Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 09:01, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – дать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения иностранному языку младших школьников;
• обосновать необходимость разнообразия видов деятельности в процессе обучения иностранному языку;
• провести анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»;
• разработать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.

Файлы: 1 файл

Типлом Бузлова.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Социально – экономические условия развития российского общества за последние 15 лет существенно изменились. Это сделало востребуемым изучение иностранных языков как средства межкультурного, делового и личностного общения.

Возрос интерес к проблеме раннего обучения детей иностранным языкам.

Психолого-педагогическое обоснование данная проблема получила в работах таких ученых как: Ариян М. А., Бим И.Л., Биболетова М.З., Борзова Г. В., Гальскова Н. Д., Никитенко З. И., Зимняя И. А., Леонтьев А.Н., Леонтьев А. А., Маркова А. К., Негневицкая Е. И.

Эксперимент 1980 - 90х годов по внедрению иностранного языка в дошкольные образовательные учреждения и начальную школу показал определенные приоритеты раннего обучения иностранному языку:

    • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, воображения;
    • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
    • раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
    • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности начальной школы на развитие личности ученика поистине уникальны. В процессе овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и так далее. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

Возрастные особенности младших школьников  значительно влияют на организацию их учебной деятельности. Поэтому учитель иностранного языка стоит перед проблемой разнообразия видов деятельности на уроке. Что и составляет актуальность  нашего исследования.

Цель нашего исследования – дать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности на уроках английского языка в начальной школе.

Объект исследования – процесс обучения иностранному языку младших школьников.

Предмет исследования – разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.

В ходе работы были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме обучения иностранному языку младших школьников;
  • обосновать необходимость разнообразия видов деятельности в процессе обучения иностранному языку;
  • провести анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»;
  • разработать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

    • анализ литературы по проблеме исследования;
    • наблюдение за учебным процессом в ходе педагогической практики;
    • беседа с учителями школы,
    • пробное обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты обучения иностранному языку в начальной школе

 

1.1. Современное состояние  методики раннего обучения иностранному языку

 

Проблема раннего обучения детей иностранному языку обсуждается учеными всего мира на протяжении уже нескольких десятилетий.

В настоящее время в странах Совета Европы в рамках крупномасштабного проекта «Language Learning for European Citizenship» проводятся разнообразные исследования и эксперименты, подтверждающие целесообразность внедрения иностранного языка в практику массового обучения в начальных школах европейских стран.

В современной западной теории и практике обучения иностранному языку можно выделить, 3 разных подхода к обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста:

    • традиционное обучение иностранному языку как учебному предмету;
    • концепция «Первая встреча» — «Begegnungskonzept!» «погружение» в иностранный язык;
    • концепция развития чувствительности к иностранному языку — «Language Awareness» холистический и целостный подход.

Представители традиционного направления считают, что иностранный язык должен преподаваться в начальной школе как отдельный предмет и иметь все атрибуты последнего: оценку, контроль знаний, навыков и умений, обязательные домашние задания, обучение лексике и грамматике и связь с содержанием обучения иностранному языку в средней школе.

Концепция «Первая встреча» возникла в Германии, и в скором времени получила широкое признание на Западе. Основу данного подхода составляет не обучение языку как средству общения, а общее и речевое развитие ребенка: его интереса к иностранному языку и другой культуре, внимательного отношения к языкам, с которыми он может встретиться в повседневной жизни, способности к адаптации в новых социально-экономических условиях интеграции всех сфер жизни в современной Европе и др. Согласно этой концепции исключаются какие-либо педагогические принуждения: оценка, дисциплинарные замечания и контроль в традиционном его понимании. Кроме того, отсутствуют строгие указания на то, какие конечные и промежуточные коммуникативные цели должны быть достигнуты и какие методы и приемы необходимо при этом использовать.

В соответствии с подходом «Language Awareness» иностранный язык в начальной школе не преподается как отдельный предмет, а интегрируется с другими предметами начального цикла  и ориентирован на ребенка и его потребности. Основной целью этого курса является развитие у младших школьников наблюдательности и чувствительности к языкам путем сопоставления речевого опыта ребенка в родном языке и приобретаемого опыта в иностранном языке. В центре обучения находится аудирование аутентичной иноязычной речи и устное взаимодействие детей между собой и с преподавателями. При этом у детей развиваются элементарные умения письма путем сопоставления разных письменных систем. Учащихся также знакомят с некоторыми фактами из истории языка и эволюцией его развития.

Многие западноевропейские специалисты высказываются за возврат к традиционной форме преподавания иностранного языка.

Начальное языковое образование как ценность выражается в отношении к нему со стороны государства, общества и личности. Следовательно, с этой точки зрения можно говорить о языковом образовании младших школьников как государственной, общественной и личной ценности.

Иностранный язык как учебный предмет обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения иностранного языка выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Язык и  языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мулътилингвальном сообществе людей. Языковое образование выступает также в качестве значимого средства, которое формирует сознание личности, ее способность быть социально мобильной в обществе и свободно «входить» в открытое информационное пространство. Осознание в той или иной степени важности языкового образования в современном обществе стимулирует в последние десятилетия большинство родителей приобщать своих детей к иностранному языку с младшего школьного возраста, а школы, реагируя на эту потребность, стремятся, при наличии соответствующих условий, вводить в учебные планы (или в как дополнительные образовательные услуги) иностранный язык в качестве отдельного учебного предмета.

Учитывая результаты более чем сорокалетних исследований в области раннего обучения, которые проводились в нашей стране параллельно с широким опытным обучением, можно утверждать, что его польза многократно доказана. Кратко суммируя преимущества систематического обучения детей иностранному языку в младшем школьном возрасте, можно отметить, что изучение иностранного языка в данном возрасте полезно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно оказывает:

    • бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, воображения;
    • стимулирующее влияние на общие речевые способности ребенка;
    • раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной школе, а также открывает возможности для обучения второму, третьему иностранным языкам, необходимость владения которыми становится все более очевидной;
    • неоспорима воспитательная и информативная ценность раннего обучения иностранному языку, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. При этом постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, восприятия им действительности позволяет детям лучше осознать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка.

Ярко выраженная потребность современного общества в качественном языковом образовании находит поддержку на государственном уровне.

В январе 2000 г. В России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах, которыми владеет ученик. При этом в содержание образования должны быть обязательно включены иностранные языки и информационные технологии. Поэтому согласно Концепции новой структуры и содержания общего среднего образования, начиная со второго класса начальной школы, вводится изучение английского, немецкого, французского, испанского языков и работе с компьютером.

В целях обновления содержания обучения иностранным языкам был создан новый базисный план, предусматривающий обязательное изучение иностранного языка со второго по четвертый класс в начальной школе при двух часах в неделю.

Обновление содержания обучения иностранным языкам проявляется в том, что отбор тематики и проблематики иноязычного общения ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом различных возрастных групп, на усиление деятельного характера обучения в целом.

Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется социокультурным знаниям и умениям, позволяющим учащимся адекватно представить культуру своей страны в процессе иноязычного общения.

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных способностей:

    • понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением;
    • осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка;
    • пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.

Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств, делающих процесс овладения языком как средством межкультурной коммуникации эффективным. Речь идет о воспитании в школьнике:

    • интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
    • понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания;
    • понимания важности изучения иностранного языка;
    • потребности в самообразовании.

Важным является также развитие у учащихся общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, психических процессов, лежащих основе овладения иноязычным общением, а также эмоций, чувств учащихся, их готовности к общению, культуры общения в разных видах коллективного взаимодействия.

Реализация главной цели обучения иностранному языку в школе связана с расширением общеобразовательного кругозора учащихся. Наполнение содержания обучения аутентичной информацией о стране изучаемого языка, последовательная опора на социокультурный и речевой опыт учащихся в родном языке и сопоставление этого опыта с приобретаемыми на уроке иностранного языка знаниями, навыками и умениями призваны сформировать у школьников широкое представление о достижениях культур собственного народа и народа страны изучаемого языка.

Информация о работе Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников