отряда для помощи в реализации программы.

3.

Подростки из группы ЗПР и ребята с явными нарушениями поведенческих реакций не могут воспринимать программу в том объеме и содержании, который рекомендован для их возраста.

Тяжело воспринимаются традиционные формы подачи материала (беседа, лекция и т.д.)

Программа составлена с учетом специфики контингента, в ней предусмотрены необходимые перерывы между занятиями, преобладают наглядные и активные формы работы.

Преобладание в программе практических часов над теоретическими.

Привлечение компьютерных технологий.

4.

Специфическое отношения ребят к помещению, где проходят занятия (небрежное отношение к чужим вещам, боязнь находиться в помещении, где занимаются не только сами ребята, но и кто-то еще, дискомфорт от возможности появления кого-то чужого, незнакомого и т.д.) Многие дети нежеланны дома или находятся в условиях некомфортабельных для проживания, поэтому необходимо создать максимум условий для спокойствия и уюта подростков. Это обусловлено и многими психологическими особенностями данной категории детей: высоким уровнем тревожности, многочисленными комплексами неполноценности, недоверием к окружающим и т.д.

Необходимо наличие отдельного помещения, где ребята чувствовали бы себя хозяевами, делали в системе что-либо для его обустройства.

Помещение необходимо оборудовать так, чтобы оно было по максимуму комфортно для подростков и при необходимости хотя бы частично заменяло им дом.

Также по программе планируется покупка технических средств, поэтому наличие «своего» помещения обусловлено еще и финансовой ответственностью.

5.

Постоянное нахождение в замкнутом пространстве неблагоприятно влияет на психику подростков данной группы, стимулирует девиации поведения, провоцирует выплески негативной энергии и т.д.

В программе предусмотрены выезды с участниками программы в природные условия (один – два раза в месяц). По опыту работы с данным контингентом замечено, что это способствует созданию позитивного настроя, проявлению лучших качеств у подростков, снимает стресс и агрессию.

У педагогов, работающих по программе - 9-часовая нагрузка на группы.

6.

Низкий материальный уровень у ребят данной категории,

незаинтересованность и нежелание родителей сотрудничать в рамках реализации программы.

Привлечение средств из других источников: проектная деятельность, сотрудничество с различными организациями, спонсорская и др. помощь.

7.

Недостаточный объем информации о подростках: их семьях, среды и ближайшего окружения, их жизненных проблемах, причинах девиантности их поведения и т.д. Все это обусловлено скрытностью подростков или их нежеланием выставлять себя и своих близких в дурном свете.

Взаимодействие с заинтересованными лицами и службами, которые могут предоставить дополнительную информацию о ребятах и помочь в разрешении их проблем (классные руководители, социальные педагоги и психологи школ, специализированные организации, учреждения, службы и т.д.)

 

Программа отличается большим количеством активных форм работы с подростками и молодежью, периодически она направлена не только на прямых участников программы, но и на косвенных (подростки из уличных группировок, претенденты в волонтеры, классы, педагоги и т.д.)

Привлечение молодежи для работы по социальным проектам в качестве волонтеров.

Обучение их с учетом специфики контингента, особенности программы.

Привлечение дополнительных человеческих ресурсов для реализации программы.


 

 

 

 

Приложение 3

Учебно-тематический план

Тема

Общее количество часов (9 часов в неделю)

В том числе:

Теоретические

часы

Практические

часы

 

1. «Альтернатива +» - для тебя.

18

12

6

2. Общение со взрослыми  и сверстниками:

30

12

18

3. Проблемы молодежи глазами  молодежи

11

5

6

«Альтернатива – негативу»

19

5

14

4. Компьютерные технологии

20

7

13

5. Создание позитивных  дружеских отношений в коллективе:

19

5

14

6. Экология в жизни людей

14

4

10

7. Хочешь изменить мир  – начни с себя!

15

5

10

8. Правила техники безопасности  в условиях города

9

6

3

9. Относись к людям так, как хотел бы, чтоб они относились  к тебе

15

6

9

10. Основные правила самообслуживание  в условиях выездного лагеря

30

12

18

11. Береги природу –  мать нашу!

24

12

12

12. Правила безопасного  проживания в лесных условиях

11

3

8

13. Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой!

28

10

18

13. ЗОЖ.

Профилактика негативных явлений в молодежной среде.

31

10

21

14. Великая Отечественная  Война.

20

6

14

15. Подводим итоги

10

4

8

Итого:

324

138

186


 

 

 

 

Приложение 4

 

 

Содержание тематического планирования:

Тема занятия

1. «Альтернатива +» - для тебя.

1.1 Программа «Альтернатива +»: возможности для подростков  и молодежи.

1.2 Твое участие в программе. Основные социальные акции и  проекты в 2008 – 2009 г.г.

1. 3 Давайте познакомимся!

2. Общение со взрослыми  и сверстниками:

2.1 Правила общения

2.2 Конфликты и причины  их возникновения

Разрешение конфликтов без насилия.

3. Проблемы молодежи глазами  молодежи

3.1 Создание древа молодежных  проблем: причины, проблемы, возможности  решения

3.2 Анализ проблемных ситуаций  среди молодежи

3.3 Как избежать проблемных  ситуаций

4. «Альтернатива – негативу»

4.1 Молодежь – против  СПИДа!

4.2. ВИЧ/СПИД, ИППП: профилактика, культура отношений, забота о  себе и своем партнере

Танцуй ради жизни! Танцуй – против СПИДа!

4.4 Толерантное отношение  к ВИЧ – инфицированным людям.

4.4 «Альтернатива – негативу!» - решим свои проблемы сами!

4.5 «В Новый год –  с добрым сердцем!»

5 Создание позитивных  дружеских отношений в коллективе:

5.1 Что такое «дружба»?

5.2 Нет границ в общении (сотрудничество между ребятами  из города и поселка)

5.3 «Могу! Ты – можешь! Мы  вместе можем все!»

6. Хочешь изменить мир  – начни с себя!

6.1 Социальный проект «Джуманджи»: играем с пользой!

6.2 Разработка и реализация  социально значимого мини –  проекта.

6.3 Быть волонтером –  модно и престижно!

6.4 Молодые патриоты.

7. ЗОЖ.

Профилактика негативных явлений в молодежной среде.

7.1 Что такое ЗОЖ?

7.2 Я выбираю ЗОЖ… Для  чего и для кого я это  делаю?

7.3 Наркотики, наркозависимость. Как этого избежать.

7.4 Умей отказаться от  наркотиков!

7.5 Наркотики и закон.

7.6 Репродуктивное здоровье  сегодня и в будущем.

7.7 Культура взаимоотношений  между девушками и юношами.

7.8 Будьте здоровы!!!

8. Великая Отечественная  Война.

8.1 Солдатская песня в  войну и сейчас.

8.2 Чем живешь, солдат, сегодня?

9. Подводим итоги

9.2 Что нового узнал(а) и  чему научился(лась) я за этот  год, благодаря программе «Альтернатива +»?

9.3 Итоги твоего участия  в социально значимых акциях, проектах.

9.4 Когда изменяемся мы  – изменяется мир…

Экология в жизни людей

9.1 Мы и экология.

9.2 Экология в Хабаровском  крае – основные проблемы и  причины их возникновения.

9.3 Экологическая ситуация  в родном крае. Возможна ли  помощь?

10.Правила техники безопасности  в условиях города

10.1 Безопасность перехода  от дома до школы. Что важно  учесть.

10.2 Переход через дорогу  – будь внимателен!

11. Основные правила самообслуживание  в условиях выездного лагеря

11.1 Специфика проживания  в лесных условиях

11.2 Что следует учесть  в лесу.

11.3 Будьте как дома, но  не забывайте, что вы в лесу.

11.4 Обслужи себя сам!

11.5 Как помочь себе и  товарищу.

12. Относись к людям  так, как хотел бы, чтоб они  относились к тебе

12.1 Поделись улыбкою своей…

12.2 Если друг оказался  вдруг.

12.3 Будьте вежливы!

13. Береги природу –  мать нашу!

13.1 Правила поведения в  лесу.

13.2 Убираем за собой  и за другими.

13.3 Как не навредить  родному лесу.

13.4 Мы уйдем из леса. Он останется…

14. Правила безопасного  проживания в лесных условиях

14.1 ТБ у воды, в лесу, у огня.

14.2 Первая мед/помощь в  лесных условиях.

15. Компьютерные технологии

15.1 Пользование сетью Интернет

15.2 Основы работы с графическими  редакторами

15.3 Использование фото  и видео аппаратуры для создания  презентаций

15.4 Основы создания видео-и  мультимедийных презентаций, фильмов.


 

 

Приложение 5

Тема "Каждый правый имеет право"

Цель:

·           повышение социально - правовой компетентности старшеклассников посредством обучения практическим навыкам реализации и защиты своих прав.

Ожидаемый результат:

·           осознание социальной ценности права как средства защиты личности и общества;

·           усвоение совокупности конкретных правил поведения в семье, в школе, на улице, в учреждениях культуры, местах отдыха, ориентированных на уважение к правам и свободам других граждан;

·           приобретение практического опыта применения прав человека, самостоятельного решения конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав подростка.

Предварительная работа.

Исследовательская работа с Законами РФ и подготовка пакета документов – выдержек из Федеральных Законов и нормативных актов:

·           Гражданский Кодекс РФ, Закон РФ “О занятости населения”;

·           Жилищный Кодекс;

·           Кодекс об Административных правонарушениях;

·           Конвенция ООН о правах ребенка;

·           Закон РФ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

·           Семейный Кодекс;

·           Уголовный Кодекс РФ;

·           Ф. Закон “Об образовании”;

·           Закон РФ “О защите прав потребителей”;

·           Федеральный Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

·           Закон РФ “Об общественных объединениях”, Правила дорожного движения;

·           Правила поведения в общественных местах.

Разработка хода деловой игры (I).

Проведение деловой игры

В ходе игры:

·           определение социальных ролей подростков;

·           определение круга взаимодействия в рамках этих социальных ролей;

·           определение законов и нормативных документов, регламентирующих эти взаимоотношения;

·           знакомство с выдержками из законов и нормативных документов;

·           разработка и проигрывание ситуаций согласно правилам “Этики делового общения”.

Взаимодействие с правозащитными организациями города.

·           Управление образования, начальник.

·           Управление образования, инспектор по охране детства .

·           Управление внутренних дел ГИБДД.

·           Военкомат.

·           Комитет по защите прав потребителей.

·           Молодежная биржа труда.

·           Управление по делам молодежи и спорта.

Цель взаимодействия:

·           определение прав и обязанностей в конкретной социальной роли;

·           выявление механизмов защиты прав подростков;

Информация о работе Работа учреждения дополнительного образования с трудными подростками