Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 09:01, дипломная работа
Цель нашего исследования – дать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обучения иностранному языку младших школьников;
• обосновать необходимость разнообразия видов деятельности в процессе обучения иностранному языку;
• провести анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»;
• разработать практические рекомендации по использованию разнообразных видов деятельности при обучении иностранному языку младших школьников.
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологические особенности детей этого возраста. Как правило, младшие школьники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их непосредственный интерес. Учитывая это, можно использовать на уроках разнообразные игры, соревнования, наглядный материал. Опыт работы с учениками младших классов показал, что такие виды работ дают положительный эффект. Практика показывает положительное влияние на воспитательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у ребенка, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений. Игры могут быть и специфическими лингвистическими: грамматическими, лексическими, фонетическими и орфографическими.
Дидактические игры как форма обучения иностранному языку используются и на занятиях, и в самостоятельной деятельности малышей. Их особенность состоит в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание у них непроизвольны. Дидактические игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность детей.
Подвижная игра детей создает благоприятную почву для развития их двигательной активности, укрепления здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и по иностранному языку. Подвижные игры организуются по определенным правилам, согласно которым дети действуют, общаются. И это общение может осуществляться на иностранном языке. А сочетание движений, аудирования, говорения позволяет довести используемый в игре речевой материал до автоматизма.
Многие исследователи отмечают положительно воздействующую на человека силу одобрения; положительная оценка формирующегося, растущего маленького человека вселяет в него веру в себя, сознание своей полноценности, стремление и впредь поступать и говорить хорошо.
Входя в этот мир, ребенок еще не знает, каким надо быть, как надо поступать. Одобрение дает ориентиры, как следует вести себя, «внушает» ребенку, что он добрый, храбрый, прилежный, является словесным «поглаживанием», создающим благоприятный микроклимат для жизнедеятельности.
Безусловно, важно, чтобы дети слышали комплименты от родителей, преподавателей, сверстников; точно так же важно, чтобы и сами они усвоили комплимент как способ взаимодействия с окружающими.
Ситуация комплимента, в сравнении с другими ситуациями речевого этикета, менее стандартизирована, более ориентирована на партнера, предполагает творчество при отборе и употреблении принятых в обществе способов выражения одобрения, похвалы.
Активизация речевого материала в повседневной жизни осуществляется в процессе продуктивных видов деятельности, причем дети привлекаются к оценке результатов деятельности своих товарищей. Следует побуждать их говорить вежливые слова при встречах с родителями, сотрудниками, подсказывать поводы для комплимента.
Обучение детей способам выражения доброго отношения к людям приводит к качественным изменениям в характере общения детей друг с другом и с окружающими: они становятся дружелюбнее, реже наблюдаются отрицательные оценки в адрес товарищей, чаще – случаи похвалы и одобрения. Уменьшается количество ссор и конфликтов вне занятий и на уроке, появляется стремление наладить контакты с помощью речи.
Овладение ситуацией выражения положительных эмоций помогает налаживать доброжелательные взаимоотношения между детьми, а разработанные методы позволяют компенсировать недостатки социально-речевой среды, дают детям возможность многократно воспринимать и воспроизводить в речи разнообразные способы выражения своих положительных эмоций.
Ролевая игра-драматизация на иностранном языке дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка.
Играя, дети могут проявить свою фантазию, развивается их личность, творческие возможности. Исполняя различные роли, они сопереживают, начинают ориентироваться в отношениях между людьми.
Общение на иностранном языке в ролевой игре трудно для детей, поэтому учитель, прежде всего, отбирает содержание с учетом накопленного лексического багажа. Чтобы создать среду общения в игре на иностранном языке, важно включать персонажи сказок, в виде кукол, которые говорят на английском языке.
В основе обучения детей устному видению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И. А. Зимней, является для маленьких учеников психологическим оправданием для перевода на новый язык обучения.
Кроме того, игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств» таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе.
Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:
Использование специальным образом организованной игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.
Сформулированные таким образом задачи исключают монотонность тренировки и обеспечивают активность каждого ребенка. При общей для всех задаче и одном речевом образце каждый ученик выражает свое коммуникативное намерение, свою мысль, а это всегда интересно и говорящему, и слушающему.
Чем меньше ребенок, тем больше учебный процесс должен опираться на его практические действия, так как ему недостаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо взять предмет в руки, погладить его, построить что-либо и т.д.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Многие учителя отмечают большие потенциальные возможности игры в качестве средства обучения английскому языку. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.
При организации игры многое зависит от учителя, его эмоциональности, с одной стороны, и умения вовремя уйти в сторону, быть незаметным – с другой стороны, в особенности, если ведущие в игре – дети. В ходе игры учитель не исправляет ошибки, а отмечает для себя, на какие языковые явления следует обратить внимание, над чем поработать. Главное при проведении игры – создать доброжелательную атмосферу и ситуацию успеха для учащихся.
В зависимости от целей и задач урока могут быть использованы различные игры, они могут предлагаться в процессе закрепления учебного материала, на этапе его активизации в речи учащихся. Игры применяются как отдельные элементы урока или весь урок может быть проведен в форме игры с элементами соревнования между группами.
Так как одним из субъектов учебного процесса является учитель, он должен отвечать некоторым требованиям, которые были выделены нами в ходе работы:
Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно:
В ходе работы нами был проведен анализ УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2». В результате анализа были выявлены следующие принципы разработки данного УМК:
В ходе анализа мы выяснили, что содержание УМК Биболетовой М. З. «Enjoy English-2»:
В УМК выделено нормативное содержание (минимум) и дополнительное (максимум), то есть в каждом уроке наряду с обычными заданиями имеются задания повышенной трудности. Отбор и систематизация содержания осуществлены в контексте смысловой реальности и жизненной необходимости. Количество единиц содержания соответствует реальному времени его усвоения обучающимися.
В УМК четко определены и прописаны цели обучения (воспитательная, образовательная, развивающая, практическая), представлены количественные и качественные показатели реализации этих целей в обучении иностранному языку. Прописан путь достижения указанных целей обучения соотношение целей и задач, направленных на развитие и образование учащихся в процессе овладения иностранным языком.
Тематическое содержание организовано по ситуативно-тематическому принципу и «вплетено» в сюжетную «канву». Но, к сожалению, довольно часто ситуация в пределах одного урока резко меняется, что может привести к потере мотивации учащихся продолжать изучение иностранного языка из-за скучного окончания урока, которое чаще всего не вписывается в тему. Кроме того, при методической организации содержания обучения не всегда учитываются ведущие и значимые виды деятельности учащегося, которые реализуются в общении (речевой деятельности) и совместной деятельности. В основном деятельность на уроке сводится к следующему: дети слушают аудиозапись с рассказом или диалогом, повторяют его, разыгрывают в парах. Мы считаем, что деятельность на уроках может быть более разнообразной.