Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 09:01, дипломная работа

Описание работы

Цель нашего исследования – дать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения иностранному языку младших школьников;
• обосновать необходимость разнообразия видов деятельности в процессе обучения иностранному языку;
• провести анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»;
• разработать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.

Файлы: 1 файл

Типлом Бузлова.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

Начальная школа выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. При этом должны быть максимально учтены реальные потребности и интересы младших школьников в общении и познании.

Приоритетными в начальной школе являются воспитательно-развивающие аспекты обучения предмету, связанные с формированием у школьников желания овладеть иностранным языком как средством общения и взаимодействия с другой национальной культурой и ее носителями. Учащиеся должны испытывать насущную потребность в использовании иностранного языка для решения задач общения, для осуществления конкретных дел в той или иной сфере знаний и предметно-практической деятельности, актуальной для детей младшего школьного возраста: рисовании, движении, танце, изготовлении поделок и др. Включение иностранного языка в контекст жизнедеятельности младшего школьника нацелено на оказание помощи детям в осознавании того, что для настоящего знакомства с окружающим миром, другими странами, народами и их обычаями и традициями им нужно хорошо говорить, читать, понимать на иностранном языке.

Процесс обучения иностранным языкам в начальной школе призван не только обеспечить школьникам возможность овладеть еще одним способом общения. Он должен ввести детей в мир другой культуры. Становление и развитие страноведческой мотивации, в основе которой лежит интерес к жизни сверстника за рубежом, к культуре страны изучаемого языка, ее народу, является одной из ведущих целевых установок. Ее успешной реализации способствуют разнообразные аутентичные материалы, достоверно отражающие жизнь зарубежного сверстника. Эти материалы призваны стимулировать образное мышление учащихся, развивать их вкусы и чувства, формировать их эмоции и образно-художественную память.

Важной задачей всего курса начального обучения предмету является формирование у учащихся навыков и умений самостоятельного решения простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи, чтении и письме.

Позднее была разработана программа начального общего образования по английскому языку. В настоящее время в процессе изучения английского языка реализуются следующие цели:

    • формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников; элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
    • развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
    • обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения;
    • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на английском языке;
    • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
    • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их обще-учебных умений.

На первой ступени обучения иностранному языку большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык; стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.

Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:

    • создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании иностранного языка как средства коммуникации;
    • ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором, миром игр и развлечений;
    • приобретение детьми социального опыта за счет расширения спектра проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке; формирование представлений об общих чертах и особенностях общения на родном и иностранном языках;
    • формирование элементарных коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, чтении, аудировании, письме) с учетом возможностей и потребностей младших школьников;
    • формирование некоторых универсальных лингвистических понятий, наблюдаемых в родном и иностранном языках.

Начальная школа является благоприятным этапом приобщения детей к иностранному языку, поскольку дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, в том числе с носителями этого языка. Однако на этом этапе особенно важно формировать у детей положительную мотивацию и интерес к иноязычному общению, а также готовность изучать его в дальнейшем.

Основным и системообразующим принципом обучения иностранному языку в начальной школе является его (обучения) личностно-ориентированная направленность:

  • на языковую личность ученика, его реальные потребности и мотивы;
  • развитие способности ученика к межкультурному общению.

Возможности иностранного языка как учебного предмета в реализации стратегической направленности начальной школы на развитие личности ученика поистине уникальны. В процесс овладения учащимися новым средством общения у них формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются их интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества: общечеловеческие ценностные ориентации, интересы, воля и т. д. Кроме того, приобщение младшего школьника с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни.

 

1.2. Возрастные особенности младших школьников

 

Необходимость раннего обучения иностранному языку наконец официально признана государством. Ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что интеллект человека прогрессирует наиболее быстро в детском возрасте – от рождения до 12 лет. Оптимальные условия для развития речи на языке, как на родном так и на иностранном, существуют уже до начала созревания ребенка, и развитие здесь идет вместе с созреванием – синхронно. Приближение начала обучения иностранному языку к началу развития ребенка приводит к тому, что все оказываются способными к успешному овладению иностранными языками, в отличие от взрослых. 
Психологические особенности младших школьников дают им преимущества при изучении иностранного языка. Дети 7-10 лет впитывают иностранный язык как губка опосредованно и подсознательно. Они понимают ситуацию быстрее, чем высказывание на иностранном языке по данной теме. Объем внимания и время сосредоточенности очень коротко, но с возрастом они увеличиваются. У младших школьников хорошо развита долговременная память (то, что выучено, помнится очень долго). Самым лучшим стимулом для дальнейшего обучения для учащихся 1-4 классов является чувство успеха. Пути получения и усвоения информации у детей тоже разные: визуальные, аудиальные, кинестетические. По Пиаже все дети проходят одинаковые стадии когнитивного развития, но с разной скоростью. Периоды быстрого прогресса могут чередоваться с периодами, когда успех менее заметен. Чтобы эффективно спланировать процесс обучения детей младшего школьного возраста, учителю необходимо знать периоды когнитивного, эмоционального, физического, социального и языкового развития ребенка. К сожалению, учителя с опытом работы в средней школе зачастую не могут достаточно профессионально обучать младших школьников из-за их психологических особенностей, которые предполагают использование других методов и приемов обучения в 2-4 классах. Основной причиной неудач учителя иностранного языка в начальной школе является то, что они не имеют представления о том, как дети развиваются, и какую роль привносит изучение иностранного языка в это развитие. Прежде всего, учителям необходимо всегда учитывать при планировании урока уровень языкового развития ребенка в родном языке, тогда обучение второму языку будет идти более успешно. Считается, что пока ребенок не созрел, чтобы сделать шаг вперед в языковом развитии, бесполезно пытаться учить его делать этот шаг. Познавательное развитие связано с общим интеллектуальным развитием ребенка. Понятия, усвоенные в родном языке, могут быть перенесены на иностранный язык и усвоены быстрее тех, с которыми ребенок не был знаком в родном языке, а узнал их на уроках иностранного языка. Кроме того, из-за индивидуальных особенностей детей в познавательном развитии учить весь класс одинаково нецелесообразно, лучше поделить их на малые группы, и уже в группах осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

Аффективная или эмоциональная сторона обучения так же важна, как когнитивная. В аффективную сферу входит Я-концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия, целеустремленность и способность идти на риск. Известно, что дети, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей и даже становятся неуспевающими.Важно также помнить, что дети обладают разными темпераментами: некоторые агрессивны, другие застенчивы, третьи слишком тревожны, болезненно переживают свои неудачи и боятся сделать ошибку. Учет всех этих различий поможет учителю подобрать каждому ребенку более подходящее задание или роль. Чрезвычайная чувствительность младших школьников к окружающей среде, обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и школьной успеваемостью говорят о том, что аффективное развитие должно стать предметом пристального внимания при обучении учащихся 1-4 классов. 
Необходимо учитывать и особенности физического развития детей 7-10 лет. Развитие мускулатуры влияет на умение ребенка сконцентрировать взгляд на странице, строчке или слове, что необходимо для умения читать. Оно также влияет на умение держать карандаш или ручку, ножницы, кисточку. Чтобы ученики могли достичь тонкой моторной координации, а также координации между визуальным восприятием и механическим движением, их руки нуждаются в постоянной тренировке, Маленькие дети не могут подолгу сидеть спокойно из-за недостатка контроля над двигательными мышцами. Поэтому желательно во время урока давать им такие задание, которые позволяли бы детям двигаться по классу (игры, песни с движениями, танцы).

Подводя итог вышесказанному, можно определить следующие основные потребности учащихся 1-4 классов:

  • потребность в движении;
  • потребность в общении;
  • потребность ощущать безопасность;
  • потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;
    • потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;
    • потребность чувствовать себя личностью, и чтобы учитель относился к ним как к личностям. Из этого следует, что основой отношений учитель- ученик, родитель – учитель должно стать доверие.

Известно, что младший школьный возраст (6 – 10 лет) является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Пластичность природного механизма усвоения языка детьми раннего возраста, имитационные способности, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также так называемого «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач, стоящих как перед учебным предметом «Иностранный язык», так и перед начальным образованием в целом.

Существует множество факторов, влияющих на специфику овладения иностранным языком младшими школьниками. Наиболее важные из них – возрастные особенности детей в младшем школьном возрасте. Знание и учет индивидуально – психологических особенностей детей при организации учебно-воспитательного процесса является значимым и актуальным фактором, особенно в начальной школе.

Зарубежными исследователями наиболее часто цитируются следующие качества, присущие детям младшего школьного возраста:

    • низкая концентрация внимания;
    • предрасположенность к кинестетическим формам работы;
    • предпочтение изучать целое, а не частное;
    • концентрация внимания происходит здесь и сейчас;
    • понимание ситуации опережает понимание использования иностранного языка;
    • быстрое запоминание сопровождается быстрым забыванием;
    • механическая память преобладает над логической;
    • отсутствие сдерживающих факторов при говорении;
    • отсутствие боязни делать ошибки и готовность работы над ними.

Представленные выше особенности присущи детям как в 6, так и в 10 лет. Но, кроме того, существует и дифференциация этих особенностей.

Психологические особенности детей 6 лет, учитываемые при обучении иностранному языку. Шестилетний возраст — наиболее благоприятный для начала изучения иностранного языка.

Как известно, каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности. Под ведущей деятельностью понимается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. Ведущая деятельность подготавливает переход ребенка к новой, высшей ступени развития.

Так, в шестилетнем возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности: переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. С одной стороны, у детей появляется активный интерес к новой учебной деятельности, к школе в целом, а с другой — игровая потребность не ослабевает. Известно, что дети продолжают играть до 9-10 лет.

Одно из основных направлений формирования личности в шестилетнем возрасте — это формирование мотивов учения. Исследуя мотивы, побуждающие шестилетних детей учиться, психологи выяснили, что наиболее распространенными из них являются следующие: широкие социальные, познавательные учебные мотивы (интерес к знаниям, стремление научиться чему-то новому) и игровые мотивы. Полноценное развитие учебной деятельности происходит за счет действия первых двух мотивов, но они формируются у шестилеток тогда, когда удовлетворяется игровой мотив. Более того, если потребности детей в игре не удовлетворяются, то развитию их личности наносится значительный ущерб, обучение становится формальным и интерес к учению угасает.

Информация о работе Разнообразие видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников